Среда семьи как место музыкальной деятельности ребенка
материал по теме

Опыт работы с родителями на основе программы "Камертон" Э.П.Костиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_muzykalnom_vospitanie.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Среда семьи как место музыкальной деятельности ребенка

Наш детский сад работает по комплексной программе «Детство», одновременно используя программу музыкального образования детей «Камертон» Костиной Э.П.

Программа «Детство» и программа музыкального воспитания «Камертон» предлагают насыщенное образовательное  содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Подбор комплексной и парциальной программы осуществлялся на основе единства их концептуальных подходов, в том числе и к взаимодействию детского сада с родительской общественностью.

Основные принципы программы «Детство» и программы «Камертон» позволили нам широко проводить музыкально-образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста, на основе активизации родителей, при решении задач музыкального образования. Реализация программ в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада  и семьи.

Педагогические исследования убеждают нас в том, что именно семья  является важнейшим фактором формирования личности ребенка, несмотря на то, что в воспитании принимают участие многие педагогические учреждения—детские сады, школы, внешкольные учреждения. Эффективность их влияния во многом определяется тем фундаментом, который закладывает в ребенке семья — основами его мировоззрения, морали, эстетических вкусов.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.                       

Семья является наиболее важной ступенью  для вхождения маленького человека в мир музыки. В дошкольных учреждениях многое делается по развитию музыкальных способностей детей. Однако как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участия семьи. Выдающийся  пианист и педагог Генрих Нейгауз, говоря о роли семьи в приобщении детей к музыке, отмечал: "Хорошие родители важнее хороших педагогов". Действительно, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке.

        Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей.

Для выявления музыкальной культуры родителей, их осведомленности о музыкальном развитии детей мы предложили анкету.

По результатам анкетирования родителей мы поняли, насколько трудно разобраться в потоке музыкального звучания в окружающем мире взрослым, не говоря уж о детях.

После обработки анкет мы выявили определенные тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей. На основании этих данных продумали формы взаимодействия.

Всю работу с семьей по этим вопросам в нашем дошкольном учреждении  мы осуществляем в двух направлениях:

  1. Музыкальное просвещение родителей.
  2. Приобщение к совместной музыкальной деятельности.

Музыкальное просвещение родителей:

  1. Родительские собрания (дискуссионный круглый стол);
  2. Дни открытых дверей;
  3. Индивидуальные консультации;
  4. «Листы благодарности» или вручение медалей – подведение итогов оказания помощи;
  5. Анкетирование;
  6. Наглядная информация в уголках родителей;
  7. Фотоальбомы или ширмы  «Моя семья», «Наши праздники»;
  8. Выставки музыкально-дидактических игр для родителей;
  9. Выставки книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической  и психологической литературы)

Приобщение к совместной музыкальной деятельности:

  1. Совместные праздники родителей с детьми;
  2. Совместные развлечения родителей с детьми;
  3. Организация музыкальных гостиных;
  4. Выставка совместных работ ребенка с его родителями «Рисуем музыку»;
  5. Конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками.

Вопросу создания музыкально-развивающей среды программа «Камертон» уделяет большое внимание. На тематических консультациях для родителей, мы показываем и объясняем какие музыкальные инструменты и музыкальные игрушки желательно приобрести в группу, что и как они развивают. Убеждая их в необходимости такой работы, всегда цитируем фразу великого педагога и музыканта Нейгауза: «Мы не можем создавать таланты, но мы можем создавать среду для их развития». Чтобы помочь родителям проследить музыкальный рост каждого ребенка, мы приглашаем их на открытое музыкальное занятие, где показываем различные методы и приемы обучения детей. Беседуя с родителями, подчеркиваем, что занятия являются основным источником для организации самостоятельной деятельности ребенка.

Хорошей формой связи с семьей является присутствие родителей на музыкальных занятиях, где они видят, как музыкальный руководитель вместе с воспитателем тепло и доброжелательно поют, танцуют и играют вместе с детьми. Для этого проводим  дни открытых дверей. Здесь родители видят своего ребенка в новой обстановке, обогащают свои представления  о его способностях, могут объективно оценить сильные и слабые стороны ребенка и свое воспитательное влияние на него. При этом они лучше узнают об особенностях и значении процесса воспитания в детском саду.

На одном из таких занятий показали методы и приемы обучения детей пению с ручными знаками, объяснили необходимость этой работы для развития у детей звуковысотного слуха. Родители сами с интересом включились в эту деятельность, в результате ими были изготовлены кубики, карточки, лесенки с изображением ручных знаков, которые теперь используем для занятий с детьми.

На другом открытом занятии показывали методику обучения детей музыкально-дидактическим играм. Родители учились сначала играть сами, потом играли вместе с детьми, а в итоге – помогли изготовить игры для своей группы.

Конечно, самой типичной формой взаимодействия остаются родительские собрания. В нашем детском саду мы проводим дискуссии или круглый стол, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они с охотой идут на контакт.

 Консультируем родителей по подбору фонотеки. Разработанный нами музыкальный режим в группе, был доведен до сведения родителей. Также провела беседы о музыкотерапии. Даем понятие, что основной метод музыкального воспитания в семье -  наглядно-слуховой. Родители могут познакомить детей с книгами, с репродукциями картин знаменитых художников прошлого, рассказать об эпохе их создания, связать это с музыкой этого же времени. Такая работа с ребенком во многом обогащает его представления об искусстве.

