План самообразования воспитателя Тема: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Лазарева Елена Евгеньевна

Введение

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.  В ФГОС отмечено, что одна из задач познавательного развития – реализация самостоятельной творческой и экспериментальной деятельности.

Образовательная область «Познание» является областью образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел « Сенсорное развитие».

Для развития сенсорных способностей нужно продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности . Помогать им обследовать предметы, выделяя цвет, форму, величину.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название( одинаковые лопатки; большой красный мяч- маленький синий мяч).

Формировать умение называть свойства предметов.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами, сенсорное развитие,  развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

 Актуальность

     Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.                                                          

   Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Таким образом, актуальность проблемы по развитию сенсорному развитию детей дошкольного возраста видится в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Цели

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр и упражнений.

2.    Показать актуальность сенсорного развития  в детском саду.

                                                                                                                                                                                                                                               Задачи

1.                Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.

2.                Наметить основные задачи работы по развитию сенсорных представлений детей дошкольного возраста.

3.                Разработать перспективный план работы с детьми по развитию сенсорных представлений

4.                Повысить собственный уровень знаний путем:

Прохождения курсов повышения  квалификации;

Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме;

Посещение РМО;

Самообразование;

5.                Обобщить и распространить педагогический опыт.

6.                Помочь детям овладеть навыком игры в дидактические игры.

7.                Прививать интерес к дидактическим играм и упражнениям.

8.                Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

9.                Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

10.           Развивать любознательность, наблюдательность.

Планируемый результат

1. Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО  и профессиональным стандартом педагога ДОО.

2. Повышение компетентности в вопросах использования разнообразных техник в работе с детьми дошкольного возраста

3. Развития у детей умений различать предметы по цвету, величине и форме, навыка самостоятельной деятельности, обогащение словаря детей словами обозначающими цвет, форму, величину, активное пользование словарным запасом

4. Просвещение и привлечение родителей к работе по данной теме

В процессе моей работы над развитием предметной деятельности по воспитанию сенсорных способностей я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества:

Интегративное качество: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступные возрасту навыками самообслуживания.

Интегративное качество: «Любознательный, активный».

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

Проявляет активность при подпевании и пении, выполняет простейшие танцевальные движения.

Интегративное качество: «Эмоционально отзывчивый».

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения(потешки, песенки, сказки, стихи).

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов(игрушки ) и объектов природы (растения, животные).

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает весёлые и грустные мелодии.

Интегративное качество: «Овладевший средствами общения и способамивзаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Уметь играть рядом со сверстниками, не мешая им.Проявлять интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.»

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице ( не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» ( в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».

Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.

Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»…).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

                                                                                                                                                                                                . Развивающая среда

Проанализировав состояние предметно-развивающей среды в своей группе, я решила привести её в соответствие с современными гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположила на открытых, доступных детям полочках-шкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребёнок без труда мог достать и положить необходимые ему предметы. Для обогащения смыслового содержания действий с предметами я изготовила сенсорную доску.

Изучив литературу С.Л.Новосёловой, Э.Г.Пилюгиной, а также книгу Т.Н.Дороновой и Н.А. Коротковой «Материалы и оборудование для детского сада»,пополнила игровую среду группы следующими материалами: рамки-вкладыши с геометрическими формами, набор разноцветных шумовых коробок, рамки с разными видами застёжек, набор для забивания: молоточек с втулками, объёмные вкладыши, разные виды пирамидок.

Оформила «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений.

Это различные пирамидки; предметы-вкладыши( матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ; объёмные геометрические формы(шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук(шнуровки, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.);шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др.

Для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития изготовили дидактические игры: «Паровозик» и «Божья коровка». Разноцветные вагончики паровозика способствуют закреплению представлений о цвете, а пассажиры –животные развитию режиссёрской игры. «Черепаха» наши дети постоянно оказывают помощь: то молнию застегнут, то шнурки завяжут, или клепки, пуговицы,  тем самым развивают мелкую моторику рук.

Старалась, чтобы все предметы были яркими, красочными, привлекающими внимание детей и вызывающие у них положительные эмоции. Для восприятия формы, размера и цвета использую дидактические кубики с прорезями или углублениями разного цвета и размера.

Каждому успешному действию малыша восхищаюсь, высказываю одобрение, хвалю за самостоятельность.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.

Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_po_sensorike.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Слайд 5

Основные задачи сенсорного воспитания 1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

Слайд 6

2- 3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Слайд 7

На 4 году жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

Слайд 8

Позднее следует знакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Слайд 9

Сенсорные эталоны- общепринятые образцы свойств и качеств предметов. Эталон цвета – семь цветов спектра.

Слайд 10

- Эталоны звуков – фонема русского языка, отношения (тихо-громко).

Слайд 11

-Тактильные эталоны восприятия -осязательные ощущения.

Слайд 12

-Вкусовые эталоны восприятия- характеристика вкусовых ощущений.

Слайд 13

-Обонятельные эталоны восприятия- запах, обонятельные ощущения.

Слайд 14

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Слайд 15

«Разложи фигуры по местам!» «Найди окошко для фигурки»

Слайд 16

«Собери пирамиду» «Найди пару»

Слайд 17

«Найди заплатку» «Определи на ощупь»

Слайд 18

«Угадай, какой на вкус ?» «Лёгкий-тяжёлый»

Слайд 19

«Пластилинография» «Волшебный шнурок»

Слайд 20

«Сложи фигуру»

Слайд 21

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», «Сложи узор»

Слайд 22

Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

План самообразования по теме: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»

План самообразования по теме:«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» в подготовительной группе «Теремок»...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: Развитие речи детей дошкольного воз-раста, через игровую деятельность.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. В настоящее время у детей  наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас , неумение согласовать сл...