Проект "Социализация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Проект 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое и речевое развитие

ПРОЕКТ

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


«Читайте детям стихи, пусть ухо их
приучится к гармонии русского слова, 
сердце преисполнится чувством изящного. 
Пусть поэзия действует на них, 
так же как и музыка».

(В. Г. БЕЛИНСКИЙ) 

Пояснительная записка
            На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития,  поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет
представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр
голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции). 

            Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. К сожалению, не все дети, находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, 
эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями
понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. Конкурс чтецов, как одна из форм досуговой деятельности, является лучшим средством для самореализации каждого ребенка. Подготовка к конкурсам чтецов позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств - музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника. 
             Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу, в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогом и родителями. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность. 
Литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у
детей нравственности и положительных эмоций, направленных на
создание у детей стойкого читательского интереса. 


Предполагаемый результат:

Обогащается словарный запас у дошкольников, в том числе у детей с нарушениями речи.
Дети различают простое литературное чтение от художественного, 
умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл. 
Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей. 
Формируются основы словесного творчества. Сближение детей, родителей и педагогов друг с другом, принимая участие в конкурсе.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Цель проекта: совершенствование художественно – речевых, исполнительских навыков
детей при чтении стихотворений. 

Задачи проекта:
- развивать эстетические способности детей; сферу чувств, соучастие, умение сопереживать; воображение, музыкальность, выразительность, 
способность к пластической импровизации в соответствии с характером
и настроением музыкальных произведений.
- воспитывать у детей готовность к творчеству;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: музыкой, художественной литературой, изобразительной деятельностью;
- совершенствовать коммуникативные качества личности детей через  обучение вербальным и невербальным видам общения;
- приобщать детей к театрально- исполнительской деятельности;

-привлекать внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворения;
-обогащать словарь;

-развивать память; мелкую моторику; сценическое мастерство; артикуляционную моторику губ и языка через выполнение речевых упражнений, вызывать нарушенные звуки;

-отработать просодическую сторону речи; 
-закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь
и движение ритмическую выразительность речи; 
-учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический
слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

-вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к
заучиванию стихотворений. 

Методы работы:
-индивидуальный
-наглядный


Основные формы реализации проекта:
Выбор поэтического произведения;
Чтение и заучивание художественной литературы;
Практические упражнения для отработки артистических навыков;
Оснащение предметно-развивающей среды;
Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная  гимнастики;

Физкультминутки; 

Работа с родителями. 

Работа по организации конкурсов предусматривает репетиции, подготовка костюмов, атрибутов.
Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:
-в программу включаются произведения, которые доступны, интересны
детям, вызывают эмоциональный отклик
-необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность
действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов
-тщательное продумывания сценария, оптимальное сочетание слушания
стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами, активное
участие детей.


План работы по подготовке детей к конкурсам:

1-й этап – предварительный: диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков

2-й этап – основной: культура и техника речи (игры и упражнения на развитие 
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией); основы театральной культуры (овладение дошкольниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства) .

Техника речи включает в себя следующие понятия: речевое дыхание, дикция, постановка голоса.

Предлагаю коротко остановиться на каждом понятии и методике работы.

ДЫХАНИЕ

Дыхание физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.

Дыхание, связанное с речью, со звуком называют РЕЧЕВЫМ или ФОНАЦИОННЫМ. Речевое дыхание по характеру отличается от дыхания во время покоя. Если физиологическое дыхание состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, примерно равных по длительности, то в речевом дыхании вдох значительно короче выдоха.

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЫХАНИЯ

Начинать занятия следует с дыхательной гимнастики хорошо  проветренном помещение.

Задача: научить легко, переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи.

Разным видам речи соответствуют различные виды выдоха. Спокойную плавную речь - обслуживает один вид выдоха. Воздух как бы сам вытекает в природу.

Оно (яблоко)

Соку спелого полно, 

Так свежо и так душисто, 

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось! 

А.С.Пушкин

Другой вид дыхания – воздух, с  силой выгоняется.

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

А.С.Пушкин

Третий вид дыхания – воздух «рывками выталкивается»

Мой                                                                    Ты куда

           Веселый                                                                помчался

                             Звонкий                                                                вскач?

