Формирование эмоциональной сферы ребенка в ДОУ в совместной деятельности музыкального руководителя и психолога.
статья на тему

Гатауллина Гульнара Фаритовна

В статье рассказывается о взаимодействии специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г.Ф. Гатауллина

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного типа Колпинского района Санкт-Петербурга

Формирование эмоциональной сферы ребенка в ДОУ в совместной деятельности музыкального руководителя и психолога.

Взаимодействие специалистов в детском саду - важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению психического здоровья дошкольников. Совместная работа специалистов ДОУ помогает реализовать намеченные цели в интересной для детей форме. Именно в раннем детстве  формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Главным средством взаимодействия ребенка и взрослого должны стать игровые ситуации. Необходимо создать для малыша комфортную психологическую атмосферу.

В статье раскрывается опыт, наработанный в совместной деятельности музыкального руководителя и педагога-психолога по формированию эмоциональной сферы ребёнка, а также мышления, речи, памяти, воображения.

В совместной работе психолога и музыкального руководителя кроются большие возможности развития эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада.  По нашим наблюдениям, дошкольникам сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнерские отношения друг с другом. Возможно, это связано с низким уровнем психологического просвещения педагогов  и родителей, которые занимаются воспитанием детей.

Важнейшей задачей педагогической теории и практики является формирование личности ребёнка,  его художественно-эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости. В раннем возрасте ребёнок еще не умеет быстро реагировать на события, происходящие с ним и с другими людьми, распознавать эмоциональные реакции свои и другого человека, выражать сочувствие и сопереживание.  Специалисты и педагоги ДОУ могут помочь в этом маленькому человеку. Конечно, невозможно только в рамках дошкольного учреждения сформировать полностью личность эмпатичную и осознающую свое поведение, но мы можем сформировать такую среду, в которой ребенок будет свободно развиваться, и  учиться выражать свои чувства и желания.

В этой статье раскрывается опыт  взаимодействия педагога–психолога и музыкального руководителя в работе по формированию эмоциональной сферы ребёнка.

В психологии под эмоциональностью понимается свойство индивида легко и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия. Хорошим средством развития эмоциональной отзывчивости является  музыка, но не просто музыка, а то, что человек может выразить через музыкальные образы, через характерные движения тела.  Творчество – это то, что помогает человеку понимать себя и свои желания. Творчество -  это путь к глубинному осознанию своего внутреннего мира, это форма диалога с внешним миром и способ понимания эмоционального состояния другого человека. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, оставляют яркий след в его сознании.

Дети очень любят делиться своими впечатлениями, им нравится придумывать разные истории и погружаться в  мир своих фантазий. Педагогам необходимо научиться погружаться в этот волшебный  мир вместе с детьми. Это очень интересное путешествие во внутренний мир ребёнка. Погружение  совершается под  музыку,  сопровождается музыкально-ритмическими движениями и играми.

Совместные занятия музыкального руководителя и педагога-психолога проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Дети слушают яркие, динамичные, высокохудожественные произведения, разнообразной тематики, жанров, характера, от классической музыки до образцов современной, доступные для детского восприятия. Выразительные  музыкальные  произведения вызывают яркие эмоции и чувства. Через музыку  детей проще познакомить с такими эмоциями как радость, гнев, удивление, печаль. В музыкальном зале достаточно места для свободного размещения детей. Не имеет значение, в каком положении ребёнок слушает музыку. Основная цель – вызвать интерес и отклик в душе ребенка. Как можно этого добиться? Необходимо педагогу вместе с ребёнком прослушать произведение,  вместе испытать те чувства, которые вызвала эта музыка. На прослушивание уходит не более 1 минуты. Это первичное восприятие.  В. Букатов,  один из разработчиков социо-игрового стиля обучения,  говорит о важности «проживания» ребёнком  содержания, заложенного в тексте, для этого мы «блуждаем»[4] по произведению. Мы его прослушиваем не один раз. В процессе повторных прослушиваний, происходит «обживание» [4]  произведения. Музыка перестает быть новой, а её образы становятся более понятными. Это могут быть пьесы  из «Детского альбома» П.И. Чайковского или «Карнавала  животных» К. Дебюсси. После прослушивания детям предлагается  обозначить свое настроение, используя различные игрушки, которые  психолог использует в игровой терапии. Это игрушки различной тематики, персонажи различных мультфильмов, члены семьи, дикие и домашние животные. Ребенок сам делает выбор, основываясь на своих чувствах и ощущениях. Педагог   помогает ребёнку преодолеть страх перед выбором.

