Презентация на тему: "Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа)

Медведева Елена Геннадьевна

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_2019.docx34.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Слайд №2

В современных условиях развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами,  одним из приоритетных  целевых ориентиров является развитие самостоятельности,  инициативы  и активности дошкольников.

 Вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий,  на первый план выходят совместная деятельность с педагогами и самостоятельная деятельность детей.   Тем самым самостоятельной  деятельности  отдаётся ведущая роль в развитии ребёнка-дошкольника.

Слайд №3

В чём же проявляется самостоятельность в музыкальной  деятельности  детей?

(На слайде)

(Самостоятельная музыкальная деятельность детей -  одна из форм выражения потребностей в музыке, характеризующаяся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений. При этом общение ребёнка с музыкой  отличается увлеченностью и заинтересованным характером.)

Наличие самостоятельной музыкальной деятельности свидетельствует о высоком уровне развития музыкальных способностей ребёнка, умения проявить своё отношение к окружающему – увиденному и услышанному. Умение переносить полученный в непосредственной образовательной деятельности опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы.  В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

В теории  дошкольной практики,  в психолого-педагогической литературе,   особенности самостоятельной художественной (в том числе и музыкальной) деятельности детей дошкольного возраста в разное время изучали учёные  Флерина  Е.А,  Н.А.Ветлугина, О.П. Радынова,  Г.А.Праслова  и др.  

Исследования  психологов, педагогов, музыкантов  свидетельствуют о том,  что источником возникновения  детского  музицирования  в ДОУ, является прежде всего, образовательная деятельность по направлению  «Художественно-эстетическое  развитие». Здесь дети разучивают  репертуар  песен, танцев, игр.  Их систематически побуждают  к самостоятельным  действиям. Полученные знания  дети переносят  в самостоятельную музыкальную  деятельность.

Слайд №4

В своих трудах, рассматривая виды самостоятельной  музыкальной деятельности, Н.А. Ветлугина предложила следующую квалификацию, которая в первую очередь, основана на видах детской музыкальной деятельности.

(на слайде)

  1. Игры в «занятие музыкой».  
  2. Игры в «музыкальный концерт».
  3. Игры в «Оркестр».
  4. Самостоятельно организуемые музыкально-дидактические игры.
  5. Самостоятельное музыкальное восприятие.
  6.  Инсценировки с использованием музыкальных инструментов.
  7. Сюжетно-ролевые игры с использованием музыкального материала

Обобщая формы организации самостоятельной деятельности, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся:

- сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных  произведений, распределяют роли,  и сюжет получает своё развитие;

- игры-упражнения, во время которых ребёнок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение.

Слайд №5

Г.А. Праслова, отмечает, что  развитие  самостоятельной музыкальной деятельности детей невозможно без создания музыкальной среды, которая   заключается:

  • В воспроизведении впечатлений от праздников, побуждающих ребёнка вспомнить и самостоятельно преобразовать те или иные ситуации.
  • В организации предметно-пространственной среды с тем условием, чтобы дети могли практически воплотить свои замыслы.
  • В установлении общих связей между музыкальными занятиями и самостоятельным  музицириванием детей.  Поддержании инициативы детей в выполнении поисковых проблемных творческих заданий.
  • В создании благоприятной эмоциональной  атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно применять ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях;
  • В формировании доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для самостоятельной  музыкальной деятельности  в небольшие группы по интересам и склонностям.

Слайд №6

Возникает вопрос: как создать музыкальную среду, при которых  развитие  самостоятельной музыкальной деятельности  протекало бы в максимально адекватных  для дошкольного возраста условиях?

Слайд №7

Цель нашего опыта работы: создание развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности  дошкольников.

Для достижения поставленной цели, наши были определены задачи, отраженные на слайде.

(на слайде)

- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть проблему организации самостоятельной музыкальной деятельности  дошкольников;

 - проанализировать современные образовательные программы и педагогические технологии для организации самостоятельной  музыкальной деятельности;

-  реализовать технологию эффективной социализации «Клубный час», способствующую  развитию самостоятельной музыкальной деятельности;

-  проанализировать результативность данной работы.

Изучив теоретические аспекты развития самостоятельной  музыкальной  деятельности,  мы  приступили к практической  работе  по созданию  музыкальной среды, отвечающей современным условиям.

Слайд №8

С  2016 года в нашем учреждении реализуется  технология эффективной социализации дошкольников, разработанная Н.П.Гришаевой   «Клубный час».   

Слайд №9

Суть технологии в том, что    дети могут в течение одного часа могут перемещаться в открытом  пространстве на 2 этаже  и  заниматься любой интересной им  деятельностью, соблюдая определённые правила поведения, по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Слайд №10, 11,12

«Клубный час»  проводится по   пятницам.  Для ребят организованы  Центры активности, где каждый имеет право действовать по собственному замыслу.

Слайд №13

В «Музыкально-театрализованном центре»   ребята  перевоплощаются  в  музыкантов, певцов или актёров.  

 Слайд №14

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Вид  «Клубного часа»,  так как он может проводиться в различных формах:  свободный, тематический,  деятельностный, творческий.

