Знакомство детей старшего, подготовительного возраста с многообразием с миром природы на территории детского сада
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Свирина Елена Владимировна
Статья показывает варианты работы с детьми по знакомству с объектами природы, представлены варианты игр и педагогические подходы к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_okruzhayushchego_mira_prirody_v_d.s.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие окружающего мира природы на территории детского сада.

Данная статья направлена на знакомство педагогов детских садов с летней работой на природе, проводимой в детском саду Санкт-Петербурга в старшей-подготовительной к школе группе.

По современным требованиям, дети теперь не выходят за территорию детского сада, что ограничивает возможность увидеть сезонные изменения в природе летом. А мир природы богат и разнообразен. Интенсивная деятельность человека изменяет среду обитания растений, насекомых, птиц, помогает им или уничтожает привычный ареал обитателей. Важно показать детям дошкольного возраста красоту природы и экологическое равновесие окружающей среды, чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, любил свой родной край.

 Летняя пора – самая благоприятная для изучения и исследования мира растений и насекомых. В нашем саду организованы растительные «оазисы»: садовые поляны с дикими яблонями, хвойные насаждения, где можно укрыться от дождя под ветками голубых елей, место лиственных гигантов с гнездовьями грачей. Во время прогулок, мини-экскурсий, дети интересуются названиями и свойствами растений, постигают их качества и способы применения их в своей свободной деятельности, исследуют места обитания муравьев, их заботу об тле, способы сбора пыльцы шмелями, чем и как питаются гусеницы, ведут поиски с последующей зарисовкой разнообразных божьих коровок и многое другое, что возможно увидеть на территории детского сада.

Для закрепления полученных знаний педагоги способствуют выполнению детьми дидактических и развивающих игр на бумаге:

  • «Что сначала, что потом» - этапы роста и развития в мире растений, птиц и насекомых
  • «Из чего состоит» - вычленение отдельных признаков объектов растений, насекомых и птиц
  • «Листок от какого дерева» - обводка листа
  • «Цветущие кустарники» - трафареты лепестков
  • «Хвойные и лиственные деревья» - дорисовывание недостающих деталей
  • «Семья муравьёв/пчел» - по наблюдениям и рассматриванию книг
  • «Цветы, плоды, семена» - фотографии
  • «Жуки в городе», «Жуки в лесу» - по материалам наблюдений и энциклопедий
  • «Птицы в городе», «Птицы лесов и полей» - по материалам наблюдений и энциклопедий

Рисунки детей к этим играм можно использовать для иллюстрации «Экологической тропы» по территории сада.

Благодаря этим приёмам, дети более внимательно ведут себя при наблюдении, вдумчиво рассматривают, сравнивают виды растений, у них быстрее формируется речевая активность, нравственная позиция.

Нередко родители с детьми в свой выходной или отпуск собирают коллекцию растений, гербарий: листья, цветы, плоды, семена, а то и кору, если видят спиленные ветки.

Воспитатель тщательно продумывает подачу детям необходимых знаний в соответствии с возрастом и их заинтересованностью миром природы, планирует наблюдения и экспериментирование согласно текущим природным, погодным и сезонным изменениям.

Весь материал закрепляется в играх. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей более сильной или слабой подгруппы. Они усложняются за счёт увеличения количества растений, насекомых, более разнообразных правил и игровых действий:

  • «Опиши и я найду»
  • «Отгадай, что загадала по первой и последней букве»
  • «Похож-непохож»
  • «Узнай и назови растение/насекомое/птицу по одному элементу»
  • «Найди лист, похожий по окраске/форме, величине»
  • «Придумай загадку о природе» и др.

 В дальнейшем собранный материал и нарисованный в том числе, идёт на украшение группы, что очень нравится детям.

Спасибо за внимание к нашей работе!

Воспитатель подготовительной группы Свирина Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

Игры для детей старшего дошкольного возраста с компонентом мира природы

Материал содержит подборку словестных, дидактических, подвижных игр, упражнений по ознакомлению и закреплению знаний дошкольников о мире природы...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

Статья о спосабах и методах ознакомления старших дошкольников с окружающим миром....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животным миром Краснодарского края

Данный материал поможет Вам при знакомстве детей старшего дошкльного возраста с животным миро Краснодарского края...

«Экологическая тропа в природу на территории детского сада»

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту – это отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в ...

Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь

Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь». Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Образовательный терренкур на территории детского сада «Остров сокровищ».

Цель образовательного терренкура – повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности...