Развитие эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности.
методическая разработка

Ирина Ивановна Цыкалова

        Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта

посредством театрализованной деятельности.

        Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Этапы развития эмоционального интеллекта:

  1. Идентификация эмоций;
  2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
  3. Понимание эмоций;
  4. Управление эмоциями.

        Одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, является театрализованная деятельность.
        Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Из этого следует, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях,
 находить адекватные способы содействия.

          Работая над развитием  эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности можно выделить  ряд этапов.

     На первом этапе происходит знакомство с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов, потешек, стихов, а также при  рассматривании с детьми сюжетных картинок. Например, картинка «Радость» (это может быть любое улыбающееся лицо), «Грусть», «Страх», «Злость».

        Проводится беседа: Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радостное, грустное настроение? Когда испытываем злость, страх?

         При  рассматривании изображения отмечается форма губ, положение бровей, характерные для того или иного настроения       ( «радость» — веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» — глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, «страх» — брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт; «злость» — брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.)

       Используются сюжетные картинки, на которых изображены ситуации (например, девочка разбила чашку) каждый ребенок угадывает и объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.                                                                  

   Вспоминают эпизоды из собственной жизни.

   Ведется работа с незаконченными предложениями: «Чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…», «Для мамы (папы, сестры, воспитателя) чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…»  с отрывками из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывают его. Например: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль);

«Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость); «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг); «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление).

На этом этапе уточняется  содержание произведения: дети перечисляют  героев, персонажей, их действия.  

Учатся  определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д. и  пересказывать сюжет.  

Прослушивают произведения в аудиозаписи в исполнении известных актеров. При прослушивании дети  очень эмоционально реагируют, на их лицах можно  наблюдать смену эмоций и появление разнообразных настроений

На втором этапе учатся   изображать соответствующие эмоции мимикой и жестами. Для решения этих задач подбираются дидактические игры: «Азбука настроений»,  «Театр настроений», «Угадай эмоцию», «Тренируем эмоции».

 Изображают эмоции перед зеркалом. Выбирают «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное».  Учатся улыбаться как хитрая лиса; нахмуриться, как осенняя туча; испугаться, как заяц, увидевший волкаудивляться (приподнимают брови, широко открывают глаза) 

       Для передачи эмоциональных состояний используются театрализованные  этюды:  «Баба – яга» (злость), «Один дома» (страх), «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».

Дети, по желанию, изображают героев, передавая чувства определенными эмоциями.

      «Ролевая гимнастика» помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. (Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…)

       На этом этапе дети стараются узнать настроение человека, не видя его лица, т.е. по движениям, голосу. Например: при страхе — руки прижаты к груди или закрывают лицо, при злости — размахивает руками, кисти сжаты в кулак.

        С целью обучения  дошкольников средствам выразительности применяются упражнения: «Произнеси слова с разной интонацией» (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом);

 

        Используется ролевое проигрывание ситуации. Детям предлагается найти нужную интонацию и успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть, и т.д.

 Интонация голоса педагога является образцом для подражания. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения.

На третьем этапе  распределяются  роли и ставятся совместные спектакли по сказкам:  «Теремок»,  «Репка», и др. В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия).

Опыт показал, что театрализованная деятельность формирует личностные качества детей, помогает их разностороннему развитию. Всю гамму чувств и эмоций дошкольник проживает именно в театрализованной деятельности. Хорошо спланированная театрализованная деятельность способствует формированию и развитию эмоционального интеллекта. 

Эмоциональное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных и значимых проблем, которая должна решаться совокупно всеми участниками образовательного процесса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности

Как посредством театрализованной деятельности  развивается речь детей....

"Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность."

С детьми , в своей группе я работаю по театрализованной деятельности: приобщаю детей к театральной культуре, знакомлю с видами театров, развиваю артистические навыки детей, прививаю уважение к традици...

Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы

Картотека беседс детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы...

Развитие эмоционального интеллекта в театрализованной деятельности

О пользе театрализованной деятельности в развитии эмоционального интеллекта...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...

"Развитие эмоциональной сферы посредством театральной деятельности"

Презентация совместного с педагогом- психологом проекта в старшей группе...