                                              Мяч,                                                                  С.Я.Маршак

1. Упражнения для тренировки ПЛАВНОГО выдоха

  1. Упражнение «Цветок»

Лето. Мы сидим на лужайке. С теплыми лучами солнца «Цветок» начинает распускать лепестки. Приготовьте правую руку, кисть с согнутыми вытянутыми пальцами - «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: СССССССС..(показ педагогом длительного выдоха).

Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок распускается»…Распустился.

Покажите цветок солнышку (поднять руку вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «Цветок» распускается (левая рука повторение упражнения)

Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: СССССССС…..

Закрылись цветки.

  1. Упражнение «Мяч»

Мы на речке. В руках у нас на уровне груди большой надувной мяч. Выпускаем из него потихоньку, медленно воздух СССССССС… ладони постепенно сближаются.

Упражнение делаем легко свободно, чтобы воздух на этих звуках свободно «вытекал в природу».

Следить за позой ребенка: плечи опущены, ноги на ширине плеч (не говорить «Опусти плечи»- ребенок их поднимет обязательно! Если поза неправильная, нужно сказать: «Встаньте как я!» Или подойти и спокойно, мягко, ненавязчиво опустить плечи ребенка).

  1. Упражнение «Звукоподражание»

Свистит ветер: СССССССССССС

Шумит лес: ШШШШШШШШШ

Шелестит листва: ШШШШ

Шипят гуси: ШШШШШШШ

Звенит комар: ЗЗЗЗЗЗЗЗ

Жужжит пчела: ЖЖЖЖЖЖ

Рокочет: РРРРРРРРР

  1. Упражнение «Звукоподражание»

Нажимаем на кнопку электрического звонка, настойчиво звоним в квартиру: РЬРьРЬРьРь

2.Упражнение для тренировки СИЛЬНОГО выдоха

  1. Упражнение «Бег со счетом»

Легкий бег со счетом друг за другом. По команде громко отрывисто считаем:

Один! Два! Три!                                            Пауза

Один! Два! Три! Четыре!                             Прибавляем по единице до 5-6 затем,                  

                                                                        счет в обратном порядке

  1. Упражнение «Скакалка»

В руках у вас «скакалка». Мы умеем легко, красиво прыгать через скакалку, при этом проговаривать:

Раз! Два! Три!                             И с разбега, и на месте,

Я и прямо,                                 И двумя ногами вместе.

Я и боком,                                 Раз! Два! Три!

Раз! Два! Три!                             Доскакала до угла,

С поворотом и прискоком       Жаль, что улица мала!

Раз! Два! Три!

  1. Упражнение «Резиновые игрушки»

Вы – резиновые игрушки, резиновые человечки. Я - насос, буду надувать вас. Вы по моей команде присядьте. Игрушки мягкие, не надутые, голову наклонить поближе к коленям. «Игрушки» тихонько отвечают: шшшш! И немного толчками надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая к верху руки.

Приготовьтесь, присядьте, «игрушки»! Слушайте внимательно голос насоса и в точности отвечайте ему (педагог, меняя силу звука и длительность звука, произносит 5-7 качков).

Какие красивые резиновые игрушки! Упругие плотные! Нужно выпустить воздух: открою пробку: ССС! Педагог произносит резко! Воздух медленно выходит из игрушек: ССССССССС….

(дети, медленно произнося звук С, постепенно приседая и сворачиваясь).

Это упражнение можно варьировать по-разному: мальчики- «насосы», девочки-«игрушки»; дети становятся парами – один ребенок «насос», другой «игрушки», один «насос» – все остальные «резиновые игрушки».

  1. Упражнение «Косари»

Мы приехали за город. Лет, жарко, кргуом высокая трава. Давайте поможем взрослым скосить траву для коровушки.

Возьмем косу в руки. Вот так. Посмотрите, как будем косить: ССС! ССС! ССС!

Звук отрывистый, короткий как и движения рук размашистые и резкие.

СА-СО-СУ-СИ-СЫ

Коси, коса пока роса,

Роса долой, и мы домой!

