РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
статья (старшая, подготовительная группа)

Инна Валерьевна Новокшонова

Статья  посвящена проблеме  создания детского-родительских сообществ как условия успешной социализации детей в контексте ФГОС ДО. Раскрывается непосредственное включение родителей в образовательную деятельность, посредством проведения гостиных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novokshonova_i.v._opyt_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ

-ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

Автор И.В. Новокшонова

МБДОУ «Детский сад №20» , город Нижний Новгород

Краткая аннотация статьи.

Статья  посвящена проблеме  создания детского-родительских сообществ как условия успешной социализации детей в контексте ФГОС ДО. Раскрывается непосредственное включение родителей в образовательную деятельность, посредством проведения гостиных.

Одной из приоритетных задач дошкольного учреждения  является организация взаимодействия ДОО и семьи по приобщению родителей к формированию и развитию личности ребенка. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значимую часть своей жизни. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Поэтому семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. И если мы хотим вырастить   здоровое поколение, то должны решать эту  проблему всем миром: детский сад, семья, общественность.

В качестве эффективного механизма  взаимодействия с родителями коллективом ДОУ избрана стратегия социального партнерства. Социальное партнерство с родителями осуществляется  в совместной реализации образовательных проектов, в сохранении и поддержке традиций. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников  образовательного процесса, позволяет воспитанникам получить социальный опыт.

Сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных реалий современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании.

Согласно закону  «Об образовании» родители  являются непосредственными участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Стратегия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 года №996-Р утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности.

Не случайно острота существующих проблем  в  сфере детства  отмечается в  ряде государственных документов, являющихся основополагающими  в организации работы  по построению социального партнерства с семьей.

В указе Президента РФ « О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ на 2012-2017 гг.». отмечается, что    интересы будущего России, ее национальной безопасности требуют немедленных решений не только со стороны государственных органов и всей общественности, но и от каждого из нас и прежде всего от педагогов и родителей.  

В  Конституции РФ говорится о том, что социальное партнерство  образовательных учреждений с семьей, начиная с детских садов есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения.

Осознание серьезности и значимости данной проблемы и побудило нас к разработке данного проекта,  целью которого  является  построение эффективной модели  социального партнерства  ДОУ и семьи на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей.

В основе проекта лежит поддержка семейного воспитания, признания ведущей роли родителей в воспитании детей, построение модели «ребенок-педагог-родители-социальные  партнеры».

Для просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: подбор литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование, папки – ширмы, родительские уголки, родительская газета, родительские собрания, создание роли для родителя в досуговых мероприятиях.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствуют «Семейные гостиные» или «Родительские гостиные». Тематика таких встреч может быть разнообразной: «Театральная гостиная», «Музыкальная гостиная», «Экологическая гостиная» и т.п.

Семейные встречи проводятся 1 раз в 3 месяца. Содержание заседания определяется  согласно календарных, тематических  событий.  Цикл занятий с родителями может быть построен на основе событий православного календаря, экологического календаря,  театральных событий и т.п.

 «Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.

Отличительная особенность родительских гостиных:

 - активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс  группы;

- подготовка каждой семьи к встрече;

 - представление родителями опыта семейного воспитания;

 - согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Семейная гостиная решает три  важные функции:

  1. Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2.  Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые  взаимоотношения.

3.  Преобразовательная функция — это творческий подход в решении проблемы.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка.  если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными. Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Следуя современным требованиям дошкольного образования был разработан проект по включению гостиных в образовательную деятельность группы:  продумано содержание детских видов деятельности, способы взаимодействия с родителями, методы и приемы на развитие творческих, коммуникативных, познавательных способностей детей, их инициативы и самостоятельности в выборе содержания и деятельности, создается специальная развивающая среда.

Семейная гостиная или просто родительская гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов. Работая в режиме проблемного проектного обучения, я стремилась придать занятию подлинный познавательный смысл, превращая общение с детьми в совместный увлекательный поиск ответов на вопросы, возникающие из собственных интересов.

Предварительная подготовка к гостиной включает создание  родителями  и детьми костюмов, подбор и разучивание художественного слова,  подбор интересных материалов. Структура встреч в семейной гостиной:

l.  Встреча-вступление

Музыкальное сопровождение встречи участников гостиной, знакомство ее участников, объявление темы.

2. Выступления родителей с детьми.

Дети вместе с родителями представляли презентацию материала, проводили развивающие игры или упражнения.  Активное участие  в обсуждении.

3. Совместная практическая деятельность детей и взрослых. Единая тематическая   линия занятия,  обеспечивается путем организации занятия как игры-путешествия, объединением нескольких заданий общей линией, последовательным переходом от одного задания  к  другому.

Одной из форм такой деятельности является мастер-класс в необычной форме, но доступной для детей дошкольного возраста.

4. Ритуал расставания.

Это может быть общая фотография участников, книга отзывов.

Во время проведения гостиных дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной.        

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

За период реализации проекта положительно изменился уровень компетентности родителей, зафиксирована положительная динамика эффективного взаимодействия детей и родителей.

В перспективе работы по реализации проекта мы видим повышение социального статуса и общественного престижа родителей;  расширение возможностей взаимодействия с родителями, популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, как фактора объединения и взаимодействия педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи...

Родительская гостиная- эффективная форма работы детского сада и семьи.

Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ, т.е. вовлекая родител...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствуют «Семейные гостиные» или «Родительские гостин...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье представлена система эффективного взаимодействия с родителями по принципу «сотрудничество вместе», которая позволяет не только полноценно развивать ребёнка, но  и удовлетворя...

«Семейная гостиная–эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Семейная гостиная под названием «Играем вместе». Это перспективная форма работы, где рассматриваются актуальные вопросы по организации игровой деятельности, постепенно формируется активная...