Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
презентация на тему

Развивающая предметно - пространственная среда

как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии

с требованиями ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tumbaeva_m.a._rpps.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно - пространственная среда

как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии

с требованиями ФГОС ДО

(в рамках работы педсовета: «Создание развивающей предметно-пространственной среды как системы условий для социализации и индивидуализации дошкольников»)

Развивающая среда способствует установлению,

утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе,

дает ему возможность испытывать и использовать

свои способности, стимулирует проявление им

самостоятельности, инициативности, творчества.

М.Н. Поляков

         В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования организация предметно-пространственной среды в группе строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развиваться индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

         У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Поэтому развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать полноценное развитие, достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Основными условиями развития самостоятельной творческой деятельности детей являются:

  • создание обстановки, способствующей разнообразной деятельности;
  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности;
  • комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослых;
  • физическое и интеллектуальное развитие детей.

         Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности  ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.

         Предметно-пространственная среда в группе должна быть спланирована так,  чтобы  дети имели возможность делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения,  имели возможность для уединения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.

         Прежде всего, РППС должна быть эстетично оформленной. Важным средством художественной выразительности является цвет. Необходимо стараться, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

         Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал. Центры оформляются в виде знакомых детям образов с яркими красочными  деталями. Пространство организуется так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.

Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.

Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.

         Например, в «Центре творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы можно подарить сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

         Предметно-пространственная  среда должна стать насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Педагоги должны стараться  оформить игровые центры  так, чтоб у каждого ребенка было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками. Например, в нашей группе при построении предметно – пространственной среды мы старались соблюдать принцип зонирования. В группе есть такие центры как: центр экспериментирования, центр творчества, центр для театрализованных игр, центр книг, центр сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, кухня, магазин, прачечная, салон красоты, автомастерская, ПДД), центр конструирования, музыкальный центр, центр спортивных игр.

         В центре сюжетно–ролевых игр дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Центр для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация.  Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

         Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

         Центр творчества организован для продуктивных видов детской деятельности. Имеется широкий спектр изобразительных материалов. Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться. В уголке творчества дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах,  пользуются разнообразными материалами:  мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Эстетические работы детей носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем. Оформление уголка творчества заканчивается выставкой детских поделок.

Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей.

Преимущество обогащенной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Таким образом,  организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...

Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей и требований ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.  Не содержать пестроты, перегрузки предметам...

Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Здоровый малыш»

cent;Анализ заболеваемости детей в ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки, плоскостопия, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потре...

Долгосрочный проект на тему: «Создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – дефектолога для детей с ОВЗ соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Актуальность:В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации...