Главные вкладки

    Статья "Развитие эмоциональной сферы в музыкальной деятельности ребенка"
    статья по музыке по теме

    Из опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihomuzyka.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 Эмоции – один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

    Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. В трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. В ходе проведенного диагностического исследования детей старшего возраста в нашем ДОУ, был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости, несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства.  В связи с этим можно сделать вывод о недостаточной обращенности педагогов к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности, наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают внимании детей на их эмоциональные переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний. Это поставило нас перед необходимостью организовать формы деятельности, направленные не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.

    Развивать эмоциональную сферу детей мы решили в процессе восприятия музыки. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней в виде комплекса занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развития эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний.

    За основу комплекса взята программа Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры» и коррекционно-развивающие программы по развитию эмоциональной сферы детей Хухлаевой О.В., Семенаки С.И.

    Работа с воспитателями проводилась в виде консультаций, им было рекомендовано создать музыкальную зону в виде слушания музыки, в которой находятся музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин. Для психологической работы была подобрана фонотека музыкальных произведений, с целью  профилактики невротических состояний, релаксации,  работе с эмоциональной сферой развития детей, в которые вошли произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского, А.Вивадльди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р.Шумана, В.Шаинского и других композиторов.

    В рамках данной темы мы наладили сотрудничество с родителями: разработаны анкеты для родителей, практические рекомендации по использованию музыкальных произведений дома, что способствовало  зарождению у родителей интереса к данной проблеме.

    Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что она способствовала структурированию эмоционального мира ребенка, а специально созданные условия – появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения с помощью движения, голосовых реакций, мимики и слова. Дети могли переносить испытываемые эмоции на различные виды деятельности, например рисование. В детских рисунках передавалось настроение, цветовые решения отличались разнообразием палитры используемых красок. Отмечена положительная динамика эмоциональных переживаний детей, обогащение эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Произошли положительные изменения в проявлении эмоциональной отзывчивости (от любопытства и заинтересованности к эстетическому удовольствию и свободному творческому самовыражению.

    Лучшее понимание музыки, вызванное эмоциональными переживаниями детей, может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процессе в целом.

    Литература

    1.Ветлугина Н.А. музыкальное воспитание в детском саду. –М.: Просвещение, 1981. -240с

    2.Выгодский А.С. Психология искусства. М.,1965.-256с.

    Семенака С.И. Уроки добра Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет 2005г издательство АРКТИ 44 стр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Среда семьи как место музыкальной деятельности ребенка

    Опыт работы с родителями на основе программы "Камертон" Э.П.Костиной...

    "Развитие эмоциональной сферы через театрализованную деятельность."

    С детьми , в своей группе я работаю по театрализованной деятельности: приобщаю детей к театральной культуре, знакомлю с видами театров, развиваю артистические навыки детей, прививаю уважение к традици...

    Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

    Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...

    «Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через музыкально-игровую деятельность».

    Музыка занимает особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка....

    Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

    Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...


     

    Комментарии

    Развитие эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки является очень важным аспектом работы при воспитании всесторонне развитой личности.