Организация методической работы в ДОУ
консультация

Повышение качества дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методической работы в ДОУ.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической информации, инновациях.

Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы с воспитателями в условиях реализации ФГОС ДО. Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя, старшего воспитателя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.

Система методической работы с воспитателями в ДОУ в условиях реализации ФГОС Система методической работы по введению ФГОС ДО повлекла за собой положительные изменения в содержании образовательной деятельности детского сада «Тополек» и в стиле взаимодействия всех участников образовательных отношений.

С помощью диагностических анкет, листов опроса были определены образовательные возможности и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Организация и анализ самодиагностики воспитателей способствовали решению задачи формирования у них новых профессиональных компетенций, развитию педагогической рефлексии. Направленность методической работы:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

- разработка методических рекомендаций по РППС в ДОУ;

- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;

2. Соотнесение содержания образовательного процесса с основной образовательной программой ДОУ и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

- анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

-анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;

4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы клубов по интересам для каждой возрастной группы;

5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

В детском саду «Тополек» проведена система мероприятий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО. Компьютер, мультимедийные формы как инструмент для обработки информации стали мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников. Одной из главных управленческих задач, стоящих перед нами, является создание условий для повышения компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами сети Интернет. На сегодняшний день детский сад оснащен техническими средствами обучения: телевизор, DVD плееры в старших группах, 5 компьютеров, 2 принтера, 2 сканера, 3мультимедиапроектор, экран, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, мультимедийные средства обучения. У каждого педагога личные ноутбуки и музыкальные колонки.

В результате у педагогов появилась возможность:

• использовать компьютерную технику, информационные ресурсы всемирной сети Интернет, программным средствам для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.

• создавать банк электронных дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ .

• создавать мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу, компьютерные плакаты для использования в работе с воспитанниками и их родителями.

• применять средства ИКТ для проведения педагогических советов, методических семинаров,  образовательной деятельности, мероприятий с родителями.

• участвовать в дистанционных семинарах, курсах, конференциях, Интернет -проектах.

•выполнять проекты по всем направлениям образовательной программы с использованием ИКТ.

Применять ИКТ при оформлении и создании базы данных различной тематики и т. д. На заседаниях педсовета, МО и творческой группы в зависимости от тематики постоянно происходит показ интерактивных презентаций проектов, защита проектов, запись и просмотр видео-циклов, фрагментов с дальнейшим анализом, обсуждением и предложениями. Ежемесячно проходят консультации по обмену опытом и изучением инноваций. Ее проводит каждый воспитатель, используя различные формы и методы, с обязательным использованием видеопросмотров. Педагоги принимают участие в районных, республиканских . Участие подтверждается дипломами или сертификатами.

Информационное обеспечение образовательного пространства позволяет в электронной форме проводить мониторинг, фиксировать результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, осуществлять взаимодействие с другими организациями.

 Повышение квалификации и прохождение курсовой переподготовки (подача заявления, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий). Все педагоги имеют удостоверения о повышении квалификации.

Работа официального сайта учреждения:

 - ежемесячно ответственный воспитатель следит за обновлением сайта ДОУ, размещает новый материал, презентации, видеофрагменты в соответствии с годовым планом и ФГОС;

 - регулярное размещение новостей, событий в жизни ДОУ;

- ежемесячно воспитатели размещают полезные статьи, свои публикации, пополняют свои странички, портфолио, персональные сайты;

- постоянный доступ к Интернет-ресурсам;

- для родителей (законных представителей) : эффективно информируем родителей (законных представителей) о деятельности учреждения.

В методическом кабинете накапливается БАНК – педагогического мастерства педагогов, как в папках, так и в электронном варианте. Педагоги ДОУ принимают активное участие в работе методических объединений и педагогических семинаров района и Республики Алтай с целью обмена опытом. Также организована работа с социумом: школами, библиотекой, администрацией, сотрудниками ГИБДД, ДК, художественная школа и школа искусств, краеведческий музей.

Разнообразные формы методической работы обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы,  подобрать литературу, творчески проявить себя в деле. На сегодня, можно отметить, что в детском саду «Тополек» в условиях реализации ФГОС ДО сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, создаются необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению работы по введению ФГОС ДО.

 Большое значение уделяем планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса.