2. Периодичность и длительность «Клубного часа».  

3. Организационные моменты. Педагоги определяют, сколько групп и какие будут участвовать в  мероприятии. Обсуждают, какие центры активности будут работать. В каждом центре  находится    свой мастер, который занимает позицию наблюдателя и помогает детям, если они к нему обращаются.   В  коридорах и на лестницах тоже находятся сотрудники, которые  не  заметно приглядывают за безопасным передвижением детей.    По окончании мероприятия ответственный проходит по всем  центрам, подавая сигнал колокольчиком, о том, что пора возвращаться в группы.

Безусловно, большое внимание мы уделяется подготовке детей  к мероприятию. Ребята обсуждают правила поведения во время  «Клубного часа».  Сначала это были общие правила, но потом ребята придумали и нарисовали в каждом центре свои.

Слайд №15

 В «Музыкально-театрализованном» центре ребята разместили их на видном месте.

Слайд №16

Так как  «Клубный час» одновременно посещают дети нескольких групп,   в каждом центре действует правило  «Желтых кружков». При  входе в каждый центр ребята выставляют желтые круги. Одновременно там могут находиться не более 10 детей. Если все круги стоят в кармашках, значит  нужно подождать или вернуться сюда позже.    

Слайд №17

После завершения «Клубного часа» в каждой группе   начинается обсуждение, где дети делятся своими впечатлениями: где был, что запомнилось, смог ли осуществить задуманное, показывают результаты своей продуктивной деятельности.

Реализация данной технологии способствует не только развитию социализации,   но и является  эффективным средством развития самостоятельной  (в том числе и музыкальной деятельности)  детей.

А педагогам-мастерам в каждом центре даёт возможность  понаблюдать за деятельностью дошкольников.  В результате  наблюдений мастер фиксирует проблемы, возникающие у детей  в процессе «Клубного часа», обсуждает   их с   педагогами, находя пути решения.

Слайд №18

Наблюдение за детьми в  «Музыкально-театрализованном центре» помогли нам изучить  особенности  использования детьми  музыки в самостоятельной музыкальной деятельности, выявить  музыкальные предпочтения детей,  провести анализ развивающей среды музыкального зала.

 В целом из наблюдений за детьми можно было отметить, что музыкальные инициативы они  проявляли достаточно редко, чаще подключались к другим ребятам  или инициативам взрослых. Музыкальный материал, используемый в самостоятельной деятельности, был достаточно однообразен (музыка из семейного репертуара, основанного на современной популярной музыке).

Индивидуальные беседы по выявлению музыкальных предпочтений показали, что в дети достаточно положительно относятся к музыке. В свободное время дети отдают предпочтение пассивному слушанию, а не исполнительству. Музыкальные  уголки  в группах  не являются излюбленным местом детских игр. В большинстве случаев, дети используют однообразный материал или вовсе не используют в своих играх предметов музыкального уголка.  

Наблюдения, направленные на  изучение  потребности ребёнка в музыкальных видах деятельности показали, что игры с музыкальными инструментами не являются для детей любимым занятием, в основном интерес проявляется в виде непродолжительной увлеченности инструментом, пробным музицированием на нескольких музыкальных инструментах и реже выступают в форме осознанного увлеченного и продолжительного  музицирования  на одном-двух инструментах.

На основании своих наблюдений мы определили несколько направлений работы и  на протяжении двух лет  создаем  музыкальную  среду,  направленную  на развитие самостоятельной музыкальной деятельности.  

-  создание предметно-развивающей среды

-  взаимодействие  с родителями  

 - совместная деятельность педагогов с детьми.

-  самостоятельная деятельность детей

 ППРС

Слайд 19

Предметно-развивающую  среду мы построили с учётом  требований образовательных стандартов: была приобретена  открытая мебель с выдвигающимися ящиками,  где хранятся музыкальные инструменты и атрибуты, весь материал стал  доступен  для детей. Чтобы легко найти требующийся  материал, на ящиках   детьми была сделана понятная маркировка.  

 

Во время проведения свободного деятельностного клубного часа, музыкальный зал делили на две зоны.

Слайд 20

Первая зона – музыкальная, где под звучание музыки, дети самостоятельно организуют оркестр, подыгрывая на выбранных музыкальных инструментах, солируют (представляя себя на сцене), исполняют танцевальные движения. В этой же зоне находится фонотека, где дети, уединившись и надев наушники, слушают классическую и современную музыку, изображая услышанное.Свои впечатления и эмоции от восприятия музыки дети отражают  в  своих рисунках и размещают их тут же,   на магнитных щитах.  

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. Музыкально –дидактические игры красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту.

Исходя из этого, зона музыкальной  деятельности дополнена  детскими музыкальными инструментами. Их достаточное количество позволяет при желании выбрать  каждому для себя интересное дело или объединиться в группу для игрового взаимодействия.

Для привлечения внимания детей к танцевальному творчеству в музыкальном центре внесены различные атрибуты, в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических  игр, игр с пением. Дети обращаются  к атрибутам, когда слышат знакомые песни и придумывают простейшие танцевальные импровизации в соответствии с характером и содержанием.

