Главные вкладки

    Информационная статья " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:проблемы и пути их решения"
    статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

    Яцкова Татьяна Николаевна

    В статье раскрыты причины, влияющие на неполноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены основные задачи воспитания и обучения, которые положительно влияют на развитие ребенка с ОВЗ. Так же рассмотрен процесс внедрения инклюзивного образования в массовые школы.

    Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, социализация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_zhur.docx23.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    На протяжении нескольких лет,  мы часто слышим такие понятия, как дети с ОВЗ, инклюзивное образование, социализация инвалидов в обществе. Что же это? Постараемся разобраться и понять, нужно ли это знать и что значат эти понятия не только для простого обывателя, а для  педагога и воспитателя. Что же меняется в сфере образования и воспитания  с приходом таких детей?

    Понятие ограничение возможности здоровья (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений [1].

    Знаменитые психологи Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

    Социализация -  развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей[4].

    Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей [2].

     Российское законодательство закрепляет,  за каждым  ребёнком,  право  на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивностью системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, недопустимость дискриминации в сфере образования [6]. Но детям с ОВЗ всегда было сложно получать знания,  начиная с детского сада и заканчивая школой. Их отклонения в физическом или психическом развитии не дают возможности осваивать образовательные программы, поэтому такие дети нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ смогут  реализовать свой потенциал и социализироваться в обществе, если вовремя  и профессионально организовать процесс обучения и воспитания, для  удовлетворения общих образовательных потребностей, так и особых образовательных потребностей, сформированных  характером нарушения их психического и физического развития. Реализация образовательных возможностей для детей с ОВЗ  закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), что обеспечивает создание в образовательных организациях специальных условий обучения, учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких детей. Одним из основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, является инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.[6]

    По статистике,  в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Каждый год количество детей данной категории увеличивается.[7] Поэтому на данную проблему стоит обратить пристальное внимание.

    За короткий отрезок времени в России произошёл  переход от «медицинской» модели обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья к более открытым моделям. Наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Развитие педагогической интеграции в общеобразовательных учреждениях в России связано с именами сурдопедагогов сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской. Они в середине 1970 годов стали работать в первую очередь со  слабослышащими и глухим детьми, а в начале XXI века этой проблемой стали заниматься олигофренопедагоги.

    Социально-образовательная интеграция предполагает такое совместное обучение,  при котором дети получают опыт положительного взаимодействия. Содержание образования для  таких детей, должно отличается от того, которое они могли  получить в специальных (коррекционных) классах.

    1 сентября 2016 года вступил в силу новый образовательный стандарт, в котором указаны особые требования к условиям, структуре, результатам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль  педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания [3].

    Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

    Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ [5].

    Таким образом,  проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья связана с  социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

                                         

           Литература

    1. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1999.
    2. Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
    3. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
    4. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
    5. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009
    6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
    7.  Федеральная служба государственной статистики (Росстат). «Здравоохранение в России» 2015г. Статистический сборник.

                               Статья на тему:

    «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения».

     

                                  Выполнила:

                                                              воспитатель филиала ОКУ

    «Центр «Перспектива» в г. Курске

                                                            Яцкова Татьяна Николаевна

                                              Курск  2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

    В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

    "МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

    Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

    Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»...

    Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

    07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

    ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

          Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...

    Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"

         В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....