проект "Святки"
проект (средняя группа)

Сизова Елена Александровна
Проект "Святки" для детей 4-5 лет по познаватедьному развитию Цель проекта: приобщение воспитанников к русской традиционной культуре посредством участия в народных праздниках Задачи: - расширять представления детей о русских народных традициях и обычаях; - развивать представления о происхождении праздника «Колядки», его особенностях; - формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству; - развивать у детей умение внимательно слушать, анализировать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения; - развивать интерес к народным играм и плясками; к русским народным инструментам, упражнять в игре на них; - развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность в продуктивной деятельности; - воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, желание продолжать народные традиции; - воспитывать дружественные взаимоотношения в коллективе сверстников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики

«Коляда, коляда,

Отворяй ворота!

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!»

(песенка-колядка)

                                    Проект

познавательно - творческий

краткосрочный

«Святки -колядки»

                      для детей 4-5 лет

           

 Составили : воспитатель Сизова Е.А. и музыкальный руководитель Никонова Л.В

                   

                            2022

              Краткосрочный проект «Святки -колядки»

         
                   
Срок реализации:  2 недели.

                 Возраст  детей;   4-5 лет

        Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Актуальность проекта:

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры своего края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций.

Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых.

Ведущим замыслом нашего проекта является обогащение душевного и духовного мира детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Цель проекта: приобщение воспитанников к русской традиционной культуре посредством участия в народных праздниках

Задачи:

- расширять представления детей о русских народных традициях и обычаях;

- развивать представления о происхождении праздника «Колядки», его особенностях;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;

- развивать у детей умение внимательно слушать, анализировать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

- развивать интерес к народным играм и плясками; к русским народным инструментам, упражнять в игре на них;

- развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность в продуктивной деятельности;

- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, желание продолжать народные традиции;

- воспитывать дружественные взаимоотношения в коллективе сверстников

Ожидаемый результат:

- у детей формируется представление о традиционных народных праздниках («Колядки»);

- дети охотно участвуют в подготовке празднику: с родителями и самостоятельно изготавливают костюмы и маски;

- дети с удовольствием исполняют колядки; играют на народных инструментах; играют в народные игры;

- дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения;

- применяют свои знания в самостоятельной деятельности в режимных моментах;

- проявляют доброжелательность и толерантность в кругу сверстников

Этапы проекта

I этап: подготовительный

 

- подбор иллюстративного материала, художественной литературы по теме проекта;

- предварительные беседы с детьми (выяснение знаний о народных праздниках)

- предварительные беседы с родителями об участии в проекте

II этап: внедренческий

Совместная деятельность (НОД, режимные моменты)

Познавательное развитие

- беседа о праздновании Рождества дома;

- досуг «Пришла Коляда, отворяй ворота»;

- просмотр презентации «Рождество Христово»;

- рассматривание кукол в зимней национальной одежде;

- экспериментирование: «Готовим рождественское угощение» (лепка угощений из солёного теста)

Речевое развитие

- чтение стихов, пословиц, загадок о зиме;

- разучивание стихов и колядок;

- чтение художественной литературы: И. Рутенин «Рождественская ёлочка», сказка «Двенадцать месяцев», В. Берестов «Перед Рождеством»

Социально-коммуникативное развитие

настольно-печатные игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник», «Ярмарка»;

- игровые ситуации: « Хозяйка и колядовщики»; «Мы желаем счастья вам», «Рождественский подарок»;

- Петербурговедение: «Новый год и Рождество в России»

Художественно-эстетическое развитие

- лепка: «Звёздочка» (барельеф);

- рисование: «Снежинка»;

- аппликация: «Рождественская  елочка»;

 - музыкальная деятельность: прослушивание аудиозаписи со звучанием колокольного звона, П. И. Чайковский «В церкви»; исполнение песни «Зимушка хрустальная» (муз. Олиферовой); игра на народных музыкальных инструментах

Физическое развитие

русские народные игры: «Баба-яга»,   «Два Мороза», «Метелица»,  Медведь

Игровая деятельность

сюжетно – ролевая игра «Вечернее чаепитие в семье»;

театрализация: кукольный спектакль-импровизация «Рождественская ёлочка»

Самостоятельная деятельность детей

- дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник»;

- иллюстрации, фотографии, картины русских художников о празднике;

- раскраски по теме «Рождество Христово»;

 

- книги для рассматривания: «Детская библия», «Карнавальные костюмы, маски»

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

- изобразительные материалы для продуктивной деятельности: пластилин, глина, цветная бумага, фантики, фольга, клей и др.

Взаимодействие со специалистами

- музыкальный руководитель: разучивание музыкального репертуара (песни, музыкальные игры); совместная подготовка к досугу «Пришла Коляда»

Работа с родителями

 

- просмотр мультфильмов дома: «Рождественская история», «Снежная королева», «Метель»;

консультация для родителей: «Святки»;

- участие родителей и детей    в досуге «Пришла Коляда» в городском парке

Достигнутый результат

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Народный праздник создает возможность развития ребенка в художественно-эстетическом направлении. Все это способствует развитию стойкого интереса к народному искусству в целом.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети узнали много нового и интересного о традициях и обрядах связанных с празднованием «Рождества» на Руси. Разучили множество песен-колядок разного содержания. Узнали много русских народных игр проводимых во время Святочных гуляний. Дети активно использовали полученные знания в игровой деятельности. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Источник ; Абашева Ю. "Отворяйте ворота, к вам идет Коляда!": для детей 5 лет/ Ю.Абашева, Е.Рим// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2017.-№11.-С.95-96.-(Готовимся к празднику). Сценарий знакомства детей с традициями русского народного творчества.

Адеев А. Рождество и святки/ А.Адеев// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для дошкольников.-2001.-№11-12.-

Артюнов  Г. Русь обрядная: [Святки, гадания в творчестве художника Юрия Сергеева]/ Г.Арутюнов// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999.-№6.-С.2-3.-(Наследие).

Богдарин  А. Новый год и Рождество: материал для инсценировки для детей 3-5 лет/ А. Богдарин// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2016.-№12.-С.115-118.-(Готовимся к празднику).