С помощью наводящих вопросов педагог-психолог помогает рассказать о выбранном персонаже, почему выбран именно он. Первое время педагоги тоже выбирают игрушку, проявляя инициативу. Например: «Мое настроение после прослушивания музыки стало похожим на настроение Дюймовочки» - говорит педагог - психолог. Музыкальный руководитель тоже выбирает себе персонажа. После этого детям проще проявлять свои чувства, связывать свое настроение с конкретным игровым персонажем. Нам важно показать, что при прослушивании одной и той же музыки у разных людей появляются разные чувства. Ведь кто - то после медленной композиции может выбрать  игрушку, ассоциирующаяся с гневом. А кто – то выберет котенка  или танцующую девочку.  И все это будет свободным выбором ребёнка. Ведь все мы испытываем разные чувства, не должно быть шаблонов. Это важно для благополучного становления личности ребёнка. Важно не навязывать ребёнку образы, прописанные в многочисленных пособиях  и закреплённые за  произведением. Ребёнку важно понять, что он может чувствовать, не то, что чувствуют другие. И это нормально.

В.М.Бехтерев придавал музыке большое значение. Он  считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения»[1]. Двигательная активность - жизненная необходимость для любого ребёнка. Продолжение занятия это - двигательные упражнения под музыку, ранее прослушанного произведения. Теперь содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные двигательные упражнения, сюжетно – образные движения, используются как средство более глубокого восприятия и понимания эмоционального строя музыки. Ребёнок учится различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, пантомимику.  М. Монтессори пишет об этом так: «Первым и самым важным условием для развития ребенка является то, что интеллект ребёнка не функционирует сам по себе, но всегда тесно связан с его телом, в особенности с его нервной и мускульной системами»[2]. Дети снова воспринимают музыкальное произведение, это продолжение «проживания» и «обживания» её образов.  Педагоги двигаются  вместе с детьми. Это очень важный момент, если взрослый позволяет себе быть непосредственным, то ребёнку намного проще подражать взрослому.

           Здесь необходимо соблюдать некоторые важные моменты, которые помогут раскрыться детям и проявить свои чувства и эмоции. Это - позиция педагога. Педагог должен научиться «сосредотачивать все свое внимание и всю свою эмпатию на создаваемом ребенком удивительном мире»[3].  Очень важно уметь слушать и слышать ребёнка, избегать позиции наставничества, а выстраивать партнерские отношения. Нужно  не переставать удивляться и постоянно находить что – то новое вместе с ребёнком. Не надо гнаться за целью. Ребенок сам выбирает, что ему важно получить в совместной деятельности.

     Музыка при этом становится ритмическим стимулятором. Дети с удовольствием двигаются под музыку, так как музыкальное сопровождение вызывает удовольствие и эмоциональный подъем. Чем ярче образы музыкального произведения и выше темп, тем выше эмоциональная и физическая  активность.   А это помогает преодолеть многие барьеры, которые существуют в коммуникативной сфере ребенка.  Важно обеспечить пространством для свободного передвижения, поэтому помещение должно быть просторным. Так музыка в сочетании с движениями способствует свободному самовыражению и побуждает к творчеству.

После этого  детям снова предлагается выразить свое настроение, через выбор игрушки. Возможно, у кого- то осталось настроение прежним, как и после первого прослушивания произведения. Но кто – то, возможно,  выберет другую игрушку. Важно обсудить с детьми, что настроение может меняться и может быть другим у разных людей. Этому нужно уделить достаточно времени. Дать высказаться каждому ребёнку. Так же педагогам необходимо рассказать о своих чувствах и настроении.

Завершение занятия происходит через игру «Маленькие марионетки». Музыкальный руководитель напоминает о том, что музыка тоже бывает разная.  Каждое музыкальное произведение имеет  свой характер, свое настроение.  Музыка может  «грустить»,  «радоваться»,  «шутить», «злиться», то есть выражать самые разные эмоции.  При таком обсуждении расширяется эмоциональный словарь ребёнка. Музыка помогает ребенку расширить представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни.  Музыкальный руководитель, используя фрагменты разнохарактерных произведений,  предлагает детям «поиграть» с музыкой. 

     Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.  В игре дети очень непосредственно и легко передают образы, звучащие в музыке. Увлекаясь игрой, они с удовольствием многократно повторяют все движения. Игра, незаметно для детей  превращается в психогимнастику.

Музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, создают приятный микроклимат, вызывают интерес и желание выражать свои эмоции и чувства вместе с другими дошколятами.  Маленький ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, его чувства быстро возникают, и так же быстро исчезают. Но, с развитием эмоциональной сферы, чувства у дошкольника становятся более рациональными, подчиняются мышлению. В этот период развития ребенка идет бурно и стремительно. Из бессознательного существа он превращается в самостоятельную, активную личность. Малыш начинает осознавать свое «Я», свою активную деятельность, учится управлять своим поведением. Усложняется и эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций.

Список литературы:

  1. В.М. Бехтерев «Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства».
  2. Э.М.Стендинг «Жизнь и творчество Марии Монтессори».
  3. К. Мустакас «Игровая терапия».
  4. В.М. Букатов «Карманная энциклопедий социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно – методическое пособие».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»

Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит актив...

Консультация для педагогов "Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

Тема: «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников»

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Взаимодействие специалистов в детском саду – важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пс...

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....