V Муниципальные Иоанновские чтения (Федоровский район). Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «День народного единства» январь 2022 г.
учебно-методический материал

Кочубей Нина Ивановна

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

V  Муниципальные Иоанновские чтения

 Федоровского муниципального района

Саратовской области

________________________________________

Тема: «Патриотическое воспитание молодежи на основе

духовно-нравственных и культурно-исторических традиций

российского народа».

Выступление из опыта работы

МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи

 «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации  проекта «День народного единства»

 

Авторы:

                       Старший воспитатель

                                           I квалификационной  категории

                               Кочубей Нина Ивановна;

       воспитатель

                                             I квалификационной  категории

                                                  Макрушина Татьяна Васильевна.

ЯНВАРЬ 2022 г.

(слайд 1) Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.

(слайд 2) В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

(слайд 3) Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русские песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к Родине и готовности встать на ее защиту в  трудное время.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

(слайд 4) В  преддверии праздника «День народного единства» с 27 октября по 4 ноября в нашем ДОУ был реализован проект  «День народного единства» (в рамках программы по дополнительному образованию детей) социально-гуманитарной направленности, разработанный старшим воспитателем Кочубей Ниной Ивановной и  воспитателем  Макрушиной Татьяной Васильевной», целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Дергачевском муниципальном районе.

(слайд 5) В прошлом году, как мы помним, основной акцент в День народного единства был сделан на Александра Невского, в этом же году мы вспоминаем Петра I — именно с ним связан внезапно появившийся праздник "Дня Империи".  В 1721-м г. Петр I приурочил празднование победы в войне со Швецией к празднику, с которым была связана память об окончании Смутного времени и восстановлении русского государства. А уже в ходе этих торжеств 2 ноября 1721 г. Петр Алексеевич принял на себя титул императора и государство стало именоваться империей.

А праздник День народного единства был установлен еще отцом Петра Великого — в честь избавления Москвы от поляков. В 1612-м князь Пожарский въехал в Кремль с находившейся при ополчении чудотворной Казанской иконой.

То есть в День народного единства, который мы отмечаем как государственный праздник, нужно вспоминать не только 1612-й, но и 1721-й — более того, их соединение в нем совершенно естественно и более чем актуально. День народного единства с империей — именно такова формула наших побед. Точнее — защиты от поражений.

Но империя это не просто защитная оболочка народа — она и есть народ. Огромный, разнообразный, ищущий, грешащий и кающийся, отступающий и поднимающий. И очень важно, чтобы сам народ понимал, что нет никакой власти и народа, государства и народа, империи и народа.

Нет никаких "мы" и "они": есть один народ одной страны с тысячелетней историей. Народное единство — с империей, народное единство в империи, только в империи.

(слайд 6) Отличительные особенности проекта:

-        представляет собой творческий проект, посвященный государственному празднику - Дню народного единства;

-        реализация в праздничные дни для организации творческого и познавательного досуга воспитанников;

-        краткосрочность (рассчитана на 8 дней с 27.10 по 04.11.2021 г.)

(слайд 7) -         применение дистанционных образовательных технологий посредствам использования интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика».

Для организации дистанционного обучения по проекту использовались следующие платформы и сервисы: WatsАpр (родительский чат), страничка детского сада в сети Инстаграм, цифровой ресурс «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика».  Более подробно о реализации проекта расскажет Макрушина Т.В.

(слайд 8) 1 день реализации проекта "День народного единства" 

Родителям воспитанников в родительских чатах WatsАpр было сообщено о реализации в ДОУ  дистанционной дополнительной программы «День народного единства». Так же родителям была направленна ссылка на ознакомительную презентацию «4 ноября. Откуда берёт начало этот праздник?».

(слайд 9) 2 день реализации проекта "День народного единства" с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком».

При просмотре обучающего видео ролика "Моя Родина - Россия!" (социально-коммуникативное развитие, неделя 11) дети вспомнили государственные символы нашей страны, познакомились с городами России и их достопримечательностями.

(слайд 10) 3-4 день. Творческий проект  «День народного единства».

Проходил также с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком». Дети выполняли интерактивные задания по теме «Моя Родина – Россия», которые были назначены каждому ребенку (с присвоением кода) и  выполняли работы с раздаточным материалом, который был распечатан заранее и роздан детям.