  1. Упражнение «Помпа»
  1. Руки согнуты в локтях, кисти рук к плечам.
  2. Левым локтем достаем до правого локтя. Выдох со звуком Ф.
  3.  Правым коленом касаемся левого локтя - выдох.

  1. Упражнение «Дровосеки»

Вы –дровосеки, колите дрова. Удар топора сопровождается звуками: ХА!ХО!ХУ!ХЫ!

  1. Упражнение «Забить гвозди»

Дети ложатся на пол кладут себе на живот. «Забиваем гвозди» в правую стенку, в левую стенку, при этом ощущаем рукой, как работает диафрагма. Дыхание сильное отрывистое «МИ!МИ!МИ!МИ!»

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

Успехи в развитии голоса зависят от способности ребенка и от правильной методики обучения. Необходимо развивать природный голос ребенка, научить его пользоваться им, владеть им.

В работе над голосом важна осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона, перегружать речевой аппарат ребенка.

Упражнения, которые рекомендованы, способствуют развитию положительных качеств голоса - мягкость, звучность, гибкость и сила голоса.

Воспитать, поставить голос-это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу и звучность голоса.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов. Резонаторы являются усилителями звука.

При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки.

Для работы используем сонорные звуки М, Н, Л, Р – самые звучные согласные, которые усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА

(Разучивание резонаторной системы)

Массаж (помогает снимать мышечные зажимы, способствует верному формированию и резонированию звука)

  1. Легко и быстро постукать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно, нараспев, на одно высоте сочетание «ми-ми-ми»
  2. Также постукивать гайморовые полости под глазами, произнося слитное сочетание «ну-ну-ну», «но-но-но», «на-на-на»
  3. Постукивать кончиками пальцев под носом, произнося слитно сочетания: «ви-ви-ви» «во-во-во» «ву-ву-ву» «ва-ва-ва»
  4. Также постукивать под нижней губой, произнося слитно сочетания «ж-ж-ж»

«м-м-м»

  1. Те же самые упражнения можно поделать лежа, расслабив все тело не напрягая челюсти, язык, лицевые мышцы.
  1. Упражнение «Стон»

У вас болит горло или голова. Вы тихо стоните на одном звуке, связки напряжены. Стон свободно выходит из гортани, звук спокойный, тянущийся, монотонный.

Зубы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног свободны. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. Стонем, хочется спать. Глубокое дыхание по задней стенке направляется в голову и оттуда «омывая» всю голову, дыхание движется в область «маски» (пазухи носа, лба), получая в ней резонанс (усиление:Ммм..Ммм….Ммм..

К согласному М подключаем звуки (А, О, У, Э,Ы) ММММАМММАММММ

Произносим мягко, без толчков.

Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «Стона» на звуке М.

Попробуем произнести фразу на «стоне»

«Маму я молю упрямо: молока налей мне мама»
МММаМММуяММоЛюупряММо

МММоЛокаНаЛейМММНеМММаМММа…

При произнесении этих фраз сливайте все слова в одну непрерывную линию звучания, то есть «стоните»

  1. Упражнение «Канючины»

(похожее упражнение «Стон»)

Выпрашиваем молоко, мед у мамы:

Мама, а Мам, молока бы нам!

Мам, а Мам, меду нам!

Упражнение «Пожар»

Беда! Пожар! Тревожно созываем всех тушить пожар:

БуМММ! БоММ! БуМММ-БоММММ!

Тили-тили-тили БоММ,

Загорелся Кошкин ДоМММ!

Проговариваем плавно, медленно, тревожно, повторяя текст в течение 1-1,5 мин.

Упражнение дети делают после показа педагога и вместе с ним, затем послушать несколько детей индивидуально.

 Упражнение «Ракета»

Улетаем в космос ЗУ, ШО, ША, БЫХ, Ма, ХЕЙ, МИ, НИ, КЮ

УПРАЖНЕНИЯ НА НАСТРОЙКУ РОТО-ГЛОТОЧНОГО РУПОРА

1.Упражнение «Теплое дыхание»

А) согреть замершие руки;

Б) отогреть дыханием мокрого цыпленка;

В) на замерзшем окне сделать глазок.

