Конструирование как средство развития познавательных способностей детей
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Токарева Галина Ивановна

В статье отражена информация для родителей на тему "Развитие конкструктивных навыков ребенка-дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_konstruirovanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как средство развития познавательных способностей детей

Токарева Галина Ивановна,

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

Консультация для родителей

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Дошкольный возраст в этом отношении отличается значительным своеобразием, поскольку бурно развиваются все виды способностей.

Развитию познавательных способностей способствует конструктивная деятельность, которая проявляется  в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям, так как познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Даже в самом раннем дошкольном возрасте дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого, развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Конструирование также развивает психические процессы - память, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки-поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением взрослого, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа.

Практика показала, что игровые занятия способствуют развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает взрослый. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

Взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей в том, что прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, необходимо рассмотреть материал, выявить его особенности, сравнить с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с различными тканями, пряжей. При подготовке  природного материала по ходу закрепляются названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление о сенсорных эталонах.

Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструировании занимает техника "Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы.

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.

Творческие способности - это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора.

Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.

В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

• трудолюбие,

• самостоятельность,

• инициатива,

• упорство при достижении цели,

• организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

• работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом, сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различных видах игры.

Подводя итог, следует сказать, конструирование, как деятельность, охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Источники

  1. «Конструирование и художественный труд в детском саду»- Л. В. Куцакова
  2. «Конструирование в детском саду. Старшая группа»- И.А.Лыкова
  3. https://dskamen-ryb.edu.yar.ru/spetsialisti_sovetuyut/soveti_vospitatelya/konstruirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnih_sposobnostey_detey.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

конструирование, как средство развития познавательных способностей детей

Выполнение годовой задачи в подготовительной группе "Конструирование, как средство развития познавательных способностей детей"...

Доклад «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

Доклад «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»...

Консультация для воспитателей «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

Консультация для воспитателей«Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»...

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются возможности и особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте, дается характеристика видов конструктивной деятельности, обозначаются условия ее развития...

Консультация для родителей «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

Конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опы...