Статья на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
статья

Даниелян Анаит Вачагановна

        Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

муниципального образования Усть-Лабинский район

Статья

на тему: «Развитие сенсорных способностей детей

младшего дошкольного возраста»

Подготовил

воспитатель МБДОУ №7

Даниелян А. В.

ст. Ладожская

2021 г.

           Мир входит в сознание человека лишь через дверь

органов внешних чувств.

Если она закрыта, то человек не может войти в него,

 и не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер.

        Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.

Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников [3].

Проблемами сенсорного развития занимались такие педагоги, как: М. Монтессори, Ф. Фребель, А. П. Усова, Н. Сакулина, Н. Ветлугина, А. Леушина. Основным направлением в научных разработках является перенос данных наблюдения и обследования в чувственный опыт ребенка. Современные требования к обучению детей в школе предполагает качественное умственное развитие еще на этапе дошкольного возраста и делают проблему сенсорного развития актуальной.

Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей младшего дошкольного возраста, имеют множество практического материала, который способствует не только достижению целей развития сенсорных функций, но и общему оздоровлению ребенка. При этом коррекционная работа, которая начинается вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.

Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую эффективность и вызывают познавательный интерес у детей раннего возраста. Важно заметить, что в процессе развития сенсорных функций детей особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать наиболее оптимальную и результативную методику [4].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, для гармоничного развития ребенка необходимо создавать предметно – пространственную среду и применять разнообразные техники сенсомоторного развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную функцию. Также необходимо стимулировать самостоятельность детей. Пространство необходимо использовать гибко и вариативно, она должна в полной мере удовлетворять потребности и интересы ребенка. Необходимо применять различные игрушки, наглядные материалы, пособия, элементы декора, различную цветовую палитру, форму.

На современном этапе роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям [5].

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

  • формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
  • формировать у детей знание систем сенсорных эталонов- обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
  • развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Для реализации поставленных целей, мы применяем в своей работе с детьми современные образовательные технологии обучения, чередуем различные приемы, методы, занятия в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий [9].

Образовательная деятельность – это творческий процесс, в котором участвуют как воспитатель, так и воспитанник, обладающий огромными возможностями. Всегда стараемся найти подход к каждому ребенку.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников [3].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предметная деятельность способствует не только развитию представлений о сенсорных эталонах, сенсомоторики, но и творческих способностей дошкольников.

Включение в работу с детьми предметной деятельности позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными материалами [6].

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с вполне осязаемыми сенсорными свойствами: величиной, формой, цветом. Дети быстрее запоминают названия сенсорных свойств предметов, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства применять опредмеченные наименования (круглый, как «мяч»; овальный, как «огурчик», «яичко»; прямоугольный, как «кирпичик»; треугольная призма – «крыша»; красный цвет – «ягода», «помидор»; желтый, как «цыпленок», лимон; зеленый, как «травка» [1].  

Ребенок-дошкольник познает предметное содержание мира единственно доступным ему способом –с помощью анализаторов и манипулирования с объектами. Иными словами, ребенок этого возраста познает этот мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, тои познаю»[2].

Младшие дошкольники не могут четко определить сенсорные качества предметов. На первых этапах работы этого и не надо требовать. Важно предоставить детям игрушки с самыми различными сенсорными свойствами и качествами, используя предметы из различных материалов (меха, ткани, резины, дерева, бумаги), предметы разнообразных обтекаемых форм; предметы таких размеров, чтобы малышу было удобно манипулировать им, можно достичь желаемого результата [11].

На этапе начального обучения сенсорике в группе был обычный материал: кубики, пирамидки, втулки, разборные игрушки. Этого недостаточно для полного развития, поэтому нами были разработаны и выполнены пособия:

- сенсорные волшебные сказки;

- «волшебный» куб;

- пособие «геометрия для малышей»;

- игры с мелкими предметами, прищепками, пробками, банками, крышками;

- игры с песком и крупой; водой и шнурками;

- игры М. Монтессори;

- игра «Веселая мозаика».

Хочется немного рассказать о пособии «Волшебный куб». Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ДО и возрастными особенностями дошкольников. Он очень прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. Его можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, во всех возрастных группах. При желании все пособия быстро и легко снимаются и меняются. «Волшебный» куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и использовать его на различных занятиях.

