Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Косолапова Евгения Григорьевна

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».

Цель: формирование у детей навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Программное содержание:

- познакомить детей с историей, культурой, традициями, обычаями народов Татарстана;

- расширить словарный запас детей;

- расширять знания о том, что нашу страну населяет множество народов и народностей, национальностей;

- воспитывать интерес и уважение к людям разных народов и национальностей, к их культуре и традициям;

- воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublika_tatarstan.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                                                                                        Косолапова Е.Г.,

                                 воспитатель ГБОУ СОШ №2017( Дошкольное отделение)

    Реализация задач «Познавательное развитие» в контексте ФГОС ДО

                            Методическая разработка на тему:                                                       «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».

Цель: формирование у детей навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Программное содержание:

- познакомить детей с историей, культурой, традициями, обычаями народов Татарстана;

- расширить словарный запас детей;

- расширять знания о том, что нашу страну населяет множество народов и народностей, национальностей;

- воспитывать интерес и уважение к людям разных народов и национальностей, к их культуре и традициям;

- воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

Оборудование: фотографии с изображением герба и флага Татарстана, памятников архитектуры, народных костюмов, национальных блюд; образцы национальных костюмов, украшений, сувениры, привезенные из Татарстана; национальные татарские блюда; атрибуты для сказки (избушка, костюмы животных).     

                                       Ход  деятельности:

Воспитатель.     Ребята, вас приветствует Республика Татарстан.

Ребенок.         Спросите нас: - Откуда вы?                                                                    

                        Мы с Волги, из Казани.

                        Поит нас волжская вода,

                        Мы хлеб растим, пасем стада,

                        Качаем нефть, грузим суда

                        В свободном Татарстане!

Воспитатель.    Республика Татарстан является маленькой частью огромной страны под названием Россия.(Обращает внимание детей на карту России и географическое положение Татарстана на ней).

     А теперь, ребята, я приглашаю вас познакомиться с жителями Татарстана и его главным городом, столицей Республики.(Воспитатель предлагает гостям пройти через «главные ворота» города).

     Звучит народная татарская мелодия.

     Дети входят в группу, их встречают «жители города».

Воспитатель.    Ребята, давайте поприветствуем наших дорогих гостей.

Дети (хором).    Исянмесез!

Воспитатель.     Жители нашего прекрасного города сказали вам «здравствуйте» на татарском языке.

     Давайте познакомимся с нашей Республикой поближе.

Ребенок.    Татарстан находится в месте, где сливаются две огромные реки – Волга и Кама (показывает фото).

     В Татарстане живут разные народы, но больше всего татар и русских.

Воспитатель.    Действительно, в Татарстане проживает более 173 национальностей; это татары, башкиры, чуваши, мордва, русские и многие другие народы. И все они живут очень дружно.

      Посмотрите, в руках у наших ребят маленькие флаги, которыми они приветствовали  вас, наши дорогие гости. Именно так выглядит флаг Республики Татарстан.

Ребенок.     Флаг Татарстана трехцветный (показывает флаг). Это три полосы зеленого, белого и красного цветов.

 Зеленый цвет – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – цвет силы, жизни.

Воспитатель.    А это герб Татарстана (показывает герб).

Ребенок.    На гербе Татарстана мы видим крылатого барса с круглым золотым щитом. Он стоит на фоне солнца, а вокруг солнца  - татарский народный  орнамент. В его основании надпись: «Татарстан».

      Барс – покровитель народа Татарстана. Солнце – означает счастье, жизнь, успех.

Воспитатель.    Главный город Татарстана, его столица (показывает фото)…

Дети (хором).    Казань.

Ребенок.       Радостью Казань моя полна

                      И светла, и зелена.

                      Город кажется весной

                      Белой чайкой над волной!

                      Чудны парки и сады,

                      Всюду  яркие цветы.

                      В этом городе живет

                      Дружный труженик народ.

Воспитатель.    Да, ребята, Казань, действительно, удивительный город. Но главной его достопримечательностью, местом, которое вам обязательно посоветуют посетить,

является Казанский Кремль. Вы удивились? На самом деле Кремль есть не только в Москве.