                Немаловажное значение имеет и словесный метод музыкального воспитания детей в семье. Родители могут рассказать ребенку о творчестве выдающихся композиторов-классиков, познакомить его с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, рассказать о жизни и творчестве великих певцов прошлого

(Ф. Шаляпина,  Л. Собинова,  А. Неждановой,  Н. Обуховой,  Э. Карузо,  М. Ланца,  С. Лемешева,  С. Козловского и др.), современных выдающихся певцов — крупнейших представителей оперной сцены (А. Нестеренко, Л. Паваротти, А. Соловьяненко, П. Доминго,

М. Кабалье, Е. Образцо¬вой, X. Карераса, Б. Штоколова, И. Богачевой и многих др.).

Среди форм организации музыкальной деятельности детей в семье можно назвать слушание радио- и телепередач, слушание грамзаписей и магнитофонных записей. Хорошо, если родители активно включаются в эти формы музыкальной деятельности — идет совместное с ребенком слушание музыки.

  Связь с семьей у нас осуществляться через музыкальные уголки для родителей, где мы размещаем  тексты разучиваемых с детьми песен с целью их последующего закрепления дома, ритмический рисунок, схематическое построение мелодии и т. д. В музыкальных уголках даем  рекомендации и высказываем  просьбы к родителям. Например, приобрести ребенку музыкальный букварь, сделать фланелеграф и т. п. Там же размещаем  приглашения родителям на музыкальное занятие, развлечение с указанием темы музыкальной деятельности, приглашение на праздник с участием в нем.

С интересом родители воспринимают выставки музыкально-дидактических игр, активно пользуются предложенной подборкой музыкально-педагогической и психологической литературы, фонотеку с аудиозаписями музыкальных произведений для детей, видиотеку. Никогда не отказываются принять участие во всевозможных конкурсах, таких например как «Рисуем музыку», «Сделай сам музыкальный инструмент».

Так же очень нужной формой работы считаем заполнение фотоальбомов «Моя семья, ведение «Музыкального дневника» или выставка ширмы «Наши праздники», куда включены фотографии с различных совместных мероприятий, праздников, любимые детьми фотографии своих родителей. С большим удовольствием ребята рассматривают снимки, обмениваются впечатлениями, рассказывают друг другу о своих близких.            

          Эффективной формой общения детей со своими родителями считаю совместные праздники. В нашем дошкольном учреждении стало традицией проведения совместно с родителями: «День матери», «Новый год», «23 февраля», «Масленица»,  разнообразные конкурсы к «8 марта». На празднике «Выпуск в школу» воспитатели  вручают родителям медали и грамоты по разным номинациям, за оказанную помощь группе. Стало традицией выступать родителям с небольшой поздравительной программой.

 На День Победы в гости приглашаем ветеранов, прабабушек детей воспитанников нашего садика.  Эти мероприятия  перешли из разряда развлечения в средство формирования культуры общения родителей между собой и с детьми, служат накоплению разнообразных музыкальных впечатлений.  

Интересной и необходимой формой общения с семьей являются концерты детей для родителей. Это всегда большой праздник, как для детей, так и для родителей, бабушек и дедушек.

            Немало семей имеют специальную аппаратуру и снимают видеофильмы праздников в детском саду — концертов, утренников, развлечений. Эти фильмы доставляют много радости родителям воспитанников детских садов.

Повышение уровня музыкального образования взрослых и детей, формирование у них музыкально-эстетического вкуса – эти задачи ставятся при организации и проведении такой формы совместной работы как музыкальные гостиные.  При их проведении мы объединяем разные виды искусства: музыку, живопись, театр, поэзия.  Собравшись вместе, родители и дети слушают любимые произведения классической музыки, читают стихи, поют, играют на музыкальных инструментах.

Силами родителей и педагогов в группах созданы альбомы с портретами композиторов и иллюстрации к этим произведениям. Родители становятся инициаторами приобретения магнитофонов.

Родителей, которые любят музыку, владеют каким-либо музыкальным инструментом, привлекаем к совместной работе. Например, в организованном музыкальной школой №12 концерте, ведущей стала мама Коли. А в развлечении «Пушкин и музыка» мама Андрея исполнила романсы на слова Пушкина.

Так же родители оказывают помощь в придумывание дизайна костюмов для детей к праздникам.

  Мы напоминаем   родителям о системе поощрения детей в процессе музыкального воспитания. Важно поддержать интерес ребенка к музыке, похвалить его, если он пытается сыграть или спеть знакомую песню, подарить ребенку в день рождения музыкальный инструмент, интересную  книгу о музыке и музыкантах, видеокассету с записью концерта выдающегося музыканта или певца и т. д.

В нашем дошкольном   учреждении выпускается познавательно-развлекательный  альманах

для родителей и детей «Петушок».   На страничках «Праздничная», «Сюрпризная» освещаются последние музыкаль ные события дошкольного образова тельного учреждения: встречи в му зыкальных гостиных и музыкальных салонах.  На «Конкурсной» страничке  привлечение родителей в различные конкурсы. Выпуск газеты очень популярен, пользуется большим спросом у родителей.        

            Наблюдая за успехами своих детей, родители начинают верить в наш правильный подход к вопросу музыкального образования дошкольников и уже сознательно и активно включаются в процесс совместной с педагогами деятельности.

Привлекая родителей к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, мы даем рекомендации к созданию таких же условий дома. В результате во многих семьях появляются фонотеки, музыкальные игры и инструменты. Это все помогает им в организации семейных праздников, концертов, приносит в семью тепло, делает ее более дружной, духовно единой.

   Организация семей ного музыкального досуга в детском саду способствует повышению числа выпускников подготовительных групп, изъявивших желание получать дополнительное образование в музы кальных школах и качественному рос ту степени участия родителей в музы кально-образовательном процессе детского сада.

Работа с семьёй – дело сложное и деликатное, формы этой работы многообразны. Результатом плодотворной работы детского сада и семьи является то, то музыка становится прекрасным помощником в воспитании у детей самых добрых, возвышенных чувств.