Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
статья по коррекционной педагогике

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии на только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Так, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Задачи в работе с детьми:

- Развивать воображение и творческие возможности детей.

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Побуждать ребенка экспериментировать.

- Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Дополнительные задачи:

Воспитательные задачи: формирование навыков корректного общения со сверстниками и взрослыми, сопереживания; содействие нравственному развитию личности, обеспечение ориентации в системе моральных норм, в процессе усвоение этики поведения; создание условий для более глубокое понимания детьми себя, своего внутреннего мира; обеспечение открытых, доверительных, доброжелательных отношений с педагогом.

Коррекционные задачи: корректировка образа «Я», который ранее мог быть деформированным, формирование адекватной самооценки, адекватных форм поведения; формирование способов взаимодействия с другими людьми; решение проблем, связанных с нарушениями эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические задачи: создание особых условий, способствующих возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические задачи: использование атпедагогических технологий в целях получения сведений о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, выявления его интересов, ценностей, личностного своеобразия, а также проблем, подлежащих специальной коррекции.

Развивающие: создание условий, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией; условий, способствующих вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности; развитие способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Нетрадиционные способы рисования

«Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

«Смешивание красок»;

«Отпечатывание»;

«Точечный рисунок»;

«Пластилинография»;

«Рисование свечой»;

«Рисование по мокрой бумаге»;

«Кляксография»;

«Монотипия»;

«Граттаж»;

Аппликация, коллаж и т.д.

Знакомить детей с ОВЗ с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

 Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Я стараюсь  показать  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком капельки дождика и большим пальцем изобразить ягодки винограда), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно, что отлично развивает координацию.

Далее я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Ребенок обмакивает ладонь в краску и ставит ей отпечаток  на бумаге. Для развития воображения я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И  создать новый образ.  Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

Пользуемся мы и техникой «тампонирование». Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет,  нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

А еще мы ставим  большую яркую кляксу, берем  трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.  Гуляя с детьми по территории школы, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске и засушиваем их для дальнейшего использования в работе. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение поролоном  наносили  акварельную краску.  Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Овладеваем мы и техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования.

В процессе артпедагогических занятий с детьми с использованием изотерапии мы предлагали детям выполнить различного рода задания. Несмотря на их большое разнообразие, их можно объединить в пять основных типов ,

Предметно-тематические задания – задания, связанные с изображением человека и окружающих его предметов («Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома» и др.).

Образно-символические задания – в основе таких заданий лежит рисование нравственно-абстрактных понятий, таких как «добро», «зло», «счастье», а также изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, например, «радость», «страх» и др.

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – это задания, основные на принципе проекции – «волшебные пятна», «рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками, пластилином и др.) – это может быть рисование пальцами, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм, их уничтожение).

Предлагаемые виды деятельности решают двойную задачу: во-первых, при работе с красками и бумагой развиваются мелкие мышцы руки ребенка, занятого полезным художественным творчеством; во-вторых, при изготовлении поделок дети задают вопросы педагогу, друг другу, что обогащает и активизирует словарный запас.

Вывод

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.       Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

За последние годы резко вырос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт- терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные...

"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Самообразование "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию"

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через пластилинографию...