Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Носова София Сергеевна

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx107.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья актуальна тем, что в нормативной и правовой базе дошкольного образования главной целью стоит поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Вследствие этого, уточнённое понимание развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - это процесс развития способностей, стремление создать субъективное новое, сопровождающееся созданием ситуаций избыточности выбора в различных сферах деятельности.

Успешное развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогического сопровождения.
  2. Создание специальных ситуаций/условий для привлечения внимания к заданию и возможности его выполнения ребенком.
  3. Поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству, избегание запретов.

Создание специальных педагогических методов, подходов и приемов – основная задача педагога. При работе с неговорящим ребенком необходимо:

  • Использовать средства, способствующие развитию вербальной коммуникации (тематические наборы фотографий, рисунков и составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
  • Использовать краткие эмоционально-выразительные пояснения и вопросы, разыгрывать простейшие ситуации с привлечением игрушек, кукольного театра.
  • Применять мультисенсорную технику обучения.
  • Обучать выполнению инструкций на простые движения с предметами, игрушками.D:\жека\Соня\Работа\ОВЗ\ОВЗ\IMG_20191112_160423.jpg
  • Систематически рассматривать картинки: называть, сравнивать, соотносить слово с называемым предметом, изображением.
  • Использовать простейшую предметно-практическую деятельность, включающую элементы самообслуживания.
  • Формировать сенсорные эталоны.

Специальные приемы в ходе совместного рисования

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».

«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».

«Кухня»: расположившись с ребенком, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.

«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

«Салют»: подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается».

«Землетрясение»: Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали — кубики, крупный конструктор, коробочки, — пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя — переключите его на стереотипную игру.D:\жека\Соня\Работа\ОВЗ\ОВЗ\IMG_20191022_155521.jpg

«Мусорка»: Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы — коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки — со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.

Игры со звуками

«Послушаем звуки»: Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

«Постучим, погремим»: Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

«Свистульки»: В играх с ритмами используйте следующие приемы: хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определенном ритме; танцы; проговаривание текстов стихотворений; пение детских песенок. Сопровождение текста движениями. Воспроизведение сюжета с помощью игрушек.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Список используемой литературы:

  1. Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара, 1994.
  2. Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М., 1999.
  3. Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция» Москва, Издательский центр Академия, 2010. – с. 106–109.
  4. Петракова, Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. М. Петракова. — Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 71-73.
  5. Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста / сост. В.С.Бирюкова, Е.А. Борихина 2016. – с.12.
  6. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - Москва: Просвещение, 1984 - с.80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...