РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
статья по рисованию (старшая группа)

Доронкина Анна Александровна

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды творческой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

       За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды творческой деятельности.

При обсуждении вопросов вовлечения в доступные виды творческой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями акцентируется внимание на приемлемых способах их самовыражения посредством реализации творческой составляющей в различных видах изобразительной деятельности. Не вызывает сомнений, что изобразительная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями формируется в опосредованной связи с развитием высших психических функций - мышлением, речью, памятью, восприятием, воссоздающим воображением. Важная роль отводится личностному развитию ребенка, чему способствует рисование малыми группами и активное взаимодействие взрослого и ребенка.

     По мнению специалистов, изобразительная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями носит репродуктивный характер, отличается недостаточной интересной информации и малой продуктивностью восприятия окружающей действительности. В частности, отмечаются: схематичность и фрагментарность восприятия предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Указывается на то, что рисунки детей, как правило, маловыразительны, изображение на рисунке часто не соответствует заданной теме. К примеру, рисуя на свободную тему, дети изображают геометрические фигуры, цифры, буквы или повторяют изображение хорошо знакомого предмета, воссоздаваемого неоднократно. Наряду с этим высказывается мнение, что активное использование арт-терапевтических техник в коррекционной работе способствует развитию и укреплению способов самовыражению детей. Посредством обращения к воспоминаниям, корректировки переживаний, чувств и впечатлений, полученных из наблюдений за окружающей действительностью, у них появляется возможность создавать изображения с элементами замысла или по собственному замыслу, но для этого необходимы специальные дидактические условия обучения.

       Исходя из дидактической целесообразности развития творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями первостепенное значение имеет систематическая организация разноплановых наблюдений, вызывающих впечатления и переживания, в которых у детей проявляется возможность выражать личные эмоции. Поэтому следует придерживаться правилам поступательного характера:

  •  для начала необходимо создать условия, обеспечивающие впечатления и переживания. В этом случае наблюдения за растительным и животным миром на экскурсиях и прогулках, рассматривание репродукций и фотографий, дополняемых чтением небольших, но ярких художественных произведений, способствуют накапливанию опыта эмоционально выраженного взаимодействия с внешним миром;
  •  предоставить материал, с помощью которого становится возможным придать этим впечатлениям и переживаниям форму (подходит все, что может побудить ребенка к деятельности – цветные карандаши, мелки, краски, фломастеры, бумага, бросовый материал, необходимый инструментарий);
  •  в процессе самостоятельной деятельности ребенка важно принимать созидательное участие в создании изображения и при необходимости оказывать дозированную помощь, стимулируя интерес к тому, что выходит из-под его руки;
  •  оценка результата работы с эстетической точки зрения не является главенствующей, важно акцентировать внимание на процессе и его содержании, выборе материала, вербальном или невербальном истолковании изображения и своих ощущений;
  •  важно, чтобы продукт детской деятельности нашел адресата, не был предан забвению. В практике организуются выставки детских работ, рисунки детей используются для украшения служебных и жилых помещений. Высокой эффективностью обладает фиксация самого процесса изобразительной деятельности и последующий просмотр выполнения работы с обсуждением в группе.

     Одним из условий расширения спектра изобразительной деятельности является наметившаяся тенденция развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования без оглядки на степень выраженности интеллектуального развития.

     На наш взгляд, использование нетрадиционных техник рисования с целью развития творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует признать одним из эффективных направлений коррекционно-развивающей работы, представляющей возможность реализации нестандартного подхода к организации детского творчества в индивидуальной и групповой форме.

     С использованием нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем процессе решались следующие задачи:

  • расширение границ восприятия окружающей действительности на основе активизации зрительного восприятия и выражения своих впечатлений словами;
  • наполнение смыслом собственной деятельности обучающихся и отражение ее результатов на основе создаваемого рисунка;
  • поддержка и поощрение спонтанной творческой деятельности детей и эмоционального отклика на ее результаты;
  • стабилизация и корректировка эмоционального состояния обучающихся в процессе работы и обсуждения ее результатов;
  • обогащение жизненного опыта детей в работе с новыми материалами.

