Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур
статья по теме

Мелкумян Нунэ Ивановна

    Данная статья предназначена для педагогов дошкольных  и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в  современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить правильные аспекты в разрешении проблем межнациональных отношений. В этой статье оптимизированы условия поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур

     В последние годы происходят значительные изменения, связанные с  модернизацией, реформированием системы образования, укрупнением и превращением образовательных учреждений в «холдинги», изменением и сокращением содержания образовательных дисциплин.

      Изданы и рекомендованы Министерством образования новые программы, разработаны оригинальные  методические материалы, но по проблеме работы с детьми из семей мигрантов методических материалов все еще недостаточно.  Анализируя программы с точки зрения нашей проблемы, мы выявили, что только в  программе «Истоки» прописан и интегрирован поликультурный аспект, но не указан,  как он должен осуществляться.

        Нет методических материалов, в которых широко представлена поликультурная составляющая образования, в частности для ознакомления детей дошкольного возраста с разными национальными  культурами.  Ведь именно в дошкольный период закладываются модели социального поведения, ценностные ориентации, культурно-историческая и социокультурная адаптация. И чем раньше будут сделаны первые шаги в освоении родной этнокультуры и привиты навыки взаимодействия с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных культур и более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими.

         В настоящее время довольно часто наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей. Исходя из выше изложенного, тема статьи представляется актуальной.

      Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

     В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов. 

    Однако большинство исследований, направленных на изучение формирования толерантности, посвящено школьникам, студентам. Проблему формирования толерантности исследуют П.Ф. Комогоров, М.А. Перепелицына, В.В.Глебкин [5] , О.Б. Скрябина, Г.У. Солдатова и др. Данный опыт представляет немалый интерес, при условии его адаптации к возрастным особенностям дошкольников.

     В связи с этим целью статьи является распространение педагогического опыта по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

      Итак, нами представлен опыт педагогического моделирования «Педагогическое моделирование как условие повышения поликультурной компетентности детей  старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур»

      Данная проблема  включает  разработку и реализацию  педагогического проекта : «Добры молодцы и красны девицы». Данный проект реализован в рамках ресурсного центра «Поликультурное образование»

       Итак, проект  уникален  тем, что он строится на основе кросскультурного метода сравнения двух традиционных культур  (русских и армянских)  для раскрытия эстетических и духовно-нравственных идеалов, использования их педагогического потенциала для формирования у детей  толерантных отношений  и культуры межэтнических коммуникаций.

      Цель проекта: создание такой воспитательно-образовательной системы, которая бы способствовала успешной социализации детей, формированию базиса культуры межэтнических коммуникаций, обеспечение психологически комфортного микроклимата в группе на основе расширения ценностно-смысловых представлений о народных женских и мужских образах-идеалах с использованием национальных костюмов и символики в процессе  ознакомления с традициями русской и армянской культур.          

      Наша педагогическая гипотеза методологически основана на положении, что формирование межэтнической толерантности зависит от того, насколько сформированы этнокультурные компетенции: ценностно-смысловые представления и ориентиры, развиты умения и навыки позитивного  общения ля взаимодействия со сверстниками и другими людьми, развития таких духовно-нравственных качеств как незлобивости, дружелюбия и миролюбия,  сочувствия и милосердия, доброты и взаимопомощи.    

      В процессе педагогического моделирования была изучена научно-методическая литература, фольклорные источники (сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, потешки), изучалась национальная символика, отбирался  этнографический и искусствоведческий материал (национальные наряды и украшения), предметы народного  творчества, утварь и т.д.

      В результате проведенной работы  была разработана целостная воспитательная – образовательная система «Добры Молодцы и Красны Девицы в русских и армянских народных сказках: такие разные и такие одинаковые».

Были подобраны основные этнокультурные дидактические единицы:

  1. Красота родной земли, родины; край родной, любимый в литературно-поэтическом, музыкальном и изобразительном искусстве  и художественном творчестве.  
  2. Народные образы-идеалы: дружная семья;  девица и молодец; заботливый  отец и добрая мать, мудрые бабушка и дедушка, почтенные старцы и дети в народном художественном творчестве.      
  3. Девицы Красные – образы прекрасные в русских и армянских народных сказках.  
  4. Добрые Молодцы и богатыри  в русских и армянских народных сказках.  
  5.  Герои и Богатыри – защитники родной земли в народном творчестве.
  6. Дары родной земли в искусстве и народном творчестве.  
  7. Восславим труд на родной земле: народные праздники и обряды.

       

     Данная технология имеет широкое применение, она может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования в курсах предшкольного образования, а также в начальных классах, как в урочной, так и в неурочной деятельности.

    В то же время проблема толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности:

  • изучить пути взаимодействия детского сада со школой, с семьей;
  • изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания.

         Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста города Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей, имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ (СТАТЬЯ).

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ...

Проект Совместной деятельности с родителями На тему: «Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»

Тема проекта:«Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»Тип проекта: Информационно-практико-...