Консультация для педагогов
консультация (младшая группа)

Хабирова Анна Алексеевна

Консультация для педагогов "Обучение СР игре младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_sr_igra._habirova_a.a.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Как я учу детей играть в сюжетно-ролевые игры»(слайд 1)

«Игра - это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование

их и построение из них

новой действительности, отвечающей

запросам и влечениям самого ребенка»

Л. С. Выготский (слайд 2)

  • Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил.
  • Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. (слайд 3)

   Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:

  •    социально-культурная функция
  •    коммуникативная функция
  •    деятельная функция
  •    функция самореализации (слайд 4)

    Одна из важных задач воспитания детей – их своевременное умственное и речевое развитие. Восприятие и речь детей формируется в процессе действий с дидактическими игрушками, играми. Во время занятий и игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного развития – внимание, самостоятельность, любознательность. (слайд 5)

               Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.

               Первые сюжетно-ролевые игры во 2 младшей группе связаны с рядом условий:

  • наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
  • накопление предметно-игровых действий;
  •  наличие игрушек;
  • частота общение с взрослыми;
  • развитие ребенка.

Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.

               В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры:

Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).

Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).

Игрушки – персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) .также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера – до 10-15 см, с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события.

               Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

               Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Перед воспитателем стоит 4 задачи:

  • Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.
  • Тактично руководить выбором игры.
  •  Приучать детей соблюдать во время игры правила.
  •  Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр в группе осуществляется по трем направлениям:

1. Создание необходимой предметно- развивающей среды.

2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детьми. Обогащение их жизненного и игрового опыта.

3. Работа с родителями.

Свою работу я начала с того, что подготовила предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр в моей группе «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская». Игровую среду оснастила оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.

Для того, чтобы игра развивалась, я старалась пополнить, расширить знания детей об окружающем мире. Книга «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр» автор Т. В. Березенковой стала мне оригинальным подспорьем. В календарном планировании ежедневно отражала работу, связанную с обогащением игрового и жизненного опыта детей по сюжетно-ролевой игре опиралась на технологические карты. Для расширения кругозора детей также в своей работе использовала:

Чтение худ. литературы К. Чуковского «Доктор Айболит». Стихи А. Барто «Дома». С. Капутикян «Маша обедает».

Так, при знакомстве детей с книгой К.Чуковского «Айболит», я обратила их внимание на обложку, на которой был нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как доктор лечит зверей - слушает трубочкой, ставит градусник, дает лекарство. Затем была проведена беседа о том, как они с мамой посещали доктора и его обращение с больными. В ходе беседы использую иллюстрации, объяснения, что у доктора есть медсестра, она помогает доктору лечить больных. Мы рассмотрели чемоданчик доктора с его инструментами.

Во время ОД со своими воспитанниками изготовили для игры витаминки (лепка). (слайд 6) Затем приступили к игре.(слайд 7) Заранее приготовила место, уголок для больницы. Медсестрой я предложила быть самой активной девочке.. В игре своим разговором, тоном учила детей общению друг с другом.

Врач: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

Пациент: Здравствуйте, моя дочка заболела.

Врач: Давайте послушаем вашу дочку. Дышите глубже. А теперь поверните ее на спинку. Дышите. Покажите горлышко. Оно красное. У нее - ангина.

Подойдите к медсестре, она вам даст лекарство для вашей дочки.

Я сама включаюсь в игру, принимая на себя ведущую роль. Слушая мои указания, подсказки «Кристина, покорми свою дочку и пойди с ней на прогулку», «Степа, нам не хватает кирпичей для постройки гаража, привези на машине их нам» - и дети продолжают играть, разворачивается дальнейший сюжет игры.

Для расширения игрового опыта в своей работе активно использовала дидактические игры - «Поможем  накрыть на стол», (слайд 8) «Вымоем куклу».(слайд 9)

Во время игр всегда хвалю детей, оценка их труда всегда положительная. Например,«Молодец, Вика, ты заботливая мама.(слайд 10,11)

Я понимала, что сама не смогу научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Мне потребуется помощь родителей.

К оснащению предметно-развивающей среды в группе я привлекла родителей, которые с желанием откликнулись на мои просьбы - они сшили постельные принадлежности, фартуки-колпаки для кухни, спец. одежду парикмахеру, одежду доктору , связали одежду для куклы по сезонам. Я провела онлайн родительское собрание по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка».

(Показать картотеки по С/р играм)

 До конца года я планирую научить играть своих детей в полноценные сюжетно-ролевые игры. Я очень хочу и стараюсь, чтобы игра для детей стала неотъемлемой частью их жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....