Экологическая гостиная «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Инна Валерьевна Новокшонова

конспект познавательно-исследовательской деятельности

 с элементами театрализации

в  старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №20»

Экологическая гостиная

 «Синичкин день»

конспект познавательно-исследовательской деятельности

 с элементами театрализации

в  старшей группе

Подготовила:

воспитатель Новокшонова (Прокичева) И.В.

Цель: Формирование практической направленности экологическим знаниям детей и их родителей.

Задачи:

Расширять и обобщать представления о зимующих птицах.

Воспитывать заботливое отношение  к зимующим птицам, способность прогнозировать возможность изменений условий их жизни в зависимости от влияния факторов  окружающей среды.

Формировать культуру поведения в природе.

Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.

Развивать формы уверенного поведения и способности к творческому самовыражению.

Активизировать родительские воспитательные умения,  поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях, развивать доверительно-партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «пернатые друзья»
  • Рассматривание энциклопедии «Птицы»
  • Рассматривание Красной книги Нижегородской области
  • Беседа на тему «Особенности жизни птиц зимой»
  • Заучивание скороговорок о зимующих птицах
  • Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет
  • Игровые упражнения: «Чей домик?», «Чья шубка?»
  • Дидактические игры: «Рыбы-птицы-звери», «Угадай кто поет»
  • Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», В. Бианки «Сова», Е. Чарушин «Воробей»,                М. Горький «Воробьишко», Пришвин «Птицы под снегом», «Синички», В. Чаплина «Птицы под нашим окном»
  • Лепка «Птичка»
  • Аппликация «Снегири, синицы»
  • Наблюдение за птицами на прогулке
  • Подвижные игры: «Собачка и воробьи», «Вороны», «Перелетные птицы»

Методы и приемы работы с детьми:

  • Игровые: д/и «Чьи следы», д/и «Чудесный мешочек», п/и с элементами психогимнастики «Дерево-ветер-птицы»
  • Наглядные: экологический календарь, демонстрация слайдов  и видеопрезентаций с птицами, карточки со следами птиц, совместное выполнение действий с родителями;
  • Практические: обследование предметов, ходьба по дорожкам, работа с природным материалом.
  • Словесные: использование художественного слова, беседа, вопросы, обсуждение, диалог, пояснение, составление творческих рассказов, инсценирование.

Методы и приемы работы с родителями:

  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций ;
  • метод обучающего эксперимента.

Средства:

  • ТВ;
  •  елочки искусственные небольшого размера;
  • звукоряд «Голоса птиц» (синицы, воробья, сороки, клеста, снегиря);
  •  видео ряд «Птицы зимой» (синица, воробей, сорока, клест, снегирь);
  • слайд с пронумерованными следами птиц (голубя, сороки, вороны, воробья, кошки);
  •  заготовки для изготовления корма (крахмал, желатин, коктейльные трубочки, различные виды зерновых, семечки соленые и несоленые, ржаной и белый хлеб);
  • атрибуты для игры «Чудесный мешочек» - шишки сосновые, шишки еловые, семечки тыквы, семечки арбуза, желуди, мешочек;
  •  карточки со следами птиц вороны и воробья;
  •  дорожка со следами воробья  и  вороны;
  • маски птиц на каждого ребенка.

Технологии: игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, педагогика сотрудничества

Предварительная часть.

Использование художественного слова

Деревья инеем покрыты.

И лес, понурившись, стоит,

Как будто холодок обиды

В своем молчании таит.

Еще нет снега…

Только иней.

И нет зимы, а стынь одна.

И ствольный град,

Казалось, вымер -

Такая в граде тишина.

Все впереди – снега, метели…

И лес несется в эту даль,

Уже предчувствуя веселье

Сквозь уходящую печаль.

А.. Дементьев

Воспитатель предоставляет детям возможность поделиться своими впечатлениями:  о чем говорится в этом стихотворении  (это стихотворение о поздней осени), о том, что меняется в природе и в жизни животных? (Желтеют и облетают с деревьев листья, становится холоднее, часто идут дожди, медведь впадает в спячку, заяц меняет свою шубку, многие птицы улетают в теплые края); об осенних месяцах (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель привлекает внимание детей и родителей к экологическому календарю.

Рассматривание экологического календаря, беседа.

Информация для беседы воспитателя с детьми и родителями

Сегодня-12 ноября – Синичкин день. Появился этот праздник в России несколько лет тому назад. С инициативой о его учреждении выступили представители Союза охраны птиц России. Установили конкретную дату – 12 ноября. Но данный шаг не был случайностью. У славян существует поверье, согласно которому именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы. 

Воспитатель беседует с детьми об их  любимых праздниках (Новый год, День рождения, 8 марта), о том, что нужно для праздника  (украшенное помещение, подарки, угощение, хорошее настроение), о том,  как можно организовать праздник для птиц (сделать кормушки, приготовить корм)

Основная часть.

Звучит в записи голос синицы.

Дети и родители узнают,  чей голос прозвучал.

Выступление семьи М:

- ребенок в костюме синицы рассказывает о птице (синичка небольшая птичка с желтой грудкой и черным «галстуком». Голова черная с белыми щечками. Спинка и крылья черно-синяя. Зимой синица из леса перелетает поближе к людям. Очень любит несоленое сало и семена)

- родители рассказывают детям и взрослым 3-4 интересных факта о синице (Всего существует много разных видов синиц-числом 26. Синицы легко поддаются приручению и отличаются доверчивостью. Набравшись терпения, можно покормить даже вполне «диких» синиц в лесу или парке с ладони. На Руси существовал указ, запрещавший убийство синицы под страхом большого штрафа. Чёрный хлеб для синиц чрезвычайно опасен.)

Во время выступления транслируется видео о синицах.

Задание 1. Продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Приготовление корма для птиц.

На столах стоят стаканчики с заготовленным желатином и клейстером из крахмала, коктейльные трубочки, различные виды зерновых, пшено, семечки соленые, семечки несоленые, ржаной хлеб, белый хлеб.

Дети с родителями выбирают, что нужно положить в стаканчик с заготовкой. Взрослый помогает перемешивать и вставляет трубочку (после того как изделие застынет, через эту трубочку продевается веревочка для подвешивания).

Готовый корм дети ставят на поднос.

Комментарий: родитель вместе с ребенком проводит мастер-класс по приготовлению корма для птиц. Ребенку предстоит научить других тому, чему  он научился сам. Данная деятельность способствует развитию социальной уверенности детей, развитию умения устанавливать контакты.

Звучит запись голоса воробья.

Дети и родители узнают,  чей голос прозвучал.

Выступление семьи Е:

- ребенок в костюме воробья рассказывает о птице (Воробей небольшая птичка с серой грудкой. Голова, спинка и хвостик покрыты коричневыми перьями. В сильные морозы воробьи собираются стайками и сидят, плотно прижавшись к друг другу, нахохлившись. Воробьи очень любят крошки хлеба, семена)

-родители рассказывают детям и взрослым 3-4 интересных факта о воробье. (На земле живет около миллиарда воробьев, т.е на каждые шесть человек приходится один воробей. Воробей не сможет голодать чуть больше двух суток, так как тратит за день очень много энергии. Из-за коротких ножек большинство особей передвигаются по земле прыжками. У воробьёв глаза построены так, что он видит мир в розоватом свете.)

Во время выступления на экране транслируется видео о воробьях зимой.

Задание 2.  Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность, двигательная активность. Игра «Чьи следы»

2.1 Для родителей предлагается выбрать следы воробья среди следов голубя, сороки, вороны, воробья. Следы транслируются на экране под номерами. Родители называют название птицы и номер следов, которые ей соответствуют.

Родители рассуждают и отвечают.

2.2 Для детей – выбрать следы воробья между следами вороны и воробья, нарисованные на карточках.

Дети выбирают правильную карточку и поднимают вверх.

2.3 «Распутать» дорожку, состоящую из следов воробья и вороны

Дети выбирают, объясняют почему они выбрали именно эту дорожку и проходят по ней.

Комментарий: создание проблемной ситуации стимулирует познавательную активность. Хождение по дорожке следов создает условия для развития пространственного восприятия, способствуют отработке зрительно-моторной координации, побуждают соблюдать правила группового взаимодействия.

Дети перемещаются на лесную полянку.

Звучит в записи голос сороки.

Дети и родители узнают,  чей голос прозвучал.

Выступление семьи Л.

- ребенок в костюме сороки рассказывает о птице. (Сорока большая птица. Туловище покрыто бело-черными перьями. Хвост длинный, черный. Сорока любит все блестящее и яркое. Зимой прилетает поближе к человеку в поисках корма. Сорока любит семена различных растений и ягоды)

-родители рассказывают детям и взрослым 5 интересных фактов о сороке. (Сорока очень интересная птица. Она лучший строитель в лесу. Каждый год она строит себе новое гнездо, т.к. не любит занимать старое. Сорочий переполох в лесу предупреждает лесных жителей об опасности. Но возле своего гнезда ведет себя тихо, поэтому сложно найти сорочье гнездо в лесу. Сорока единственная птица, которая узнает себя в зеркале)

Во время выступления транслируется видео о сороках.