         (слайд 11)    5-6 день. Проходил с использованием «Студии знаний Робоборика!» (Видеозанятие 20. Удивительные места России (окружающий мир).

Дети познакомились с природным разнообразием нашей страны; узнали о разных городах России, о некоторых достопримечательностях этих городов; совершили виртуальное путешествие по России; научились находить и отмечать города на карте страны; вспомнили, как определять время по часам.

(слайд 12) 7 день – дети просмотрели ролики, подготовленные сотрудниками Дергачевской детской библиотеки  "По памятным местам района" и Дергачевским краеведческим музеем "Когда мы едины - мы непобедимы", нарисовали рисунки на  тему «Дергачи - моя малая Родина».

 8 День стал итоговым Он был посвящен разработке и созданию видеоролика «Россия – страна единства и согласия» на основе фотографий, которые родители ежедневно присылали в группу. Здесь хочется отметить активность наших родителей, которые несмотря на праздничные дни и период локдауна, нашли время для того, чтобы ежедневно заниматься  со свои ребенком и присылать нам фотоотчеты в группу.

В завершении проекта  можно подвести итог, что без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.

Для того чтобы увидеть, как проходила работа по данному дистанционному проекту вы можете просмотреть итоговый видеоролик «Россия – страна единства и согласия».

https://www.youtube.com/watch?v=DgPbrB_7mS4&t=102s 

Список литературы

  1. Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства...» / Ю. В. Белов // Московский журнал. История государства Российского. 2006. № 2. С. 2-6.
  2. Богданов, А. Что мы празднуем 4 ноября? /Андрей Богданов // Наука и религия. 2012. № 11. С.

32-33.

  1. Васильев, Д. 4 ноября – День народного единства. Праздник, подаренный историей /Дмитрий Васильев // Военные знания. 2010. № 11. С.16-17.
  2. Лаптева, Л. Ф. «За землю русскую, за Москву» : (литературно-музыкальная композиция к Дню народного единства) / Л. Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. 2006. № 7. С. 69-72. ISSN 0132-0696.
  3. Шукунда, С. З. Праздники национального единства как инструмент сплочения нации / С. 3. Шукунда // Вестник Московского университета. Сер.19, Лингвистка и межкультурная коммуникация.2007. № 3. С. 77-86.
  4. Черкасова, Елена Всеволодовна. Радуга над полем : исторические очерки о Дергачевском районе Саратовской области / Е. В. Черкасова. - Саратов : Приволжское изд-во, 2007. - 180, [2] с. : ил., портр.; 22 см.; ISBN 978-5-91369-008-1 (В пер.)
  5. Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков //Энциклопедия для детей: Т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей).- Сост. С.Т.Исмаилова.-М.: Аванта+, 1995.-C.377-381.
  6. Иллюстрированная история СССР / Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Мысль, 1987.- C.49-51.
  7. Костылев В.И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста] / В.И.Костылев ; рис. В.Г. Бритвина; [предисл. А.Н. Сахаров].- Москва: Дет.лит., 2006.-84,[3]с.: цв. ил.

Ссылки на интернет-источники

  1. Развивающий интерактивный онлайн-курс «Стань школьником с Робобориком» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»).

https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0

  1. Развивающий интерактивный онлайн-курс «Студия знаний Робоборика» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»).

https://obr.nd.ru/course/10a247b2-7b32-ffc8-312b-4e8b44e0a5ff/lesson/mIwRlPpM/module/0/page/0

  1. https://ria.ru/20211104/edinstvo-1757633379.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...

День народного единства 11.2022 г

Занятие + аппликкация к Дню народного единства. Средняя группа...

Краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе «Гномики» «День народного единства».

Патриотизм был и остаётся главным приоритетом в нашей стране! Ведь любовь к родине, родной природе, семье, культуре, истории страны – это важная и неотъемлемая часть каждого гражданина своей стр...

"Серафимовский учитель 2022", выступление по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации программы «День народного единства».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».    С. Мих...

Конспект по ФКЦМ по патриотическому воспитанию в средней группы Тема: «День Народного Единства»

Цель: Формирование представлений о праздниках нашей страны. Вызвать познавательный интерес у детей во время непосредственной образовательной деятельности. Задачи: Образовательные: Закреплять знания...

Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...