     Что такое Кремль? (Это крепость). Для чего строили крепость?(Для обороны, защиты от врагов).

     Казанский Кремль строился для защиты от врагов. Ему почти 1000 лет. Сначала, как и Московский Кремль, он был деревянным, потом, каменным, а затем, после очередного пожара, его отстроили из красного кирпича.

     На территории Казанского Кремля находятся православные храмы, два монастыря, мусульманская мечеть (показывает фото).

     У Казанского Кремля 13башен. Одна из них носит название Спасская башня, как и главная башня Московского Кремля. Названа она так в честь иконы Спасителя(показывает фото). Среди множества башен Казанского Кремля есть одна удивительная падающая башня Сююмбике (показывает фото).

     На территории Кремля находится резиденция президента Татарстана (Президентский дворец) (показывает фото).

     А еще в Казани, как и в Москве, есть метро (показывает фото).Жители Казани и всего Татарстана этим очень гордятся.

     На нашей выставке вы видите странный экспонат – игрушечный кот. Изображение кота вы видите и на магнитиках, привезенных на память из Казани. Как вы думаете, почему именно кота изобразили на этих магнитах? (Ответы детей).

     А дело вот в чем. Как рассказывают сами жители Казани, много-много лет назад по их городу разгуливало множество котов. Все они были толстые, блестящие. Как-то раз приехала в Казань русская царица. Она заметила, что в городе совершенно нет мышей. Горожане рассказали царице о том, что мыши исчезли из их города благодаря ловким котам. Взяла царица несколько казанских котов к себе во дворец  в Санкт-Петербург, и через некоторое время мыши  исчезли из дворца. Говорят, что предки тех самых котов до сих пор живут во дворце. Их кормят и лелеют. А в Казани котам, которые спасли город от мышей, поставлены памятники.

     Котов в Татарстане действительно любят и уважают. Вот и в татарской народной сказке «Четыре друга», кот  -  настоящий труженик, настоящий друг.

     Давайте посмотрим.  

     Татарская народная сказка «Четыре друга».

     Звучит народная татарская мелодия. Выходит рассказчик.

Рассказчик.    Однажды Кот, Петух, Гусь и Бык подружились и жили привольно и сытно на одной поляне целое лето. Наступила осень, холодные ветра стали подувать, и кот стал мерзнуть.

Кот.    Петух, морозы грянут скоро, надо дом построить споро.

Петух.    Я хожу только на заборе, зачем же мне дом?

Рассказчик.    Пошел Кот к Гусю.

Кот.    Морозы грянут скоро, надо дом построить споро.

Гусь.    Я хожу во дворе, зачем мне дом?

Рассказчик.    Затем Кот к Быку пошел.

Кот.    Морозы грянут скоро, надо дом построить споро.

Бык.    Я хожу по двору от ворот до ворот, зачем мне дом?

Рассказчик.    Ну что ты с ними будешь делать? Пришлось Коту одному начать постройку дома .(Кот «строит» дом)

Рассказчик.    Нелегко ему пришлось. С утра до вечера он трудился. Работал не покладая рук. Терпение и труд – все перетрут! Построил, наконец, Кот свой дом и начал жить в нем. А дни все холоднее становятся. Коту же холод нипочем, лежит себе на печке да мурлычет. А вот Петух ходит по забору уже без прежнего задора: до пушинки продрог. Пришел он к старому другу Коту.

Петух.    Кот, дружище, пусти к себе домой, я очень мерзну.

Кот.    Ходи себе по забору, зачем тебе дом?

Петух.    А не пустишь, так я всю землю вокруг раскидаю.

Рассказчик.    Задумался Кот: «А что, если и вправду раскидает? Тогда развалится дом». Делать нечего, пустил Петуха.

     Вскоре и Гусь подошел к дому.

Гусь.    Дружище, Кот, пусти меня в дом!

Кот.    Иди, гуляй себе во дворе. У тебя же шуба пуховая.