Задание 3. Совершенствование тактильных ощущений и восприятия. Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность Игра «Чудесный мешочек»

В мешке шишки еловые, шишки сосновые, желуди дубовые, семечки тыквенные, семечки арбузные, шишки кедровые.

Дети на ощупь угадывают и  называют предметы, вынимают  и развешивают на приготовленные елочки.

Комментарий: В это время можно спросить детей, как они наряжают елки (т.е.обратиться к их опыту).

Звучит в записи голос клеста.

Дети и родители узнают,  чей голос прозвучал.

Выступление семьи К:

- ребенок в костюме клеста рассказывает о птице (Клест небольшая птица. Туловище покрыто темно-красными перьями. Клюв у клеста в виде креста. Питается семенами еловых и сосновых шишек. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой)

 - родители рассказывают детям и взрослым 5 интересных фактов о клесте. (У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты, как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой. Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.)

Во время выступления транслируется видео о клестах.

Задание 4.  Психомоторное развитие. Двигательная активность

Игра  «Дерево-ветер-птицы»

По команде «Птицы»- играющие двигаются свободно, подражая движениям птиц, «Дерево» - играющие встают по три человека в колонну (первый поднимает руки вверх, второй – в стороны, третий – в  стороны и вниз, «Ветер» - качают руками, как ветками.)

Комментарий: данное упражнение способствует снятию напряжения, развитию образного движения

Звучит в записи звук голоса снегиря.

Дети и родители узнают,  чей голос прозвучал.

Выступление семьи С:

-ребенок в костюме снегиря рассказывает о птице (Снегирь небольшая птичка. Грудка у него красная, а туловище черно-серое. Очень любит ягоды рябины. Зимой из лесов прилетает поближе к человеку в поисках корма.)

-родители рассказывают детям и взрослым 5 интересных фактов о снегире. (Снегири довольно легко поддаются приручению и живут с человеком. У снегирей великолепно развита способность к подражанию разным звукам. Некоторые из этих птичек могут запомнить и насвистывать по несколько весьма сложных мелодий. Всё, что нужно — это терпение, чтобы обучить птицу. Главная опасность, подстерегающая снегиря при жизни в неволе — риск ожирения. Эти птицы совершенно не знают меры в еде.)

Во время выступления транслируется видео о снегирях.

Задание 5. Познавательная, коммуникативная деятельность

Игра «Блиц-опрос»

  • Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь)
  • В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
  • Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  • Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  • Птица, которая выводит птенцов в лютые морозы. (клест)
  • Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (синица)
  • Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)
  • Почему птица получила название «сорока-белобока»? (голова и хвост черные, а бока белые)
  • Какая ночная птица охотится на мышей?  (сова)
  • Что любит есть клест больше всего? (шишки)

Комментарий: упражнение позволяет расширять, обогащать образные представления детей.

Заключительная часть.

Дети выбирают и одевают маску понравившейся птицы.

Комментарий: после того, как дети вошли в образ, предложить организовать

«Птичий хоровод», направленный на развитие умения свободно самовыражаться в движении, помогает эмоциональному самовыражению.

Рефлексия.

Воспитатель предлагает порассуждать о том, хорошо или плохо птицам зимой, какие пожелания могут быть у птиц.

Дети и родители рассуждают и помещают силуэт своей птички на кормушку  с грустным или веселым смайликом. Предлагают отнести сделанный корм на кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического досуга "Синичкин день"

Экологический досу для детей среднего дошкольного возраста. включает в себя совместное творчество родителей и детей....

Конспект экологического досуга "Синичкин день"

Экологический досу для детей среднего дошкольного возраста. включает в себя совместное творчество родителей и детей....

отчет о проведение экологического праздника "Синичкин день"

Закреплять знания детей о птицах. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Экологическая акция "Всемирный день Земли!"

Цель: углубить представления детей о том, что планета Земля - это наш дом. Воспитывать стремление беречь нашу Землю. Воспитание экологической культуры....

2016г ФОТООТЧЁТ ООД "Помоги синичке" В рамках экологического праздника Синичкин день.

Фотоотчёт ООД "Помоги синичке" приурочен к наступающему экологическому празднику Синичкин день....

Экологический праздник-субботник «ДЕНЬ ЧИСТОТЫ» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 г. Лебедянь Патутина Анна Алексеевна Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к пла

Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Воспитать чувство ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействова...

Экологический проект экологический проект в день синички «Покорми птиц» 2

Экологический проект в день синички «Покорми птиц» Совместное изготовление кормушки для птиц. Размещении кормушки на территории ДОУ. Цель проекта:Изучение образа жизни и поведени...