"Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность."
методическая разработка по теме
С детьми , в своей группе я работаю по театрализованной деятельности: приобщаю детей к театральной культуре, знакомлю с видами театров, развиваю артистические навыки детей, прививаю уважение к традициям и культуренародов. Данная методическая разработка расскажет о проделанной мною работе и думаю она будет интересна тем воспитателям, которые работают по такой же проблеме как и я.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
методическая разработка воспитателя Аргамаковой Натальи Александровны
"Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты".
Cегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации.
Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат.
Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б.М. Теплов.
В работах академика Н.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной стороне, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учёными явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала. При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием.
Развивая у малышей эмоциональную сферу через театрализованную деятельность я реализую цель: развитие артистических способностей детей.
Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
Обучающие:
- приобщение детей младшего дошкольного возраста к театральной культуре.
- последовательное знакомство детей с различными видами театров.
- обучение детей передаче образов с помощью эмоций.
Развивающие:
- развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
- творческих способностей (умение перевоплощаться).
- развитие артистических навыков детей (способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать при импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
- специальные умения: вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к театральным играм.
- желание играть с театральными куклами.
- формировать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
- прививать уважение к традициям и культуре народов.
К работе с детьми по театрализованной деятельности приступают с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, она проводится в двух основных формах:
- специально организованная работа с детьми.
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Работу с детьми по театрализованной деятельности лучше начинать с первой младшей группы: знакомство с куклой би-ба-бо. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, всё это создает радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренажёр, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:
В младших группах происходит формирование простейших образно-выразительных умений (например, имитирование характерных движений сказочных животных, во время общеобразовательных упражнений, подвижных играх и т.д.).
В средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
В подготовительной к школе группе развивать
творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических
действий под музыку.
Работая в I младшей группе, я формирую у детей простейшие образно - выразительные умения, умение имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, приговорки, песенки, попевки, сказки.
Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, радует, организует его поведение. Содержание сказки позволяет им радоваться или огорчаться вместе с героями.
Применяю в этой группе много фольклорного материала, который помогает наладить эмоциональный контакт с детками. Он помогает в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Для лучшего восприятия детьми содержания много подобрано иллюстративного материала. Подготовила настольные театры по сказкам "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок", «Волк и семеро козлят».
Для развития желания у детей принимать на себя роль того или иного любимого персонажа в группе оформлен уголок ряженья, в котором есть юбочки, косынки, фартуки, шапочки. Сама постоянно наряжаюсь в различные костюмы и провожу занятия в них, что неизменно вызывает у детей восторг.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.
Работая с детьми, я обращаю внимание на то, что у них улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Работу над темой "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность" я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить пока ещё небольшой театральный опыт детей.
Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего детства.
В нашем детском саду есть "Комната сказок". Туда мы приходим всей группой помечтать - побывать в сказке. Мечтаю создать совместный с детьми родительский театр "Театр для всех". Так чем же заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?
Это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Я в этом заинтересована и думаю, что у нас - родителей и детей это должно получиться. Буду, стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли применить в повседневной жизни.
Родители детей очень активно откликнулись на все предложения и доброжелательно отнеслись к моим задумкам. В группе проведены различные выставки поделок из природного материала, мягких игрушек, кукол для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. Дети восторженно отзываются о поделках мам, придумывают им имена, действия.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.
Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.
Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры я основываюсь на высказываниях русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие эмоциональной сферы в музыкальной деятельности ребенка"
Из опыта работы....

«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...
Консультатация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта через театрализованную деятельность старших дошкольников" (сам. обр)
Театральная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовные ценности, учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в...


