ДОП по Экспериментированию
рабочая программа (младшая группа)

программа ДОП образования по Экспериментированию во 2  младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_eksperimentirovaniyu_hanbekova.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Рассмотрена

на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30 августа 2019 года

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ детский сад №7

___________ О.А.Маковецкая

«______»__________»2019 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Почемучки»

Возраст воспитанников : 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Автор: Ханьбекова Анна Андреевна

Воспитатель 2 младшей «Б» группы

                                              Переяславка 2019

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                   3
  1. Цели и задачи программы                                                               5
  2. Учебно-тематический                                                                       5
  3. Содержание программы                                                                   6
  4. Планируемые результаты                                                                7                                                
  1. Комплекс организационно- педагогических  условий                     7                                          

2.1. основное содержание исследований

2.2.Методы                                                                                           8

  1. Работа с родителями                                                                         9
  2. Список литературы                                                                            10

1.Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Направление программы: естественнонаучная направленность- экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей третьего года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Актуальность программы:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Педагогическая целесообразность.

Пройдя обучение по программе,  у воспитанников будут сформированы знания о живой и неживой природе. Расширится кругозор.

Адресат программы.

Программа разработана для  детей 2-3 лет, требования к состоянию здоровья не предъявляются.

Объем и сроки освоения программы, режим занятий.

Уровень освоения программы: Стартовый ( 1 год)

Объем программы и режим работы представлены в таблице.

Период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

10- минут

1раз

10 минут

36

360 минут

  1. Цели и задачи программы:

Цель: Формировать у детей знания о живой и неживой природе в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к познанию окружающего мира
  • Познакомить с элементарными понятиями о живой и неживой природе;
  • Развивать инициативу, активность, самостоятельность;
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  1. Учебно-тематический  план

Название раздела

Количество занятий  

всего

теория

практика

«Человек».

4

1

3

«Дерево»

4

1

3

«Воздух»

8

2

6

«Вода»

4

1

3

«Песок и глина»

8

2

6

 «Почва»

8

2

6

  1. Содержание программы

Ме-сяц

Разде-лы

Теоретические сведения

Практическая работа

Форма организации деятельности

сентябрь

Человек

Формировать у детей знания о собственном теле

Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены.

Диагностика

Тема 1: Проверим слух 14.09.2018

Тема 2: Наши помощники – глаза 21.09.2018

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха28.09.2018

октябрь

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева.

Развивать умение определять существенные признаки и свойства (твёрдость, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Тема 1: Тонет - не тонет 5.10.2018

Тема 2: Посадим деревце 12.10.2018

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?19.10.2018

Тема 4: Почему осенью опадают листья? 26.10.2018

Ноябрь

Декабрь

Воздух

Дать понятие,  что такое воздух.

Развивать познавательную активность детей, инициативность; формировать понятие что такое воздух,

Тема 1: Этот удивительный воздух09.11.2018

Тема 2: Поиски воздуха 16.11.2018

Тема 3: Вдох – выдох 23.11.2018

Тема 4: Сухой из воды 30.11.2018

Тема 5: Все о воздухе. 7.12.2018

Тема 6: Муха – цокотуха14.12.2018

Тема 7: Ветер, ветер , ветерок 21.12.2018

Тема 8: Парусные гонки 28.12.2018

Январь

Февраль

Вода

Формировать у детей понятие вода, ее свойства.

ознакомить некоторыми свойствами воды. Развивать навыки проведения опытов.

Тема 1: Что такое вода 11.01.2019

Тема 2: Путешествие скапелькой18.01.2019

Тема 3: Замораживаем воду 25.01.2019

Тема 4:Вода не имеет формы 1.02.2019

Тема 5: В воде есть воздух8.02.2019

Тема 6: Снег тоже вода. 15.02.2019

Тема  7: Льдинка и снежинка.22.02.2019

Тема  8: С водой и без воды 22.02.2019

Март

Апрель

Песок и глина

Познакомить детей со свойствами песка и глины.

Формировать знания детей о глине и песке. Развивать умение сосредоточиться, планомерно

и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,

развивать наблюдательность детей, умение сравнивать.

Тема 1: Песочная страна 8.03.2019

Тема 2: Глина, какая она?15.03.2019

Тема 3: Песок и глина сравнение. 22.03.2019

Тема 4: Песчаный конус.29.03.2019

Тема 5 :Ветер и песок5.04.2019

Тема 6: Свойства мокрого песка 12.04.2019

Тема 7: Песок и глина – наши помощники.19 и 26.04.2019

Май

Почва

Дать представление о почве.

Формировать представление детей о почве, ее значении для растений.

Тема 1: «Домашняя засуха» 17.05.2019

Тема 2: «Где лучше расти»24.05.2019

Диагностика.

  1. Планируемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • представления о живой и неживой природе;
  • навыки исследовательской деятельности; 
  • расширять знания об объектах и их свойствах.
  1. Комплекс организационно-педагогический условий
  1. Основное содержание исследований

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях  (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

О человеке.

О предметном мире.

В процессе экспериментальной деятельности развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки (свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко;  мягкий - твердый - теплый и т. д.).

  1. Методы

В работе программе используются следующие наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

• словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности(экскурсий, наблюдений, опытов).

  1. Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Оформление папки «Мои открытия»

Изготовление картотеки игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку.

4. Список литературы

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...