"Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность."
методическая разработка по теме

Аргамакова Наталья Александровна

С детьми , в своей группе я работаю по театрализованной деятельности: приобщаю детей к театральной культуре, знакомлю с видами театров, развиваю артистические навыки детей, прививаю уважение к традициям и культуренародов. Данная методическая разработка расскажет о проделанной мною работе и думаю она будет интересна тем воспитателям, которые работают по такой же проблеме как и я.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_wordmetodicheskaya_razrabotka.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Структурное подразделение «Детский сад «18 комбинированного вида»

 МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

методическая разработка воспитателя Аргамаковой Натальи Александровны

"Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты".     

                                                                                                                                              К.С.Станиславский

                                               

Cегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации.  

Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат.

Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.  «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал  Б.М. Теплов.

В работах академика Н.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной стороне, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учёными явление, много раз экспериментально  проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала. При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием.

Развивая у малышей эмоциональную сферу через театрализованную деятельность я реализую цель: развитие артистических способностей детей.

Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующие  задачи:

Обучающие:

  •  приобщение детей младшего дошкольного возраста к театральной культуре.
  • последовательное знакомство детей с различными видами театров.
  • обучение  детей передаче образов с помощью эмоций.  

 Развивающие:

  • развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
  • творческих способностей (умение перевоплощаться).
  • развитие артистических навыков детей (способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать при импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).

  • специальные умения: вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

        Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к театральным играм.
  • желание играть с театральными куклами.
  • формировать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
  • прививать уважение к традициям и культуре народов.

К работе с детьми по театрализованной деятельности приступают с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, она проводится в двух основных формах:

  •  специально организованная работа с детьми.
  •  нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Работу с детьми по театрализованной деятельности лучше начинать с первой младшей группы: знакомство с куклой би-ба-бо. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, всё это создает радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренажёр, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

В младших группах происходит формирование простейших образно-выразительных умений (например, имитирование характерных  движений  сказочных животных, во время общеобразовательных упражнений, подвижных играх и т.д.).

В   средней   группе   обучать    элементам    образных выразительных средств  (интонации, мимике и пантомиме).

В старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

В подготовительной к школе группе развивать
творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических
действий под музыку.

Работая в I младшей группе, я формирую у детей  простейшие образно - выразительные умения, умение имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, приговорки, песенки, попевки, сказки.

Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, радует, организует его поведение. Содержание сказки позволяет им радоваться или огорчаться вместе с героями.

Применяю в этой группе много фольклорного материала, который помогает наладить эмоциональный контакт с детками. Он  помогает в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Для лучшего восприятия детьми содержания много подобрано иллюстративного материала. Подготовила настольные театры по сказкам "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок", «Волк и семеро козлят».

Для развития желания у детей принимать на себя роль того или иного любимого персонажа в группе оформлен уголок ряженья, в котором есть юбочки, косынки, фартуки, шапочки. Сама постоянно наряжаюсь в различные костюмы и провожу занятия в них, что неизменно вызывает у детей восторг.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Работая с детьми, я обращаю внимание на то, что у них улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.

Работу над темой "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность" я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить пока ещё небольшой театральный опыт детей.

Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего детства.

В  нашем детском саду есть "Комната сказок". Туда мы  приходим всей группой помечтать - побывать в сказке. Мечтаю создать совместный с детьми родительский театр "Театр для всех". Так чем же заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Я в этом заинтересована и думаю, что у нас - родителей и детей это должно получиться. Буду, стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли применить в повседневной жизни.

Родители детей очень активно откликнулись на все предложения и доброжелательно отнеслись к моим задумкам. В группе проведены различные выставки поделок из природного материала, мягких игрушек, кукол для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. Дети восторженно отзываются о поделках мам, придумывают им имена, действия.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.

Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.

Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры я основываюсь на высказываниях русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».