Для организации методического сопровождения были разработаны следующие мероприятия:

- методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы, организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы. - обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», педагогические часы.

- портфолио педагогических достижений педагогов ДОУ наглядно демонстрирует разный уровень достижений педагогов и воспитанников - от уровня ДОУ до федерального.

Реализуя п. 3.1. ФГОС «Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО» курсовую подготовку по ФГОС прошли 100% педагогического коллектива. Полностью реализован план повышения квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения «Изучаем и работаем по ФГОС» на МО, в работе творческой группы «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада в процессе художественно-эстетической деятельности в современных условиях реализации ФГОС».

Проведен цикл интерактивных консультаций: «Организация образовательного процесса в группах в соответствии ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога – важнейший инструмент качества образования», «Игровые технологии в ДОУ в соответствии ФГОС», «Реализация образовательных областей ФГОС дошкольного образования через проектную деятельность», «Центр речевого развития в ДОУ», «Приемы, используемые в процессе родительского собрания в условиях ФГОС», «Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС», «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в ДОУ в условиях реализации ФГОС».

Открытые коллективные просмотры, интегрированные циклы, видеофрагменты образовательной деятельности, в рамках мониторинго -практической деятельности по введению ФГОС, в соответствии с его целями, принципами и задачами «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Проведение ООД с применением ИКТ», «Проявление педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов», «Интеграция образовательных областей» и др.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков.

Как известно, одной из наиболее важных форм работы педагогического коллектива, направленной на решение вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для совместного обсуждения, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей совместного их решения. С целью выработки единой системы работы по реализации ФГОС в образовательном процессе в дошкольном учреждении был проведен педагогический совет в форме организационно деятельностной игры - «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику», проведен опрос «Знатоки ФГОС ДО». Несмотря на изменения в системе дошкольного образования актуальной на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами, как индивидуальное консультирование педагогов - «консультативный клуб», особенно для молодых педагогов – это форма работы является наиболее продуктивной.

В процессе индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации, как планировать воспитательно-образовательную работу с учётом ФГОС, как организовать детей при проведении непрерывной образовательной деятельности, как изменилось рабочее пространство. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют инновационные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.

Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал. Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию РППС и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста, работа по инновационной деятельности.

Для конструктивного взаимодействия педагогов детского сада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» и др.

Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий. К числу современных образовательных технологий, которые используются нами в образовательном процессе являются:

 - здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология и др.

Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты: «Я, гражданин России»,  «Моя малая Родина», «Читающий рюкзачок» совместно с библиотекой, нравственно-патриотический проект «СемьЯ», информационно-исследовательский проект «Путешествие капельки» и др.

Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации РППС заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. РППС изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.

Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. В группах оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, «Говорящие стены», центр уединения и др. Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка. Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, библиотекой, домом творчества, ГИБДД.

Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве. Самое главное, что взаимодействие с социальными партнерами непременно проходит с опорой на родителей. Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса – важный фактор реализации Стандарта. Сейчас родители постоянные участники всех детсадовских мероприятий, помощники в преобразовании развивающей среды. В течение учебного года в каждой возрастной группе проведены традиционные мероприятия с непосредственным участием родителей: день матери, день семьи, спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», заседание родительского клуба «В счастливой семье – счастливые дети», родительская игротека «Игра – не забава», экологическая викторина «Знатоки природы» и др.

Такой родительской рефлексии мы добиваемся через использование нетрадиционных форм, через разъяснение требований Стандарта и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете.

Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО. Перспективы и задачи методической работы на основе выявленных образовательных и компетентностных потребностей педагогов детского сада «Тополек», их личного отношения к реализации требования обновления образовательной деятельности в группах и участию в инновационной деятельности ДОО, были определены следующие задачи и направления:

- включить в план повышения квалификации педагогов прохождение ими курсов профессиональной подготовки с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»;

- продолжить реализацию методического проекта на тему «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии ФГОС ДО через программу организации системы самообразования»;

-обеспечить полное соответствие РППС детского сада и УМК в каждой возрастной группе требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Организация методической работы с педагогами в образовательной организации»

Предлагаю вашему вниманию свою систему методической работы, которая помогает мне организовывать мероприятия в МБОУ «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» дошкольном отделении де...

Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...