ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ. Чем занять ребенка дома и в детском саду
статья (старшая группа)

Алексеенко Ирина Африкановна

Статья для родителей и педагогов , чем  же можно занять ребенка дома и в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.  ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ДОМА И ДЕТСКОМ САДУ

       Пластилинография  - относительно новая техника рисования. Какими развивающими возможностями обладает данная техника? Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного  материала. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.  

    Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям  дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.  Образовательная деятельность  пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей.          

   Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают творческие  

способности  ребенка, делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче,  способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.    

        Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

           Особую ценность в пластилинографии приобретает развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста, так как здесь пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки всегда должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается  кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность  пальцев.

           Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

             Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости  так же весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

          Планомерная работа в детском саду и семье по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста способствует:

• развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

• получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

• закреплению положительных эмоций;

• возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

• подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

            Занимаясь пластилинографией,  у ребёнка  укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.  У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

        Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области:  «Художественно -  эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие» тесно переплетаются с жизнью детей, с той  образовательной ,  игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

               Такое построение деятельности способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

             В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

           У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

           У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

            Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Список литературы:

1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - Скрипторий, 2008.-48 с.

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»- М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА: Творческий центр "СФЕРА", 2007.- 158 с.

3. Малахова Л. Н., Фрезе И. И., Копнина Т. Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2742/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Здоровье ребенка дома и в детском саду"

родительское собрание  по области"Здоровье"...

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка дома и в детском саду».

«Эмоциональное благополучие ребенка дома и в детском саду»....

Презентация "Здоровье ребенка дома и в детском саду"

Презентация  для родителей и педагогов на тему здоровье детей....

Проект "Здоровый образ жизни ребенка дома и в детском саду"

Направлен на укрепление физического развития ребенка...

«Питание ребенка дома и в детском саду»

Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую часть дня проводит в детском учреждении, поэтому немалова...

Здоровье ребенка дома и в детском саду. (Презентация)

Родителям: ваш ребенок и его здоровье – это самое главное, что есть у вас в жизни. Это великое счастье обладать таким чудом, не заменит никакая работа и зарплата....