Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.
статья (старшая, подготовительная группа)

Гребенкина Юлия Михайловна

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гребенкина Ю.М., Прохорова Н.И., Сергеенко Е.Е.

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов, ds108@city.tambov.gov.ru

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это вызывает беспокойство у родителей, которые размышляют, что необходимо сделать, чтобы люди не изумлялись детям. Ведь большое внимание общества к такому ребенку было всегда серьёзной и болезненной темой.

Тем не менее эта тема на сегодня развивается, и очень радует, что сами родители уже перестают испытывать страх и показываются на людях со своим ребенком. Они ищут способы его социализировать и открывают возможности для этого. Например, ходят в походы, на спортивные площадки. У нашего общества есть проблема, заключающаяся в том, что окружающие люди не всегда готовы к тому, чтобы наши дети общались с особенным ребенком. [1]

Общество нездорово, если оно не принимает в свой состав, людей, которые чем-то могут отличаться. Иногда может помочь информационный буклет, представленный в виде красивой и доступно оформленной памятки о каждом заболевании, которая может находиться у родителей на руках и использоваться при каждом необходимом случае, к примеру, если незнакомый человек вообще не встречался с такими ситуациями в своей жизни. Кроме того, проведение таких мероприятий как «Беседы добра» с детьми дошкольного и школьного возраста, позволят ребенку, который никогда в жизни, может быть, не встречался с человеком с ограниченными возможностями здоровья, с «даунёнком», с «аутёнком», познакомиться с этим явлением. Хорошо когда работают социальные проекты, которые приносят позитивный результат, например проект: «Крепкая семья» в рамках которого создаются школы для родителей воспитывающих детей с тяжелой инвалидностью, где специалисты рассказывают родителям новейшие методики социализации, ориентации своих детей.[3]

Важно отметить, что для детей с ОВЗ необходимы прописываться четкие реабилитационные маршруты, начиная с момента, как доктор сообщает родителям, что: «У вашего ребенка такой-то диагноз». Это поможет психологическому сопровождению родителей, чтобы поддержать их, рассказать, что делать дальше, и еще какая помощь потребуется в дальнейшем. И для каждого подобного ребенка нужен индивидуальный маршрут, сопровождение, содействие психолога, помощь семье. Важно давать возможность этим детям заниматься в танцевальных кружках и спортивных секциях, плавательных со специально подготовленными тренерами. И в целом стремиться воспитывать и создавать в детских садах и школах дух толерантности по отношению к детям с ОВЗ.

В системе образования внедрены федеральные государственные образовательные стандарты. Обучающиеся осваивают адаптированные общеобразовательные программы, которые созданы на основе ФГОС. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

К личностным результатам освоения адаптированной обще-образовательной программы относятся:

         1.развитие правильных представлений о своих возможностях;

2.постижение начальных навыков адаптации в окружающем мире;

3.освоение социально-бытовых навыков;

4.овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5.развитие способности к осознанию социального окружения, своего места в нем;

6.принятие и освоение социальной роли обучающегося;

7.сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

8.развитие этических чувств, а также проявление доброжелательности;

9.сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;

10.проявление готовности к самостоятельной жизни.

И необходимым направлением деятельности образовательного учреждения является социализация учащихся, которая исполняется через установление многообразных контактов учреждения с социумом посредством сотрудничества с центрами дополнительного образования, культурными, спортивными центрами, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать концертные залы, кинотеатры, спортивные объекты. [2]

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии разнообразных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия общих психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми. Каждый человек особенный, у каждого свои потребности, но все мы общество, которое должно жить без предрассудков.

Литература

1. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Ю. Малеванов. дис., канд. пед. наук. - М., 2009.

2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции/ Г. Н. Филонов. – М.: ЦСП РАО, 1999.

3. Опыт «Центра лечебной педагогики» города Пскова, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Информационная статья " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:проблемы и пути их решения"

В статье раскрыты причины, влияющие на неполноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены основные задачи воспитания и обучения, которые положительно влияют на развитие ...

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой,...

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...

Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"

     В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....

Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год

Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....