Слайд 21

Вторая зона –   театральная. Здесь ребята, надев костюмы, перевоплощаются в разных героев, обыгрывают придуманные сюжеты.

Используя пальчиковые театры, би-ба-бо, дети показывают спектакли, сценки, театрализованные действия не только за ширмой, но и передвигаясь по всей зоне, привлекая,  таким образом,  других детей.

Так дети приобретают навык импровизации, разыгрывания сюжета без предварительной подготовки. В этой деятельности принимают участие дети разного возраста.

 

 Слайд 22

 Совместная деятельность с детьми

Организуя образовательную деятельность, мы придерживаемся принципа интеграции музыки с другими образовательными областями и видами  детской деятельности.  Про  образовательные события  «Кошки», «Собаки»., видео день собаки

 

Слайд 23,

Взаимодействие с родителями

За время апробации данной технологии мы пробовали, проводить разные виды «Клубного часа» и пришли  к пониманию того, что открытое пространство  можно использовать не только для  детей, но и для организации  семейного отдыха, как  новую  форму  проведения совместных праздников и развлечений.

 А в прошлом  году мы решили отказаться от традиционных праздников Дня защитника Отечества и праздника мам, и пригласили  родителей отметить эти дни по-другому. В каждой группе родители и дети разделились на две команды, получили маршрутные листы и отправились в весёлое  путешествие. В каждом центре их ждали интересные задания, которые выполняли все и взрослые и дети. Так, например, на музыкальной станции  пели песни, играли, и даже организовали военный оркестр. (видео)

Слайд 24

А во время праздника, посвященного  8марта, дети в центре творчества сделали своим мамам короны, чтобы  они  смогли почувствовать  себя  настоящими  королевами праздника, смастерили  цветочную поляну  из пластмассового конструктора. В группах были организованы центры игры, где воспитатели тоже приготовили задания для  мам и детей, прошли  модные дефиле, шуточные игры и даже курсы молодых мам.

Наши мамочки получили возможность отдохнуть вместе с детками,    увидеть детей  в кругу своих друзей, своего "маленького" коллектива, где они проводят большое количество времени, где учатся не только петь, танцевать, рассказывать стихи, но и правильно  вести  себя в обществе сверстников. Было  очень интересно наблюдать, как дети трогательно ухаживают за своими мамами, стараются  им помочь, как болеют друг за друга в играх.

Данное мероприятие помогло создать единое пространство: педагог – ребенок – родитель. Дети с особым интересом и удовольствием исполняли любимые песни, играли на музыкальных инструментах вместе с мамами, что вызвало большой эмоциональный отклик у ребят.

Родители смогли ближе познакомиться с воспитательно-образовательным процессом, в итоге стали больше проявлять интерес к жизни своих детей в детском саду, следить за новостями о мероприятиях, активнее принимать участие в совместных праздниках.

Используя  данную технологию   в работе с дошкольниками, мы убедились, что дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения. Организация детской деятельности по типу «Клубный час» открывает новые возможности использования образовательной среды детского сада,  позволяет реализовать идею разновозрастного сотрудничества, поддерживает самостоятельность и инициативу детей дошкольного возраста.

Слайд 25

 Вывод: дети чаще стали использовать музыку по собственной инициативе и во взаимодействии со взрослыми, предлагая дома послушать понравившуюся  музыку, которая звучала в  детском саду, изготовить дома музыкальные инструменты из бросового материала. Также дети чаще обращаются к музыке в ходе игровой   деятельности. Им очень нравится рисовать под музыку определённого характера. Большой интерес дети стали проявлять к исполнительству, использовать музыкальные инструменты. Музицирование  большинства детей было увлеченным и продолжительным.

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что созданная музыкальная среда  позволила совершенствовать музыкальные умения и навыки,  развивать  музыкальные способности детей, а также  является эффективным средством самостоятельной музыкальной деятельности  дошкольников.

Слайд 26

1.Свой подход к организации предметно-пространственной среды в рамках реализации технологии «Клубный час» мы представляли  в рамках методического объединения заместителей заведующих ДОУ, на семинарах сети детских садов  «Школы  Росатома» в 2017 году.

-  2017 году в рамках Единого методического дня представляли опыт работы  на методическом объединении музыкальных руководителей

Слайд 27

-   размещаем свои методические материалы  на сайтах электронных СМИ.

Слайд 28,29

-  В 2017, 2018 году участвовали  во  всероссийских творческих конкурсах.

Слайд 30

2. Постоянно  работаем  над повышением профессионального уровня в 2017 году прошли обучение  в «РЦОКИО» по теме «Информационная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС», в 2018 году обучались на программе дополнительного профессионального образования  «Организация работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО

Слайд 31

3. Наши воспитанники  являются  ежегодными участниками  муниципального конкурса  «Веснушки»,

Слайд 32,33,34

Принимали участие в  детских творческих конкурсах регионального и всероссийского уровня.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Презентация по теме " Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников "

Презентация посвящена самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников и  роли в ней педагога. Представлены источники и виды самостоятельной музыкальной деятельности, а также её структура, ф...