Проект по организации РППС в ДОО
методическая разработка

Вопрос организации РППС ДОУ с участием детей на сегодняшний день стоит особо актуально,а следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению РППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx87.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\DELL\Downloads\10-2.jpg

1.Актуальность проекта

Дошкольный мир  - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, это социокультурная среда, в которой растут современные дети.

Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ с участием детей  на сегодняшний день стоит особо актуально, а, следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно-пространственная среда выступает двояко, с одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.

Фактически мы  имеем два пути развития: в  ЗБР(зона ближайшего развития) — развитие, базирующееся на  прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Пространство детской реализации (ПДР) не  исчерпывается предметно-пространственной средой, а  определяется результативностью детской активности, связанной с  созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. 

 Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.

Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на  ее реализацию и  получил оформление в  продукте – окружающей его среде.

В  этом случае дошкольное учреждение даже с  относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, если есть желание со стороны педагогов.

Методическая разработка проекта  адресована воспитателям  дошкольных организаций, которые с огромным желанием поддерживают  инициативу и самостоятельность дошкольников в различных видах деятельности, в том числе детские идеи в организации среды как третьего педагога.

2.Паспорт проекта

Название проекта

«Новый взгляд»

Авторы

Творческая группа педагогов

Вид проекта

Долгосрочный (январь 2021 – январь 2022)

Тип проекта

Практико – ориентированный

Участники

Дети дошкольного возраста, воспитатели, родители

Предмет проекта

Совместная практическая  деятельность  детей, педагогов  и  родителей  по организации РППС в группе.

Продукт  проектной  деятельности  

Развивающая предметно-пространственная среда,  соответствующая  условиям ФГОС  ДО,  основной  образовательной программе  дошкольного образования, гуманной педагогики, самоценности дошкольного детства.

Цель проекта

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

    2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Новизна проекта

Новая среда, созданная в группе дает возможность ребенку ощутить и увидеть свое «Я» в пространстве, проявлять активность, автономную значимость, помогает раскрыть его внутренний потенциал в самостоятельной деятельности.

Педагогам позволяет изменить (стоит только захотеть) профессиональные привычки, благодаря которым работать будет значительно легче. За педагога будет действовать сама группа: мебель, стены, потолок, пол, игрушки.

Для родителей это новый источник  благополучного развития детей, где дети проявляют смелые решения, инициативность, что создает ситуацию успеха в будущем.

Нормативно-правовая база проекта

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. «Санитарно эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации  режима  работы  дошкольных  образовательных  организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013  г  N  1155  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»  Зарегистрирован  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.

5.  Письмо  Минобрнауки  от  17.11.2011  г    03-877  о  реализации  приказа  Минобрнауки России от 20.07.2011 2151 «Примерный перечень игрового оборудования  для  учебно-методического  обеспечения  дошкольных образовательных учреждений».

6.   Письмо  Минобразования  России  от  17.05.1995г.    61/19-12  «О психолого-педагогических  требованиях  к  играм  и игрушкам  в современных условиях».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.  Новые  подходы(умение слышать голос ребенка) в  организации  РППС,  обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному  развитию  детей  с  учетом  их  возрастных  индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

4. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.

5. Новая среда группы, ориентированная на ребенка.

   Организационные условия

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

-предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

-размещение материалов должно быть функциональным;

-предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

-среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

-среда должна иметь подвижные границы.

Алгоритм преобразования РППС в группе

Шаг 1. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Основная идея

В соответствии с ФГОС дошкольного образования среда должна обеспечивать:

1.максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации – группы;

2.наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

3. охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

4.возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

5.двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Условная схема пространства группового помещения

Главное место в группе – «Морская сеть с детскими идеями и пожеланиями».

Планшет выбора

Социально-коммуникативное развитие

Уголок настольных  игр

Патриотический уголок  «Алтай-Россия»

Уголок сюжетно-ролевых игр «Перевоплощение»

 Познавательное развитие

Уголок познавательно-исследовательской деятельности «Магия рядом»

Математический уголок

Ростометр

Уголок конструирования

Речевое развитие

Экран домашнего чтения

Полочка умных книг

Художественно-эстетическое  развитие

Уголок изобразительной деятельности

Уголок театрализованной деятельности.

Физическое развитие

Уголок уединения и релаксации «Островок детских фантазий»

3. Этапы  и мероприятия реализации проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

воспитатели

Январь 2021

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

воспитатели

Январь 2021 г.

Изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Воспитатели, родители, дети

Январь-февраль 2021 г.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям с учетом идей и замыслов детей

Воспитатели, дети

Январь-март 2021 г.

Основной этап

Обучающий семинар для педагогов района по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения по технологии говорящих стен»

воспитатели

Март 2021 г.