Гусь.    А не пустишь, так я  выщипаю со стены весь твой мох.

Рассказчик.    Что же делать? Смирился Кот, пустил его.

     Через несколько дней такой ударил мороз, что и Бык не стерпел, подошел к двери и стал мычать.

Бык.     Милый мой друг, пусти  меня…

Кот.    Зачем тебе дом? Ты же ходишь по двору от ворот до ворот.

Бык.    А не пустишь, так я твой дом свалю.

Рассказчик.    Пришлось Коту пустить и Быка. Так они и стали жить  все вчетвером.(Звери прячутся в домик)

     Прознали об этом доме Медведь и Волк. Пришли ночью к дому.

Волк.    Медведь, иди первым.

Медведь.    Ты сильнее, иди ты первым.

Рассказчик.    Никто из них идти не хочет. Кинули жребий. Выпало Волку первым войти. Только он порог перешагнул, Бык стал его бодать; Гусь машет крыльями, норовит ущипнуть побольнее; Кот весь взъерошился, когти навострил, так и ходит, грозно мурлычет, а Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!» - еще больше страху нагоняет.

     Насилу вырвался Волк из дома. Помчался Волк в лес, а за ним и Медведь. Только их друзья и видели. А Кот, Петух, Гусь и Бык стали жить весело и дружно и простили друг другу обиды.

Воспитатель.    Ребята, вы посмотрели татарскую народную сказку «Четыре друга». Эта сказка очень похожа на одну русскую народную сказку. Как она называется? («Зимовье зверей»). Это говорит о том, что между нашими народами много общего.

     Татарский народ – народ удивительный. По характеру татары добродушные, хотя немного упрямые, гостеприимные. Это очень сильные, выносливые, добросовестные люди. Поэтому татар всегда считали лучшими работниками.

   

      Предки татар были земледельцами, работали на земле. Они выращивали рожь, пшеницу, овощи, фрукты. Именно поэтому наши столы украшают  маленькие снопики из пшеницы и ржи.

     Как же одевались татары, какую одежду они носили?

Ребенок.    И мужчины и женщины носили длинные рубахи и длинные камзолы (они надевались поверх рубахи)(показывает татарский народный костюм). У женщин было много украшений на груди, руках, на косах. Головные уборы носили с покрывалами (показывает покрывала).  

Воспитатель.    Девушки обязательно заплетали волосы в две косы, они оста-вались открытыми или прикрывались специальным украшениям (показывает украшения). На голове девушки носили маленькую шапочку калфак. Носили и особые монетные шапочки в форме конуса, украшенные золотыми монетами, кораллами, жемчугом(показывает шапочку). 

     В одежде татары отдавали предпочтение зеленому и голубому цветам.

     А, что носили мужчины?

Ребенок.    Мужчины носили на головах шапочку тюбятай или кяляпуш с плоским верхом (показывает шапочки). У юношей они были яркие, вышитые, а у стариков скромные.

Воспитатель.    Зимой и мужчины и женщины надевали поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал, круглую меховую шапку.

     Обувь – ичиги или башмаки (показывает обувь). На селе рабочей обувью были лапти (показывает лапти).

     Путешественники отмечали, что татары очень гостеприимный  народ. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения.

Ребенок.    Любимые татарские блюда – чак-чак, щирбет, липовый мед и, конечно, душистый чай (показывает блюда).

Воспитатель.    Да, без чая гостя не встречали. Но гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. (Дети угощают гостей, при-        шедших к ним).

      По обычаю и гость отвечал тем же. (Гости вручают свои угощения).  

      Ребята, давайте поблагодарим наших замечательных гостей и попрощаемся с ними.

Дети (хором).    Рахмат! Саубулыгыз!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка по теме: "Формирование вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Проблемой формирования вокально-певческих навыков занимались многие педагоги и учёные, такая проблема остаётся и по сей день открытой. В данной методической разработке я представляю вам свой опыт рабо...

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Актуальность, цель и задачиВ структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: нагля...

Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...

Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В   методической разработке раскрыты  новые подходы  к организации  математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО...