Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Мелехова Татьяна Алексеевна

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоциональной сферы ребенка,приобщает к духовному богатству. Кроме того, настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития различных видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, певческого. И для того, чтобы это развивать, необходимо создать специальные условия,  организовать предметно-развивающую среду, максимально обеспечивающую перевод дошкольника на позицию субъекта детской деятельности, освоение которой поможет ребенку самореализоваться и успешно перейти к следующему возрастному этапу - школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной

        театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и    образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоциональной сферы ребенка, приобщает к духовному богатству. Кроме того, настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития различных видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, певческого.

        И для того, чтобы это развивать, необходимо создать специальные условия,  организовать предметно-развивающую среду, максимально обеспечивающую перевод дошкольника на позицию субъекта детской деятельности, освоение которой поможет ребенку самореализоваться и успешно перейти к следующему возрастному этапу - школьной жизни.

В моей группе детского сада № 8 города Красноярска, театрализованная деятельность является приоритетным направлением, организация развивающей среды поставлена на высоком уровне и представлена в виде уголков-центров, каждый из которых несет свою функцию в развитии ребенка, технологию работы с материалом, обеспечивающую самостоятельность, следовательно и свое вещно- предметное наполнение и расположение.

Большое значение я придаю оборудованию уголка-центра «Чудо- мастерская», цель этого центра: изготовление сказочных персонажей, кукол, декораций или атрибутов к спектаклю. Предметная среда мастерской вмещает большое количество самых разнообразных материалов: бумага разного формата и цвета, ножницы, клей, нитки, катушки от ниток, различная ткань, мех, пустые пластиковые бутылки, брусочки, варежки, перчатки и др. Главное требование к материалам – чистота, экологичность, эстетичность. Предметно-схематические модели, отражающие трудовой процесс от цели к результату деятельности, помогут юным мастерам сначала

с помощью взрослых, а затем и самостоятельно смастерить несложные предметы, необходимые к спектаклю.

В уголке-центре «Развитие речи» я разместила настольно-печатные игры, способствующие развитию речевых, сценических коммуникативных навыков; художественная литература, сюжетные картинки, иллюстрации с изображением времен года, альбом с фотографиями детей группы, исполняющих роли в спектакле.

С целью освоения оформительской деятельности, передачи образов персонажей, усвоения последовательности событий в группе организован художественно-творческий уголок-центр, где у воспитанников имеется возможность заняться продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией по теме произведения.

Развивающая среда группы детского сада может включать и другие уголки-центры, например музей театральных вещей, костюмерная и др., названия которых говорят сами за себя.

При недостаточных условиях и небольших по площади группах возможно связность различных функциональных зон, например можно объединить музыкальный уголок с театральной студией, уголок пальчиковых игр с «развитием речи».

Для «оживления» развивающих уголков необходимо постепенно вводить новый материал по мере ознакомления с ними на занятиях. В размещении оборудования уголков-центров хорошо соблюдать вариативность, рациональное расположение, позволяющих ребенку реализовать замысел в любое время, гибкость и управляемость среды. Очень полезно периодически организовывать в этих центрах различные конкурсы, мастер-классы, выставки, семинары-практикумы, творческие отчеты для родителей. Все эти мероприятия неизбежно внесут новую струю в оформление, обогащение и пополнение предметно-развивающей среды не только группы, но и детского сада в целом.

В последние время в дошкольных учреждениях широко используются  театральные студии - специально оформленные комнаты или специально отведенное место в группе. В театральной студии дети проводят репетиции, представляют спектакли, учатся актерскому мастерству. Здесь, как правило, размещается подиум,  разновидности театрализованных игр, костюмы,  маски, музыкальные инструменты,  разнообразные многофункциональные ширмы. В помощь юным артистам в самостоятельной театральной деятельности могут прийти технические средства (DVD- диски, обучающие компьютерные программы), наглядная информация в виде моделей последовательности постановки спектакля. Cубъективным участником детской театрализованной деятельности ребёнок становиться при условии, если способен поставить цель предстоящей деятельности ( постановка спектакля), искать средства реализации ( подобрать материал,оборудование), осуществлять необходимые действия (репетировать, изготавливать декорации и кукол) и представлять результат своей работы. Все эти показатели формируются в процессе целенаправленной ежедневной образовательной работы и соответствующих условий.

У актеров кукольного театра должны быть гибкие и сильные пальцы. Для этой категории артистов необходима своя гимнастика -  пальчиковая. Осознавая необходимость систематической  работы по развитию мелкой моторики, в группах оформляются уголки пальчиковых игр. Там можно не только самостоятельно демонстрировать пальчиковые игры, но и научиться показывать фокусы с различными предметами, основная цель которых состоит в развитии ловкости и гибкости пальцев рук. Уместны в этом центре и игры с камушками – смысл таких игр в умении быстро производить определенные действия с камнями. Для самостоятельного использования пальчиковых игр в повседневной жизни, детям помогают специальные карточки, на которых символически изображено название и содержание игры.

Художественно-ручной труд с бумагой «Оригами» также способствует развитию пальчиковой гибкости. Дети, ещё не умеющие читать легко осваивают «оригамскую» грамотность и затем увлеченно работают самостоятельно. В уголке «Волшебная бумага» целесообразно иметь карты с изображением несложных значков, обозначающих действие с бумагой. Ценность уголка «Оригами» для театрализованной деятельности в том, что воспитанники с удовольствием обыгрывают своих бумажных героев посредством игр-драматизаций.

Вот таким не хитрым способом я обустроила групповое пространство, которое обеспечивает познание, развитие и использование в дальнейшем приобретенных знаний.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пространственная предметная развивающая среда – путь активизации познания».

Среда развития ребенка – это условия, которые отвечают его духовным, социальным, познавательным, эстетическим потребностям. Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает п...

Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...

Создание развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельной деятельности дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, вДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структу...

Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...

Предметно-развивающая среда при организации самостоятельной конструктивной деятельности " Ателье мод"

Совместная деятельность педагога и детей по теме: «Ателье Мод» Виды деятельности детей:– познавательно - исследовательская– коммуникативная– конструирование- дв...

Презентация на тему: "Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самоо...

Консультация для педагогов « Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников»

Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у детей дошкольного возраста...