Наблюдение за детскими замыслами «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»

воспитатели

Январь – март 2021

Методические рекомендации:

 «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Характеристика построения развивающей предметно-пространственной среды» (для молодых педагогов)

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых помещениях ДОУ»

«Технология говорящих стен» - эффективное средство в построении РППС

воспитатели

Январь-май 2021 г.

Организация выставки методических разработок по созданию развивающей среды в ДОУ

воспитатели

В течение проекта

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Воспитатели, родители

Май 2021

Подбор и приобретение необходимых материалов, дидактических пособий, составление дизайна, с опорой на детские идеи, оформление дизайна.

Родители, воспитатели

Июнь-август 2021

Работа по созданию развивающей среды в групповой комнате для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей, начиная с приемной, самой групповой, спальни.

Воспитатели, дети

В течение проекта

Проведение различных мероприятий: утренних и вечерних кругов, событий, квестов, образовательных практик.

воспитатели

В течение проекта

Проведение детских мини-проектов по организации РППС

Воспитатели, дети

В течение проекта

Создание  индивидуального стиля групповой комнаты

Воспитатели, дети

В течение проекта

Заключительный этап

Заключительный этап по  организации предметно-развивающей среды в группе

Воспитатели, дети, родители

Декабрь 2021 -январь 2022

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах детей и воспитателей

воспитатели

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

воспитатели

По истечении проекта

4. Описание проекта:

        С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось выражение «Говорящая среда», «Стены, которые умеют разговаривать…» Что это такое? Если рассматривать термин с точки зрения литературы, автора – то у него нет единого.

Мы, педагоги ДОО, будем понимать эту среду как «выстраивание взаимоотношений с ребенком напрямую, практически без участия взрослого». Говорящая среда – «третий педагог» ( о которой говорится еще с форума 2.0. «Ориентиры Детства»), обеспечивает ребенку необходимые условия для раскрытия его потенциала в самостоятельной деятельности, дает ребенку возможность ощутить и увидеть пространство, проявлять активность, быть значимым.

Начав работу в данном направлении больше двух лет назад: создавая «Волшебный экран», мы, педагоги, преследовали цель взаимодействия с ребенком в новом формате – была новость дня, развивающие и практические задания, решили еще больше прислушаться к детям, наблюдая за их деятельностью. А идей у детей было очень много!!!

Так из группы «Звездочка» мы превратились в «Морские звездочки»: в приемной комнате парусник с фотографиями детей «бороздит» просторы океана под названием Детство, также информация для родителей в виде постеров – новый формат с Qr-кодом для быстрого распознавания информации,  находится паутинка – фотосушка, на которой дети самостоятельно размещают фотографии по истечении проектов, коллективных творческих дел, традиций группы. Кораблики, качающиеся на волнах – размещены творческие работы воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы   представлена в виде 14 зон.

 Главное место в группе – «Морская сеть с детскими идеями и пожеланиями» представлено: сеть с планшетом настроения, дельфинчики с фотографиями детей,  цифрами, буквами, прищепками, ленточками, сюжетными и тематическими картинками. Островок с тремя указателями – «Событие группы», «Событие дня», «Событие страны», где размещаются карты, схемы, фотографии, картинки, зашифрованные изображения и т.д. Дизайнерские деревья со вставными рамками для фотографий детей из дома или в группе, магнитные доски с маркерами для творчества, с магнитами для размещения своих идей.

Здесь проходят утренний и вечерний круг, детский совет для активного обсуждения проблем и принятия решений, а именно уютный и комфортный уголок для доверительного общения взрослых и детей, составления визуальных опор-схем, таблиц для голосований, составление планов-подсказок, детских знаков-символов, которые может записать как педагог, так и сами дети. Планирование на день, проведение ритуалов, традиционных…

Уголок патриотического воспитания «Алтай -  Россия» выполнен в сюжете развевающихся флагов России и республики Алтай, где находятся мини- книжки на прищепках по темам «Символы», «Народы России», «Государственная власть России и Алтая», «Загадки», «Раскраски», «Промыслы», «Природные объекты Алтая», «Знаменитые люди, прославившие республики Алтай», игры – бродилки, которые создают дети совместно с воспитателем.

Детские идеи размещены на магнитах, а также семейные творческие работы.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности «Магия рядом» имеет двухсторонний обзор: с одной стороны это материал для экспериментирования, коллекции, которые создавали дети самостоятельно – «Осенние листья» «Необыкновенные камни», «Необычная коллекция – от идеи до замысла»; наборы для творчества и обследования – камни Марблс, природный материал – шишки и желуди, крупы,  ракушки, камешки из застывающего пластилина, салфеток, ниток, который делают дети и затем применяют в деятельности.

С другой стороны, зона экспериментирования: две емкости, которые можно заполнять водой, песком, крупой и др. по усмотрению детей, а также плакаты, которые создают сами дети, размещая их на прищепки или клейкую ленту. Дети с удовольствием не просто экспериментируют, но и предлагают идеи, делятся с другим ребятами, обсуждают, принимают решения.

