Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Беркетова Татьяна Валерьевна

 

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их творческих способностей, которые помогут проявлению индивидуальности, связанной с возможностью проявить свободу мысли, самостоятельность в выборе оптимальных способов деятельности. 

Известно, что творчество способно развиваться только в обстановке психологической свободы и безопасности, которая является гарантом творческой активности.

Поэтому одним из необходимых условий развития творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья является соблюдение принципов гуманистической психологии, безоценочности. Необходимо восптывать у детей не только интерес к результату деятелности, но и заинтересованность поцессом творчества.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех ли иных видов художественного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Беркетова Т.В., воспитатель

Челнокова Д.В., учитель-дефектолог

Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту,                      

          и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и    педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Л.С. Выготский

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. За последние десять лет число детей с проблемами в развитии увеличилось в два раза.

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их творческих способностей, которые помогут проявлению индивидуальности, связанной с возможностью проявить свободу мысли, самостоятельность в выборе оптимальных способов деятельности. Формирование творческих способностей, определяющих, в конечном счете, движение общества вперед, выдвигает на первый план приоритеты образования, связанных с развитием в каждом ребенке креативности  на основе его творческой личности.

Современные исследователи и ученые постоянно обращаются к проблеме развития творческого потенциала. Связано это не только с определением его значимости в становлении личности, но и с необходимостью выделения специальных технологий, позволяющих создать оптимальные условия для его развития. Ведь известно, что творчество способно развиваться только в обстановке психологической свободы и безопасности, которая является гарантом творческой активности. В конечном счете, ставится вопрос об истинно гуманном отношении к ребенку, проявляющемся в выявлении индивидуальных генетически заложенных возможностей психики ребенка и создании условий в образовательном учреждении для их реализации.

Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал: «Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, планирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Очень важно в работе с детьми понимать, что не только и не столько ценен сам результат творческой деятельности, сколько сама деятельность детей по созданию чего-то нового для него. Поэтому одним из необходимых условий развития творчества является соблюдение принципов гуманистической психологии, безоценочности, принятия, безопасности и поддержки.

В дошкольном возрасте у детей с отклонением в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа: первый – пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения, второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушением в психическом развитии.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех ли иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и т.д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребенок должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, Чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру то, что он справится с выполнением задания.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобразительного и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребенку встать на этот путь. Этому служат развивающие игры, занятия творческим трудом, искусством и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...

ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...

Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...