Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_s_ovz.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Содержание | ||
Введение | 3 | |
1. | Теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ | 6 |
1.1. | Педагогические теории о развитии творческих способностей детей с ОВЗ | |
1.2. | Формы и методы развития творческих способностей | |
2. | Работа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ | |
2.1. | Диагностика развития творческих способностей детей в условиях ДОУ | |
2.2. | Наиболее эффективные виды деятельности в объединении художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ | |
Заключение | ||
Список использованной литературы | ||
Глоссарий | ||
Приложение |
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. В настоящее время отсутствует чётко и грамотно разработанная система развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования. Актуальность раскрытия данной темы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Всем детям с ОВЗ особенно необходимы внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Деятельность по художественно-эстетической направленности даст реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличить пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечить ему “ситуацию успеха”.
Развитие творческой личности – одна из важных задач воспитания и развития детей с ОВЗ на современном этапе. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к творческому развитию посредством художественно-эстетической направленности у всех детей и особенно у детей ОВЗ.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях группы дошкольного учреждения, которую посещают дети с ОВЗ, позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности. Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ, для их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию – изобразительной деятельности и конструирования уточняются представления детей с ОВЗ о свойствах и качествах предметов. Для того чтобы нарисовать, вылепить, построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, заметить и запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, пространственное расположение частей. В конструировании и изобразительной деятельности участвуют зрение, осязание, движение рук. Интеллектуальная деятельность ребёнка развивается в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Под руководством педагога дети с ОВЗ постепенно приобретают способность анализировать предмет.
Художественное творчество содействует и физическому развитию, при соблюдении гигиенических требований. Конструирование из крупного строительного материала требует разнообразных движений: ребёнок наклоняется, упражняя мышцы брюшного пресса, спины; поднимает, производя при этом усилие; встаёт, вытягивает руки вверх. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.
Не малую роль в творческом развитии детей с ОВЗ играет и музыкально-эстетическая деятельность, которая формирует художественную культуру ребенка, развивает эстетический вкус восприятия музыкальных произведений, способствует снятию эмоционального напряжения, корригирует нарушения звукопроизносительной стороны речи. В процессе занятий музыкальной деятельностью ребенок учится слушать музыку, точно интонировать, чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней. Получая первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, элементах музыкальной грамоты, дети учатся воспринимать музыку с точки зрения ее эмоционально – ценностной стороны.
Театрализованная деятельность –это вид художественно-эстетической деятельности, которая дает простор воображению, наполняет жизнь ребенка особым смыслом, помогает вырабатывать определенное отношение к педагогам, коллективу, умению выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Театрализованная деятельность дает шанс на успех каждому ребенку. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются скрытые возможности, несущие огромный заряд духовной энергии.
Занимаясь деятельностью по художественно-эстетической направленности, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а также физическое развитие, а значит готовит ребенка к успешному обучению в школе.
Проблема: определить каковы пути развития творческих способностей у детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности.
Объект исследования: творческие способности детей с ОВЗ дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие художественно-эстетической направленности детей с ОВЗ.
Цель проекта: раскрыть развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Задачи
- Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ.
- Провести мониторинг развития творческих способностей детей в условиях ДОУ.
- Определить наиболее эффективные виды деятельности по художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Гипотеза: Грамотная организация деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ может стать успешной для развития творческих способностей детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты реализации проекта: повышение качества исполнения творческих работ детьми с ОВЗ в условиях ДОУ, оформление методического пособия.
Практическая значимость работы заключается в возможности практического использования материала для усвоения теоретических основ развития творческих способностей детей с ОВЗ, совершенствования воспитательно-образовательной программы по развитию творческой деятельности у детей с ОВЗ посредством художественно-эстетической деятельности, проведения мониторинга развития творческих способностей детей в условиях ДОУ.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, приложения. В работе содержаться схемы, таблицы и диаграммы.
Во введении обосновывается актуальность работы, определены цели, задачи, объект и предмет.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ. Раскрыты педагогические теории о развитии творческих способностей детей с ОВЗ в условиях ДОУ, формы и методы развития творческих способностей.
Во второй главе раскрыта работа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ во время деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ. Проведен анализ мониторинга развития творческих способностей детей в условиях ДОУ. Раскрыты наиболее эффективные виды деятельности по художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ.
В заключении обобщаются выводы по практической и теоретической части работы.
Список использованной литературы включает в себя только издания, используемые в работе. Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.
Глоссарий включает в себя специальные слова, часто встречающиеся фразы, толкование основных терминов, которые часто повторяются в тексте, аббревиатуру.
Приложение включает промежуточные расчеты, таблицы данных, полученных при исследовании, инструкции, методики, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...
Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...
Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...
Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...
«Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музейной педагогики»
Современные дети живут в эпоху новых технологий, они любознательны, активно познают мир, через игры в сотовых телефонах, компьютерах....
Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)
Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"...