Экран домашнего чтения   представлен наглядным стендом, который был сделан совместно с детьми (помогали вырезать сюжетные картинки): здесь подобраны иллюстрации обложек книг для чтения К.И. Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, А.С.Пушкина, русских и алтайских сказок, Е.Чарушина, В.Бианки и др. Дети с родителями при помощи липкой ленты располагают обложки произведений, которые они планируют прочесть дома, если нет той, которой они хотят, дети могут изобразить схематично, родители помогают, дают советы.

Полочка умных книг располагается в групповой: предложен материал – портрет писателя или поэта, 4-5 книг, книжки- малышки, которые постоянно пополняются рисунками детей или короткими рассказами(их могут записать родители или воспитатели). Кроме этого, дети с удовольствием приносят книги из дома, делятся впечатлениями, предлагают сверстникам познакомиться, полистать, рассмотреть иллюстрации полюбившейся.

В уголке настольно-печатных игр находится выбор игр по разным видам детской деятельности: «Количество и счет», «Угадай звук», «МЕМО», «Времена года», «Пожарная безопасность», «Превращалки», «Лото» из разного материала и формы, «Пазлы» и мн.др. Кроме этого авторские игры воспитателей, а также детей, например: напольная игра «Не наступи на ежа», которая представляет 9 секторов, в них изображен еж. Дети направляют ребенка куда ему идти. Такие игры очень ценны , они больше всех любят в них играть, придумывают, при помощи взрослого реализуют.

Уголок сюжетно-ролевых игр это двухсторонний обзор, где находятся материалы для игр: «Парикмахерская «Маленькая Фея», которая представлена не просто зеркалом с необходимым оборудованием, а интересным необычным окном (которое предложили сделать дети, нарисовав на листе бумаги прически, положили в обычную  картонную крышку от коробки. Затем обсудили с воспитателями и пришли к интересной идее – сделать окно с функционирующими окошками, где можно примерять прически, также расположены картинки с прическами, которые могут сделать взрослые детям.

«Гараж» и «Строительный уголок» самые любимые места у мальчиков: здесь находится не просто оборудование, игрушки, но и схемы- алгоритмы, по которым можно сделать конструкцию, можно самим создать свою.

«Больница», «Кухня», «Кафе» - дети проявляют свою индивидуальность, самостоятельность, интересные решения проблемных и игровых ситуаций.

     «Островок детских фантазий» -  уголок уединения и релаксации в группе - это зона, благодаря которой дети могут  расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными, могут побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. Здесь есть вигвам с закрывающимися шторками-дверцами, уютный зонт-стол,  на котором  стаканчики – коктейли, наборы ракушек для перекладывания из одной емкости в другую, стул-шезлонг – очень комфортный для размышления, удобные подушки для примирения и др.

         «Уголок для творчества» : в свободном доступе находятся материалы – застывающий и обычный пластилин, бумага разной фактуры, кисти, ножницы, карандаши, коробки разных размеров, обои, и мн.др.

         В спальне также есть уголок – выбор перед тихим часом засыпать под книгу, музыку и аудиофайлы, или под звуки засыпающих детей – ленточки с прищепками. Ребята голосованием выбирают: большинство голосов позволяет детям не просто делать выбор, но и ценить и уважать мнение других ребят, а также самим предлагать картинки –схемы.

5. Рекомендации для «перезагрузки» среды в проекте.

Разговор среды  с ребенком.

Если бы стены, мебель, окружающие вещи могли бы разговаривать в группе, то ребенок слышал бы:

-Ты здесь очень важен! Посмотри: вот на стене твой рисунок, он подписан твоим именем, поэтому мы будем его беречь.

      -Твое мнение много значит! Посмотри – вот результаты нашего голосования, и здесь есть ТВОЙ голос!

-Это твое место! Ты можешь положить здесь твои вещи, и их гарантированно никто не тронет.

-Мы гордимся твоими достижениями. Посмотри по сторонам : вот картинка, которую ты прикрепил, тут мы отметили, как здорово у тебя получилось, а вот результат твоего прыжка.

-Здесь много интересного для тебя. Оглядись! В центре науки есть много всего  для увлекательных экспериментов, и ты можешь нарисовать прямо на стене. Удивлен?

-Попробуй! Тебе понравится! Сегодня у тебя именное приглашение в книжный уголок. Тебя ждет знакомство с новыми книгами.

-Ты точно справишься! Вот здесь есть подсказка – она тебе обязательно поможет.

-Не тревожься! Тебе будет понятен твой день. Смотри, сейчас мы идем на прогулку, а потом будет обед. А еще через три дела придет твоя мама. Ты можешь сам убирать карточки с делами и вести обратный отсчет.