     При выборе нетрадиционных техник рисования, нацеленных на развитие творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, мы ориентировались на наиболее доступные в исполнении техники:

  • рисования ребром картона
  • вилкой
  • овощными печатями
  • ватными палочками
  • нитками
  • дорисовкой элементов флоры

Методики: «Монотипия», «Кляксография», «Каракули» и др.

     По итогам проведенной работы можно констатировать, что на начальном этапе использования нетрадиционных техник рисования детям понадобилась значительная помощь взрослого в вычленении образа, визуализации задуманного и дополнении изображения значимыми деталями. Однако в процессе неоднократного использования данных техник, дети проявляли большую самостоятельность и неподдельный интерес к работе.

      Нами было отмечено, что в техниках рисования каракулями, кляксами, пятнами, нитками у детей активизировались процессы узнавания и воспроизведения предметов посредством дорисовки и визуализации задуманного образа, поиска изображений, похожих на предметы или явления, которые выделялись из общего фона путем обводки жирными линиями. Дети охотно рассматривали свои ранее сделанные работы и эмоционально реагировали на них.

      В техниках рисования ребром картона и вилками расширились возможности обучающихся в преобразовании ярких       следов в образы. По следам наблюдений и при подсказке педагога дети опирались на свой личный опыт.

      При рисовании овощными печатями активизировалось зрительное восприятие детей в выборе формы и размера печати, способов дорисовки для создания композиции. Выполнению работы предшествовало обдумывание и обсуждение того, что из данной формы может получиться, какой цвет накладывать первым.

      В технике рисования ватными палочками подкупает простота самого процесса рисования. Изначально детям предлагается фиксация на образе, представленном в контурном изображении, после чего обговариваются варианты прорисовки деталей, придающих образу «волшебство». Так в доступном техническом исполнении - точками на бумаге, оставляющими следы, создавались образы «золотой рыбки», «бабочки-красавицы», «наливного яблочка»,

«листопада».

       В технике дорисовки элементов растительного материала потребовалось постоянное стимулирующее руководство со стороны взрослого и обращение к жизненному опыту детей. Работать в данной технике детям было интересно, их увлекал процесс преобразования растительного элемента в новый образ или пейзаж, отражающий реальную

действительность. Все работы сопровождались активным описанием сюжета и обсуждением полученных результатов. Подготовка к выставке работ активизировала и мотивировала обращение детей к изобразительной деятельности. Варианты детских работ в нетрадиционной технике дорисовки растительных элементов представлены на рисунке 6.

Заключение

      На основании вышеизложенного, отметим, что развитие творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень сложный и долгосрочный процесс, требующий кропотливой коррекционно- ориентированной работы. Вовлекая обучающихся в изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, мы предоставляем каждому учащемуся действовать в соответствии со своими возможностями и способностями, активизируем желание каждого участвовать в кружковой работе. Характерно, что у всех детей появился интерес к творческой деятельности, они чаще обращались к воспоминаниям и отражали их в продуктах своей деятельности. Также наблюдались эмоциональная заряженность на новизну, продуктивность взаимодействия с материалами и осознание собственной индивидуальности.

Методические подходы, адаптированные к развитию творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обладают достаточно высоким коррекционно-развивающим потенциалом. Их результативность определяется:

  • развитием способностей детей выражать свои впечатления и переживания в образных изображениях;
  • формированием умений отражать представления о внешнем мире в форме художественного оформления;
  • поддержкой стремления детей рассказывать друг другу о своих работах, делиться впечатлениями о проделанной работе;
  • актуализацией вопросов социальной мобильности и субъектного благополучия обучающихся.

     Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе активизирует восприятие окружающей действительности, расширяет представления о внешнем мире, способствует накоплению практического опыта работы с разными материалами и преобразованию первично полученного изображения в новой образной форме, создает доброжелательную атмосферу продуктивного взаимодействия в коллективе.

Подготовила:

воспитатель Доронкина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования

В статье описана последовательность работы по развитию творческих способностей у дошкольников с ЗПР средствами нетрадиционных техник изображения....

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...