Например, на занятиях по ФЭМП можно считать бусинки, пуговицы, сколько раз прозвучал колокольчик (с закрытыми глазами). Решать задачи, предложить ребенку нанизать 3 бусинки красного и 2 синего цвета, задать вопрос: «Сколько всего бусинок? На музыкальном занятии находить одинаковые, различные по звучанию колокольчики, организовать оркестр с нестандартным оборудованием. На занятии по экологии знакомить с различными семенами, используя игру «Урожай». Его можно использовать как мини-театр.  На его плоскостях размещают картинки персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки.

За период работы с пособием у детей наблюдалась положительная динамика уровня развития мелкой моторики, связной речи, улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качества предметов. Воспитатели группы компенсирующей направленности дошкольного учреждения также отмечают, что «Волшебный куб» стимулирует детей к активизации речи, четкому произношению звуков.

Помимо применения пособий и игр, в повседневной жизни фиксировалось внимание детей на сенсорных действиях (горячее, холодное); (легкое, тяжелое). Практическое ознакомление со свойствами (холодный снег), заворачивание в бумагу, ткань (мягкая, жесткая), принесло ощутимый результат. Экспериментирование малышей с предметами при обследовании на практическом опыте помогло осваивать сенсорные свойства предметов. Это прежде сравнение и обследование во время режимных моментов, наблюдений и экскурсий. Благодаря движениям руки, пальцев. Ребенок познает свойства предмета.

В современных условиях воспитания детей дошкольного возраста широко применяются также нетрадиционные дидактические игры, техники рисования, лепки и др. Так, занятия рисованием заставляют ребенка учиться различать богатство окружающего цветового мира. Для ребенка важно не только осмотреть зрительно объект, но и почувствовать его рукой, запомнить ощущения, которые он вызвал. Особое место занимает пальчиковое рисование или рисование ладошками. Так же часто используются занятия тестопластикой, которые являются средством сенсорного развития. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение [10].

          Таким образом, эффективное и полноценное сенсорное развитие ребенка протекает в процессе сенсорного воспитания, при целенаправленном формировании эталонных представлений о цвете, форме, величине, различных признаках и свойствах предметов или материалов, их положении в пространстве и т.п. При сенсорном воспитании происходит развитие всех видов восприятия, памяти и мышления, что в свою очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в частности речевого развития.

Определено, что сенсомоторное воспитание, которое направляется на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности, систематичности и вариативности [8].

Совершенствование процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста способствует решению данной проблемы, оптимизируя формирование специфических для рассматриваемого периода способов познания окружающего мира, к числу которых относятся перцептивные действия детей, основанные на использовании предметных предэталонов.

В ходе практической работы было установлено, что сенсорное развитие ребенка взаимосвязано с развитием его мышления. Это объясняется тем, что усвоение некоторых тем, таких как форма предмета, выходит за рамки сенсорного воспитания. Такое положение позволяет сделать вывод, что ознакомление с эталонами разных предметов происходит путем их показа и называния. Поэтому необходимо включать действия детей, которые будут направлены на сопоставление разных предметов, подбор одинаковых и закрепление в памяти каждого эталона. Также было определено, что в момент работы с предметами от ребенка требуется запоминание и использование названий, что в свою очередь приведет к закреплению представлений о том или ином предмете и к возможности выполнять действия на основе словесной инструкции [7].

При этом следует отметить, что для ознакомления с геометрическими формами и их разновидностями необходимо обучать детей приему обведения контура одновременно со зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлять фигуры, которые воспринимаются зрительно и осязательно. Такая работа будет способствовать улучшению сенсомоторных качеств дошкольников и улучшит результаты по проведенным методикам исследования.

Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, другими словами – создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками.

Все задачи по сенсорному развитию решаются на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Библиографический список:

1. Вартан В. Н. Сенсорное развитие дошкольников. -Минск: БРГУ, 2007

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б., Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., Просвещение, 1988

3. Венгер Л. А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2011

4. Выготский Л. С., Умственное развитие детей в процессе обучения. Гос. учебно- педагогич. изд-во, 1935

5. Гербова В. В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др., Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада. - М., Просвещение, 2010

6. Гризик Т.И., Ловкие пальчики. – М.: Просвещение, 2007

7. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, 2013

8. Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2011

9. Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

10. Рогов Е. И. Общая психология. – М.: Владос, 2012

11. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - М.: Просвещение, 1995

12. https://infourok.ru/referat-po-doshkolnomu-vospitaniyu-sensornoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3276381.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Статья на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиватьс...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

ВведениеВ последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к с...

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...

СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование

Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....