1.Упражнение «Раздвигаем»

 «Раздвигаем» пол и потолок звуками А, О, У, Э, И, Ы. Помогаем себе руками: правая идет в верх, левая – вниз.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ВЫСОТНОГО ДИАПОЗОНА ГОЛОСА.

Различают верхний – головной, нижний –грудной, и средний регистры.

  1. Упражнение «Этажи»
  2. Меняя тональность голоса от самой низкой голосовой точки до самойверхней, «шагаем (мысленно) по этажам», отсчитывая пройденные. Помогаем себе рукой.

                                                  3-этаж

                                 2-й этаж

                1-й этаж

Подвал

Звук при этом направляется не вперед, а вверх –в голову. Голос повышается от грудного в среднем, затем в головной регистр. Затем опускается вниз с того этажа, до которого дошли.

Дойдя до подвала следить за тем, чтобы дыхание оставалось в высокой позиции.

  1. Упражнение «Маляр»

Вы – маляры. Будете красить карниз. Берем ведро с краской. Правая рука-кисть. Окунаем в краску «кисть», стряхиваем лишнюю краску и начинаем красить карниз:

Крашу, крашу я карниз-

Широкое движение рукой на уровне груди – влево - вправо; звучание голоса в среднем регистре.

И вверх, и вниз, в вверх, и вниз….

Движение рукой вверх и повышение голоса.

Движение рукой вниз и понижение голоса.

Вот и выкрашен карниз (средний регистр)

  1. Упражнение «Весна»

Уж тает снег! Бегут ручьи, (низкий тон)

В окно повеяло весною, (выше)

Засвищут скоро соловьи, (еще выше).

И лес оденется листвою. (еще выше)

Это упражнение делается сначала по строчкам способом нараспев: на каждую строчку берем дыхание, не акцентируя внимания детей на выдох, а просто делая паузу в конце строчки.

Затем произносим текс РЕЧЕВЫМ способом, немного повышая каждую последующую строчку.

ДИКЦИЯ

Слова «Дикция» происходит от латинского, что означает, ВЫГОВАРИВАЮ, те есть четкое, ясное выговаривание звуков родного языка.

Упражнения по дикции проходят в форме хорового и индивидуального произнесения. Упражнения даются в игровой форме. Дикционные упражнения желательно соединить с упражнениями на силу звука (тише, громче), высоту голоса.

1.Упражнения «Жонглеры»

«Жонглеруем» - ПИ!ПЭ!ПА!ПО!ПУ! (взрываем воздух)

2.Упражнения «Бросаем Снежки»

БА!-БО!                                           БГИ!-БГЭ!

БУ!-БЫ! (на две команды)             БГА!-БГО!

БЭ!-БИ!                                           БГУ!-БГЫ!

3.Упражнения

МАМАЛЯ          ДАБАЛЯ             БАБАЛЯ

ДАБАЛЯ            МАМАЛЯ           БАБАЛЯ

Упражнение «Скороговорки»

Скороговорки великолепный материал для тренировки артикуляции, но давая детям скороговорку, следует помнить, что скороговорку следует произносить как чистоговорку. Быстрота вырабатывается через очень медленную речь. И только когда смысл немного усвоен, следует убыстрять темп.

Еще один совет. В работе со скороговоркой использовать руку: трудное слово проговаривать много раз, делая кистью движение «ввинчивание лампочки».

1.Например скороговорка:

Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Педагог проговаривает скороговорку быстро, а затем медленно, чтобы дети ее усвоили смысл. И начинают отрабатывать:

Бык, бык, тупогуб- произносит медленно, четко рукою «ввинчивая лампочку» и приглашая детей помогать проговаривать много раз

Затем берется следующая часть, очень сложная:

Тупогубенкий бычок - вновь педагог прговаривает очень медленно и четко (вместе с рукой), приглашает детей.

Затем проговаривается первая часть скороговорки:

Бык, бык, тупогуб, (пауза)

Тупогубенький бычок.

Можно придумать разные ситуации: ласкаем бычка, подзываем к себе, отчитываем, ругаем (забрался в огород, потоптал капусту).

3 - й – этап - заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: викторины, конкурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки

    Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для  развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...

Художественно - творческая деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Советы родителям

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов,...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...