Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста
статья

Бутакова Наталия Владимировна


Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста.

Бутакова Наталия Владимировна, МБДОУ г. Иркутска детский сад  № 103

                                                                      Народ в наиболее чистом виде        

                                                                      всегда представляют дети.

   Когда национальное умирает в детях,  

то это означает начало смерти нации.

Г. Н. Волков

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?  

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Национально – культурное возрождение народов зависит от духовно-нравственного состояния семьи. Семья играет огромную роль в формировании личности, в передаче новому поколению этнокультурных ценностей, знаний.

        Семья, как первый институт по социализации личности ребенка, сильна своими традициями. В условиях проживания без старшего поколения в большинстве молодых семей происходит потеря положительных семейных традиций по воспитанию детей , когда отец создавал или поддерживал культ матери, когда мать создавала или поддерживала культ отца, когда они вместе  создавали культ семьи.

        Поэтому, возрождение положительных семейных традиций, создание банка таких традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является первоочередной и самой актуальной задачей не только нашего дошкольного учреждения, но и всей системы дошкольного воспитания России.

        В результате работы детского сада в этом направлении сложилась система мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей, а именно:  открытые занятия с участием родителей воспитанников: "Своя хатка – родная матка", "В меду да в масле и лапоть съешь", "Как рубашка в поле выросла"  и т.д.; совместные праздники : "Как у наших у ворот", "Кузьминки", "Осенины" и др.; экскурсии; КВН-ы; игровые семейные конкурсы; частушечный конкурс "Эх, Семеновна!" .

        Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы: "Что такое родословное дерево", "Мои мама, папа", "Отдыхаем всей семьей", "Мои бабушка и дедушка, какие они"; игры "Найди сходство", "Найди различие", "Чей я ребенок, угадай", "Найди пару", которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.

        Вот далеко не полный перечень видов совместной деятельности взрослых и детей, ставших в детском саду традиционными.

        В каждой возрастной группе совместная деятельность проходит с разной степенью включенности и участия взрослых и детей и нацелена на решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь пап и мам к воспитанию и развитию детей, к обмену позитивным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики.

        Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур

  Данная статья предназначена для педагогов дошкольных  и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в  современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...

Презентация "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста"

Разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №45 «Солнышко»...

Проект «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: Формирование знаний и  положительного отношения дошкольника к русской и татарской  народной культуре,   развитие   основ  билингвального   об...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста...

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....