Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Материал подготовил:

Воспитатель

Донченко Светлана Михайловна

В связи с принятием в последнее время новых нормативно-правовых актов на государственном уровне перед нами, педагогами, работающими в группах раннего возраста, встала задача всестороннего развития детей раннего возраста с соблюдением федеральных государственных требований. Наиболее характерной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогики. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих одновременно в себе движение, песню, пальчиковую гимнастику.

В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок, волнующего вопроса, напоминания об игре, в  которую  дети охотно играли раньше. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно надо осуществлять показ игровых действий, знакомить с функцией игрушки, проговаривать конкретные игровые ситуации, использовать разнообразный наглядно-игровой материал и постепенно усложнять игровое содержание.

В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной,  положение  в пространстве. Широко применяем игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения,  познавательной  активности.  А  также  используем  дидактические игры на занятиях.

Особенность использования на занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Различают три основных вида дидактических игр:

- Предметные игры с использованием различных предметов или природных материалов, которые способствует развитию предметно

-игровой деятельности. Совершая необходимые по условиям игры действия с предметами, малыши узнают их элементарные свойства. Например, зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки. Также к предметным играм можно отнести игры с природным материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.

-Настольные игры способствует развитию наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что также способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики –вот неполный перечень настольных игр для детей от 1-5 лет. Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. Начиная игру  с  дидактическими  настольными  играми,  воспитатель  проводит  подготовительную работу. Например, педагог показывает игрушку, называет ее свойства, а потом предлагает картинку, на которой дети должны найти изображение этой игрушки. Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических пособиях. Раскладывать по цвету и размеру шарики, кубики, палочки, использовать разборные материалы, имеющие форму и цвет.

-Словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.  Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.

Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей  раннего  возраста.  Познавательный  опыт  детей  раннего  возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...