Педагогические условия активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников
консультация

Космачева Татьяна Александровна

В статье рассмотрены  педагогические условия по активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников

        Выстраивая систему педагогических условий активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей.

        Педагогическими условиями активизации самостоятельной игры детей первой младшей группы являются: совместная игра педагога с детьми, объединение детей в игре посредством предмета или игрушки, демонстрация педагогом использования предметов в игровом сюжете, использование в игре предметов-заместителей с целью овладения детьми условным игровым действием, комментирование педагогом действий ребенка, поддержание радостного настроя, проявления инициативы.

        Для активизации самостоятельной игры дошкольников второй младшей группы необходимо понимание и принятие педагогом основного новообразования в развитии игровой деятельности детей четвертого года жизни - переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой, расширение круга детских представлений о мире взрослых людей, обогащение жизненного опыта. Для этого целесообразно использовать следующие методы: рассматривание картинок с изображением людей разных профессий, чтение книг, организацию дидактических игр типа «Лото». Задача взрослого – обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности. Важным становится организация игровой среды с внесением предметов и игрушек, отражающих новые представления ребенка, совместная игра с ребенком для овладения детьми новым игровым умением – принятием на себя роли. При этом целесообразно к игре младших дошкольников привлечь детей старшей и подготовительной групп и организовать совместные игры педагога с детьми. Для развития режиссерской игры на ограниченной плоскости необходимо предоставить детям небольшие по размеру игрушки.        Педагогические условия активизации самостоятельной игры детей средней группы включают:

        - обогащение, уточнение и расширение детских представлений о мире взрослых;

        - развитие игровых умений детей по отображению в самостоятельной игре впечатлений от окружающей действительности;

        - развитие детского творчества;

        - формирование у детей умений взаимодействовать, учитывая игровые интересы друг друга, согласовывать замыслы и действия.

        Совместная работа педагогов и родителей по ознакомлению с социальной действительностью состоит в обогащении, уточнении и расширении детских представлений о мире взрослых. Задача педагога – способствовать развитию игровых умений детей.

         В этой возрастной группе педагог вводит различные настольно-печатные игры. Для развития их самостоятельных форм от педагога требуется:

        - организация совместной игры с дошкольниками 4-5 лет, в которой воспитатель будет партнером;

        - постепенное введение в игровой опыт детей различных типов настольно-печатных игр, усложняя задачи и развивая умения детей;

        - организация предметно-игровой среды, способствующей поддержанию интереса детей к играм типа «лото», «гусек» и «домино». В старшем дошкольном возрасте дети овладевают способом сюжетосложения, овладение которым происходит в совместной игре педагога с детьми: дети вместе со взрослым придумывают новые сюжеты на основе личных впечатлений. Сюжеты могут включать как реалистические события, так и сказочные.

        Организация работы педагога с детьми старшего возраста должна содержать:

        - уточнение и расширение детских впечатлений о мире взрослых, их труде, новых профессиях. Обогащение жизненного опыта детей 5-6 лет осознанием ими сферы человеческих взаимоотношений;

        - овладение детьми новыми для них игровыми умениями, которые в старшей группе являются основой для совместного придумывания сюжетов в самостоятельных играх;

        - поощрение детского творчества в придумывании сюжетных событий и создании образов в самостоятельной игре;

        - развитие у детей партнерских отношений и умений договариваться друг с другом, учитывая разные игровые интересы;

        - создание в группе соответствующей игровой среды.

        При определении педагогических условий активизации самостоятельной игровой деятельности детей подготовительной группы педагог должен помнить, что «семейные» и социальные роли становятся для детей менее интересными по сравнению с ролями персонажей мультфильмов, компьютерных игр, художественных фильмов, так как информационные средства оказывают на игровую деятельность детей значительное влияние. Педагог должен учитывать детские интересы к вымышленному информационному миру и стараться выстраивать на их основе игры с воображаемой, фантастической ситуацией, что способствует развитию творческих способностей детей. Развитие сюжета в таких играх осуществляется посредством поиска путей разрешения поставленной проблемы и дальнейшей постановки новой. Задача педагога – создать условия, способствующие возникновению и развитию таких игр:

        - обогащение детских впечатлений в процессе чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов с обязательным обсуждением сюжетных событий и поступков героев с указанием на нравственные поступки героев (оказание помощи, защита, борьба со злом и т.д.);

        - участие педагога в игре в разных позициях: вначале как рассказчик  предлагает начало сюжета с проблемной ситуацией, затем в качестве играющего партнера с взятием на себя одной из ролей, когда посредством нее ставится новая проблема;

        - организация игровой обстановки, которая обеспечивает свободное проявление детьми творческих замыслов и нерегламентированное игровое поведение;

        - оценка педагогом творческой ценности игровой инициативы ребенка (поощрение инноваций, поддержка детской инициативы, самостоятельности).        В сюжетно-ролевой игре детей 6-7 лет находит отражение тема школы. Педагогу необходимо обогащать представления детей о школе посредством экскурсий, наблюдений, встреч со школьниками, с учителями. Так происходит накопление впечатлений, которые станут основой содержания таких игр.

        У детей в возрасте 6-7 лет режиссерская игра характеризуется как самостоятельная игровая деятельность. Предметной основой ее может стать макет, обозначающий пространство для игры, и набор одномасштабных игрушек и предметов. Усилия педагога должны быть направлены на постепенное изменение предметной опоры, придание ей универсального характера для отражения многообразия сюжетов.

        Для поддержания интереса детей к настольно-печатным играм и развития самостоятельности педагог может использовать прием «Научи малыша играть», который способствует почувствовать дошкольников с позиции «старшего» в общении, что оказывается важным для принятия новой социальной роли ученика. Педагогу необходимо привлекать детей к изготовлению материала для игр в «лото», «гусек», что скажется на возникновении более устойчивого интереса к ним. В игре «гусек» целесообразно предложить детям поиграть с «неполным» набором материала: например, без кубика или без карты. В таком случае ребенок старается придумать новые правила, согласовав их с партнерами

Список литературы:

  1. Космачева Т.А. Активизация самостоятельной игры дошкольников в предметно-пространственной среде дошкольной организации: ВКР/Космачева Т.А.; Науч.рук. Флегонтова Н.П. – М., МГПУ, 2017.

  1. Флегонтова Н.П. Педагогическое сопровождение игры детей: методические рекомендации [Текст] / Н.П.Флегонтова // Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребенок». –  М.: Школьная пресса, 2011. – С. 372– 411.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...

Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Статья "Создание оптимальных условий для свободной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников"

Статья опубликована в сборнике конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"...

Презентация опыта работы "Создание оптимальных условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников"

Предметный мир детства – это среда развития всех детских видов деятельности. А любая деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть определенные объекты и средства, а также сфор...