-Посмотри: так играть будет удобнее. На полочках приготовлено много интересных игр, а вот тут специальное место, где можно поиграть. Выбирай любую игру и присаживайся, тебе никто не помешает.

Вот такие фразы могут «услышать» дети, быть самими инициаторами многих интересных и полезных, эффективных в их развитии. Но ведь не только дети могут «слышать», но и мы, взрослые!

Разговор среды с педагогом.

Доверяй детям. Природная пытливость и любознательность детей сделают свое дело. Детям скучно лишь только тогда, когда им нечем заняться. Оставь детей наедине в группе (будь сторонним наблюдателем) и посмотри как здорово они могут саморазвиваться.

Изучай их выбор. Видишь, дети в который раз не выбираю уголок театрализованной деятельности для своих игр. Что это значит? Что им здесь непонятно/неинтересно/недоступно/неудобно. Переделай этот уголок и понаблюдай вновь, или предложи детям порассуждать ,чтобы они хотели.

Цени их мнение. Посмотри, что делают дети для своего удобства перемещения и общения в группе. Посоветуйся с воспитанниками и выполни совместное решение.

Это место детей, а не твое! Не стоит загромождать пространство группы тем, чем хочется тебе.Это НЕ ТВОЕ пространство.

Наблюдай. Если присмотреться к детям, то можно увидеть что один достиг высоких результатов ( не забудь сказать, что гордишься им), а другой ребенок никак не может научится убирать рабочее место( это станет первостепенной задачей в ближайшее время)

Если мы, педагоги сможем достичь этого, изменить профессиональные привычки, то работать станет значительно легче. За нас взрослых будет действовать сама группа, ее стены, мебель, игрушки и др.

6. Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований: 

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности. 

2. Современность среды: 

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.). 

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие уголка уединения и релаксации;

- наличие пространства для осуществления физической активности;

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

-наличие экрана домашнего чтения;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр. 

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей. 

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы). 

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей, в том числе отвечающим современным требованиям;

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

7. Детские проекты в среде группы.

Детский проект – проект  по инициативе детей, может быть по детскому замыслу. Чем отличается детский проект от взрослого? Прежде всего почему инициатива  становится ведущим качеством? 

Преимущества:

-Принятие человеком самостоятельного решения действовать

-Не ожидая подсказки или напоминания

-Побудитель – личное желание, а не указания кого-то

-Способность действовать невзирая на страх неудачи.

ФГОС ДО:

1.4  Основные принципы дошкольного образования….. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

2.4 Программа направлена на …. Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для развития инициативы…

4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования… ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и др.

Главное отличие детского проекта – он должен быть задуман и реализован детьми.

Мы, педагоги,  создаем условия: говорящие стены, разнообразная деятельность с детьми, голос ребенка - «Дерево вопросов», календари, схемы, алгоритмы, плакаты, фото, детское творчество, проблемные ситуации, открытые вопросы, внимательность к детским вопросам, поддержка и принятие детский идей, детский совет», экспериментирование, следование за детским интересом, современные формы работы с детьми

 Примерные проекты по инициативе детей: «Открытка для мамочек», «Синичкин день», «Детские осенние коллекции», «Кто живёт в детском саду?», «Книжки – малышки», «Карта-схема «Необыкновенные камни» и т.д.

8. Результативность  проекта

В заключении проекта, хочется отметить правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.

А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Также развивающая предметно - пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, психологической защищенности, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Преобразовывая предметно - пространственную среду в соответствии с ФГОС необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей. Здесь успех, в первую очередь, зависит от компетентности, желания и творчества педагогов.

Список литературы

  • Инновационная программа дошкольного образования  "От рождения до школы"Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
  • Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  • Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Часть 2: Детский сад – территория успеха. – 2015. Сборник практических материалов по организации развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы МБДОУ «Детский сад 53» ЗАТО Северск). Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов
  • Ресурсы сети  Интернет. Точка доступа: https://www.resobr.ru/article/63299-qqq-m6-18-rpps-v-dou-po-fgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИРО разместило на своем сайте рекомендации к составлению ООП и к организации РППС

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внедрения ФГОС ДО, первые примерные образовательные программы для дошкольных организаций должны быть уже утверждены...Читать тему на форуме:...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

Проект на тему: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования».

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересо...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

Проект по организации РППС в ДОО

Вопрос организации РППС ДОУ с участием детей на сегодняшний день стоит особо актуально,а следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению РППС....

Проект по организации РППС

laquo;Создание  развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповой комнате детского сада, соответстующей актуальным требованиям»...

Организация РППС подготовительной группы в рамках года культурного наследия и проекта «Русь – могучая, певучая, мастеровая»

   В рамках реализации проекта «Русь – могучая, певучая, мастеровая», одной из задач пред воспитателями и родителями воспитанников являлось организация развивающей п...