Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 107.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья актуальна тем, что в нормативной и правовой базе дошкольного образования главной целью стоит поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Вследствие этого, уточнённое понимание развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - это процесс развития способностей, стремление создать субъективное новое, сопровождающееся созданием ситуаций избыточности выбора в различных сферах деятельности.
Успешное развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Обеспечение психолого – педагогического сопровождения.
- Создание специальных ситуаций/условий для привлечения внимания к заданию и возможности его выполнения ребенком.
- Поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству, избегание запретов.
Создание специальных педагогических методов, подходов и приемов – основная задача педагога. При работе с неговорящим ребенком необходимо:
- Использовать средства, способствующие развитию вербальной коммуникации (тематические наборы фотографий, рисунков и составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
- Использовать краткие эмоционально-выразительные пояснения и вопросы, разыгрывать простейшие ситуации с привлечением игрушек, кукольного театра.
- Применять мультисенсорную технику обучения.
- Обучать выполнению инструкций на простые движения с предметами, игрушками.
- Систематически рассматривать картинки: называть, сравнивать, соотносить слово с называемым предметом, изображением.
- Использовать простейшую предметно-практическую деятельность, включающую элементы самообслуживания.
- Формировать сенсорные эталоны.
Специальные приемы в ходе совместного рисования
«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».
«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».
«Кухня»: расположившись с ребенком, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.
«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.
«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.
«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками
«Салют»: подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается».
«Землетрясение»: Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали — кубики, крупный конструктор, коробочки, — пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя — переключите его на стереотипную игру.
«Мусорка»: Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы — коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки — со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.
Игры со звуками
«Послушаем звуки»: Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
«Постучим, погремим»: Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
«Свистульки»: В играх с ритмами используйте следующие приемы: хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определенном ритме; танцы; проговаривание текстов стихотворений; пение детских песенок. Сопровождение текста движениями. Воспроизведение сюжета с помощью игрушек.
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Список используемой литературы:
- Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара, 1994.
- Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М., 1999.
- Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция» Москва, Издательский центр Академия, 2010. – с. 106–109.
- Петракова, Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. М. Петракова. — Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 71-73.
- Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста / сост. В.С.Бирюкова, Е.А. Борихина 2016. – с.12.
- Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - Москва: Просвещение, 1984 - с.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....
Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация для родителей...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...
"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...
Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...