Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
статья на тему

Швец Вера Владимировна

 

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с     взрослыми     и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

                                                                                                                               Швец В.В.

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая, абиогенная), воспитания (вернее многих видов направленного действия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум, как объективная социальная реальность, представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни, деятельности и общения.

Общение в различных сферах микро социума личности - это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.

«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.

Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом.

Действия в игре связываются детьми с предметно-практическими действиями, иными словами, используемые в игре предметы оказываются подобиями объектов, с которыми действуют взрослые. К тому же. и это существенно, в игре происходит социальное взаимодействие детей.

Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез (и хорошо, если его всерьез принимают взрослые), вкладывает в нее все свои силы и способности и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Следует также отметить, что ребенок включен в игру эмоционально двояким образом: он в известной мере переживает совершаемые им социальные функции и действия (помощь больному, строительство дома и др.) и одновременно испытывает радость от игры. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.

Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д.Б.Эльконин рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» -писал Д.Б.Элькони.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с четырех лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения.

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.

При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. Дети с проблемами в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в свою очередь замедляют психическое развитие.

Изучив научно-теоретическую литературу по теме сюжетно-ролевой игры, акцентировала внимание на заданную тему в своем опыте работы.

Я работаю с детьми с нарушениями в развитии. У них наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений.

Учитывая данные характеристики своих детей, разработала программу «Сюжетно-ролевая игра - основа социализации личности ребенка», где определила цель:

формировать     навыки     моделирования     взаимоотношений     с     взрослыми     и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

  1. Формировать умение играть в небольшом количестве детей.
  1. Стимулировать     доброжелательное        отношение     ребенка     в     социальной действительности, в сюжетно-ролевой игре.

Структура программы имеет следующие составляющие: обоснование темы, цели, задачи и коррекционное направление работы; распределение     коррекционного     программного     материала     по     возрастным особенностям детей.

Приоритетным в работе с такими детьми является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре.

Например, Вера замкнутый, эмоционально-неустойчивый ребенок. С детьми в контакт не вступает, играет одна, но рядом с небольшой группой детей. Я предложила мальчикам построить диван и стол для Вериной куклы, ребята откликнулись на просьбу с удовольствием, Вере это понравилось, она ввела в свою игру диван и стол, но в коллектив детей не вошла.

Я выяснила увлеченность девочки - это художественная литература. Предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Вера взяла на себя роль абонента, но получив книгу уединилась и играла одна. Я дополнила игру правилом: рассказывать о прочитанной книге. Желание Веры получить новую книгу помогло преодолеть робость девочки. Рассказ ее был лучшим. Дети отметили ее как лучшую читательницу. Поручили Антону «сфотографировать» девочку. Так с помощью повышения самооценки ребенка коллективом детей, девочка вошла в игру.

В моей группе есть дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликтные ситуации с товарищами. Как же у этих детей воспитывать выдержку, умение подчинять свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед товарищами за порученное дело?

Приведу пример:

Вначале дети не принимали Данила в игру «Строительство города в тайге».

«Не хотим с тобой играть: ты дерешься». Бригадир не брал Данила в бригаду. Тогда мальчик решил сам стать бригадиром, но к нему в бригаду никто не пошел. Дети говорили: «Таким бригадир не бывает. Бригадир не дерется, да и строить он не умеет». Эти замечания были справедливыми, но оставить вне игры Данила, который так хотел в ней участвовать, нельзя. Я взяла на себя роль начальника строительства, приняла этого ребенка на работу и сказала: «Уважаемые строители, Данил подал заявление, он очень хочет стать шофером. Если же он будет обижать детей, не будет выполнять наши

учить обращаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций, обращение в процессе игры);

развивать способность использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий;

учить понимать и называть наиболее часто употребляемые глаголы, отражающие действия с предметами и игрушками в соответствии с сюжетом игры. Таким образом, игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Программа    воспитания    и     обучения    дошкольников     с     интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова
  2. Диагностика психических особенностей дошкольника. Г.А.Урунтаева
  3. Избранные психологические труды. Д.Б.Элькони
  4. Дошкольная психология. Г.А.Урунтаева
  5. Психология детства. В.В.Зеньковский
  6. Возрастная психология. В.С.Мухина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Презентация: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре".

Рассматриваются вопросы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре....

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"

Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...