Консультация для родителей "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Гаврилова Светлана Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korni.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

В современном мире наблюдаются тревожные тенденции, которые не могут не беспокоить, это и межнациональные конфликты, и религиозные, и этнические, это и увлечение молодежи псевдонациональными идеями. Я думаю, что это все вытекает из простого невежества, незнания собственной истории, традиций, культуры, из отсутствия своих национальных корней. Человек, живущий, в культурном поле своей страны будет не только любить, уважать и гордиться своим народом, но он так же будет уважать и другие народы, национальности, этносы.

За десятилетия отсутствия национальной идеи мы очень много потеряли, наша молодежь потеряла те нравственные национальные идеи, которые на протяжении веков служили ориентиром для всех участников социума. Вместо национальных нравственных норм пришли нормы и правила поведения западного общества, которые значительно отличаются от наших, что и породило, как я думаю, то самое брожение неустоявшихся, еще неопытных и юных умов, для которых многие понятия просто изменили свой первоначальный смысл.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация этого невозможна без знания собственной истории, культуры, без национальной самоидентификации. И чем раньше начать воспитывать в ребёнке любовь к своей стране, тем лучше будет результат. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем изучать историю родной страны, жить её настоящим, гордиться ее успехами, огорчаться неудачами и служить на благо Родины, как бы высокопарно это не звучало. Именно поэтому патриотическое воспитание, сегодня является одним из важнейших направлений образования.

Музейная педагогика – как развивающая наука

1.1.Из истории музейной педагогики.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. И первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров. Деятельность центров, которая имела в целом практический характер, привела все же к активизации научных исследований, что и обусловило появление впоследствии новой науки.

 Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.
Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.

Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования. Тенденция последних лет - внимание к культурно- образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.

Музейная педагогика в ДОУ.

Создание программы по музейной педагогике в ДОУ.

Опираясь на все вышесказанное можно утверждать, что музейная педагогика одно из самых перспективных направлений в педагогике. В дошкольных же учреждениях она приобретает особое значение, поскольку помогает педагогам решить целый ряд важнейших задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, улице, городу (селу) и в целом, к стране.

Наглядность в ознакомлении с историей

Этнографическая осведомленность

Этнографическая идентификация ребенка.

Погружение ребенка в мир традиционной культуры.

Целостное восприятие ребенком народного быта, творчества, культуры и среды обитания народа (флора и фауна региона).

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников.

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Воспитание эстетических, нравственных и моральных качеств ребенка.

Воспитание коммуникативных качеств ребёнка.

Из всего этого следует, что начинать работу надо с более близкого и знакомого ребенку, а затем переходить к более широким понятиям и явлениям. Например: что может быть ближе для ребенка, чем родная семья и родной дом? Но часто дети не могут даже назвать имя своих бабушек и дедушек. Поэтому начинать работу надо с семьи ребенка. Итак, первый блок можно назвать «Чей я?». Начинать работу можно с составления плакатов, фотогазет, книжек о своей семье, с сочинения о своих предках, может быть о каких - то семейных реликвиях. Таким образом, в этом блоке происходит знакомство и изучение воспитанником своей семьи, причем происходит это дома, о прабабушках и прадедушках рассказывают мама и папа дома, а ребенок затем рассказывает это уже сам в детском саду. Затем переходим к более широкой теме «Моя малая родина»- это второй блок, в котором уже рассматривается и настоящее и прошлое города (села), т.е. его история. Детей знакомят с самыми значимыми местами города, публичными местами, чем – либо знаменитыми. Дети узнают о том, каким город (село) было раньше, какие были дома, какую одежду носили, как веселились и даже что ели и из какой посуды. Третий блок соответственно будет называться «Мой край родной и нет его прекрасней» в этом блоке рассматриваются и природные условия, география, флора и фауна, этнография живущего здесь народа, отличительные черты в народной одежде, обычаях, традициях. То, что в разных регионах национальная одежда отличается – общеизвестно, отличия могут быть и мелкими – мотив и стиль вышивки, а могут быть и значительными – дополнительные детали одежды, совершенно другой образ каких-либо элементов и тд. Это может быть и архитектура: русское деревянное зодчество на севере и востоке отличается друг от друга. Стоит обратить внимание детей, например, на крыши: они могут быть четырех скатными или трехскатными, в зависимости от региона. Это и украшение домов – наличники, ставни, петушки и коньки на крышах. После переходим к четвертому блоку «Моя родина – Россия». Этот блок посвящен народам населяющим страну, в рамках этого блока дети знакомятся с традициями и культурой других народов населяющих Россию. Народов, живущих в России, очень много, и культура этих народов сильно отличается друг от друга, но тут важно найти общее – нравственные и моральные правила поведения. У всех народов осуждается насилие, воровство, лень, злоязычие, зависть и тд. Вот на этом и надо сделать акцент. Это и есть те общечеловеческие принципы, знание и уважение которых позволяет воспитывать толерантность, терпимость и религиозную и этническую. Кроме того, это позволит ребенку практически ощутить величину и величие нашей страны, увидеть многообразие культур, религий, и наконец, многообразие животных и растений.

Создание предметно-пространственной среды.

Организация  активного взаимодействия с семьями воспитанников. Мама и папа, бабушки и дедушки – это начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, уважать старшее поколение. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас подобная ситуация не редкость. Ребенок в детском саду слышит одно, а дома – совсем другое, следовательно, он попадает в кольцо в кольцо противоречий, найти выход из которого самостоятельно не может. Необходимо активно привлекать и вовлекать родителей в процесс воспитания детей, выполняя какую-либо работу, скажем, по проекту. У таких родителей волей не волей просыпаются еще не осознанное чувство уважения к своим предкам, своему городу (селу), развить же это чувство можно только последующей работой, нетрадиционными родительскими собраниями, участием и в праздниках, и в походах, и в соревнованиях и тп. Работа с семьей воспитанников так же может осуществляться через семинары этнографической направленности, через работу родительского клуба. Такая работа требует серьезного осмысления нетрадиционных форм и подходов, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Как показывает опыт работы: у современного ребенка нет выраженного ощущения этнической принадлежности. Традиционную культуру своего народа дети воспринимают как чужую. Общеизвестно, что без прошлого нет будущего, именно поэтому необходимо формировать еще в дошкольном учреждении этнографическую осведомленность, что в дальнейшем, и приведет к этнографической самоидентификации ребенка..Важно вовлечь детей в окружающее социокультурное пространство, что дает возможность познакомить детей с работой учреждений культуры и искусства, приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, сформировать художественный вкус. Для этого очень важно познакомить ребенка с музеем так, чтобы ему захотелось побывать там еще раз, почувствовать себя не просто посетителем, а участником какого- либо события, почувствовать свою сопричастность к тому, что он видит в музее. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди росс...

Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры...

Презентация "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста"

Разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №45 «Солнышко»...

Проект «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: Формирование знаний и  положительного отношения дошкольника к русской и татарской  народной культуре,   развитие   основ  билингвального   об...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста...