Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)
проект по коррекционной педагогике
Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_guziekova.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»
Долгосрочный проект
«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования»
Тьютор:
Гузиекова М.Д.
пгт Яблоновский
«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
Актуальность:
Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России растёт число детей с ограниченными возможностями. Одной из главных задач государства является социализация (приобщения ребенка к обществу, становление его неотъемлемой частью) детей с ОВЗ. Как же это можно совершить? Именно через развитие творческих и изобразительных способностей. Ведь влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование.
Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.
Цель проекта:
- способствовать развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования;
-формированию уверенности в себе, в своих способностях;
Задачи проекта:
- развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- познакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
- воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Гипотеза проекта: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.
Описание проекта:
Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
В работе с детьми с ОВЗ важно использовать нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.
Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
Одним из главных достоинств применения нетрадиционных техник является то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей. Ведь работа каждого ребенка получается яркой, индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей чувство радости, гордости, уверенности в своих силах и дальнейшего желания творить.
Критерии эффективности проекта:
- рост и развитие творческих способностей детей;
- увеличение работ, выполняемых детьми посредством применения нетрадиционных техник рисования;
- удовлетворенность родителей возможностью развития творческих способностей детей;
- уровень мотивации учащихся к предмету ИЗО;
- уровень самоопределения детей в видах и формах творческой деятельности.
Этапы проекта:
№ п/п | Этапы проекта | Содержание | Сроки реализации |
1. | Подготовительный (организационно- прогностический) | - изучение и подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме - составление перспективного плана -подбор наглядного и дидактического материала -прогнозирование ожидаемых результатов проекта | Сентябрь 2024г. |
2. | Основной | -реализация проекта в учебно-воспитательном процессе -промежуточная диагностика результатов внедрения проекта - создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей - ознакомление детей с нетрадиционными техниками (Приложение 1) -разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов | Сентябрь-Май 2024-2025г. |
3. | Заключительный | - выставка работ, выполненных детьми на базе детского сада - участие воспитанников в творческих конкурсах различных уровней - умение применять освоенные техники изобразительной деятельности - анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей | Май 2025г. |
Ожидаемые результаты:
Для учеников:
- Повышение уровня развития творческих способностей детей, применяя нетрадиционную технику рисования;
- Овладение методами самообразования.
- Развитие навыков исследовательской деятельности на базе применения нетрадиционных техник рисования.
- Развитие креативных способностей.
- Повышение культуры общения в процессе учебной деятельности.
- Повышение мотивации к учению.
- Пробуждение в детях интереса к познанию и применению в работе новых техник нетрадиционного рисования.
Для педагога:
- личностный и профессиональный рост;
- внедрение новых методов в работе с детьми
Для родителей:
- Возможность расширения поля взаимодействия с педагогами.
Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:
- в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- в применении методов и приемов работы с детьми с ОВЗ, исходя из их индивидуальных особенностей;
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Заключение
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....
Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...
Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...
"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...
Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...