Методическая разработка мероприятия по воспитанию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Кулясова Анна Викторовна

                                               Пояснительная записка

 

   Тип мероприятия: воспитательное мероприятие нравственной направленности

   Цель:  воспитание духовно- нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к семейным традициям и ценностям крепкой семьи

   Задачи:

  1. Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о семье, семейных и родственных отношениях
  2. Способствовать пониманию того, что необходимо поддерживать родственные связи и проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу.
  3. Развивать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к пожилым членам семьи.       
  4. Воспитывать желание познавать культуру семьи и семейных традиций;
  5. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
  6. Формировать художественно-речевые навыки детей;
  7. Воспитывать культуру общения, упражняя детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

   Возраст, на который рассчитано мероприятие: старший дошкольный возраст

   Основные формы, используемые при проведении мероприятия: партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение мероприятия рационально сочетается с использованием двигательной и эмоционально-психологической  разгрузки; физкультурная минутка, дыхательное упражнение, элементы релаксации, пальчиковые игры.

   Материально-техническое обеспечение необходимое для проведения мероприятия: ноутбук, интерактивная доска, мольберт,  дидактическая игра на магнитах «Составь семью»,  мяч, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, сарафан и платок), фломастеры

   Оформление (музыкальное- «Моя семья» слова и музыка А. Ермолова,  наглядное (презентация «Спортивные традиции»)

   Методические советы по проведению: методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она содержит творческие задания, тренинг, самостоятельную работу и поможет педагогу ярко и весело провести воспитательное мероприятие. На этапе рефлексии эмоционального состояния и настроения используется прием наглядности- рисунки со смайликами, прием «ассоциации». В конце занятия   воспитанникам предложено   выполнить задание с использованием приёма незаконченного предложения на лепестках ромашки. Такую форму работы использую на занятиях  часто и это всегда приносит хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kulyasova.docx136.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ИЛЬИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Муниципальный   педагогический конкурс методических  разработок

 по родительскому просвещению и семейному воспитанию

Направление конкурса

- Методическая разработка по воспитанию семейных ценностей;

Категория конкурса:

- Мероприятия для воспитанников ДОУ

Методическая разработка мероприятия

 по воспитанию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

     «Моя семья и семейные традиции»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676540250_gas-kvas-com-p-chitaem-detskie-risunki-semya-6.jpg

    Воспитатель:

  Кулясова Анна Викторовна

с. Ильинское

2024г.

                                               Пояснительная записка

   Тип мероприятия: воспитательное мероприятие нравственной направленности

   Цель:  воспитание духовно- нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к семейным традициям и ценностям крепкой семьи

   Задачи:

  1. Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о семье, семейных и родственных отношениях
  2. Способствовать пониманию того, что необходимо поддерживать родственные связи и проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу.
  3. Развивать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к пожилым членам семьи.        
  4. Воспитывать желание познавать культуру семьи и семейных традиций;
  5. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
  6. Формировать художественно-речевые навыки детей;
  7. Воспитывать культуру общения, упражняя детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

   Возраст, на который рассчитано мероприятие: старший дошкольный возраст

   Основные формы, используемые при проведении мероприятия: партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение мероприятия рационально сочетается с использованием двигательной и эмоционально-психологической  разгрузки; физкультурная минутка, дыхательное упражнение, элементы релаксации, пальчиковые игры.

   Материально-техническое обеспечение необходимое для проведения мероприятия: ноутбук, интерактивная доска, мольберт,  дидактическая игра на магнитах «Составь семью»,  мяч, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, сарафан и платок), фломастеры

   Оформление (музыкальное- «Моя семья» слова и музыка А. Ермолова,  наглядное (презентация «Спортивные традиции»)

   Методические советы по проведению: методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она содержит творческие задания, тренинг, самостоятельную работу и поможет педагогу ярко и весело провести воспитательное мероприятие. На этапе рефлексии эмоционального состояния и настроения используется прием наглядности- рисунки со смайликами, прием «ассоциации». В конце занятия   воспитанникам предложено   выполнить задание с использованием приёма незаконченного предложения на лепестках ромашки. Такую форму работы использую на занятиях  часто и это всегда приносит хорошие результаты.

«Моя семья и семейные традиции»

(сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста)

Ход мероприятия

I.

Приветствие

Ход занятия

Время

1.1

Организационный момент.     Рефлексия прошлого занятия, и мотивация к предстоящему занятию

Методы и приёмы: словестные; игровые (игра - приветствие).

- Здравствуйте, ребята! А давайте поздороваемся друг с другом. Для этого приготовьте свои руки, свои улыбки! (ребята выполняют движения по тексту).

  • Здравствуй, солнце золотое, (рисуют круг)
  • Здравствуй, небо голубое, (ладонями гладят небо)
  • Здравствуй, легкий ветерок, (качают руками)
  • Здравствуй, маленький дубок! (изображают росток)
  • Мы живем в одном краю, (разводят широко руки)
  • Всех я  вас приветствую! (хлопают)
  • Надо мною небо, (руки поднимают вверх)
  • А внизу Земля – (руки опускают вниз, топают) Мир такой огромный, (разводят широко руки)
  • А посередине – Я! (ладони прижимают к груди)

   Сегодня мы собрались, как одна большая дружная семья. Приглашаю вас пройти на свои стульчики.

    Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в нашей жизни, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о семье. У вас у всех есть семья, у кого-то большая, у кого-то маленькая.

1-2 мин.

Игра- приветствие

Загадка

1.2

Проблемная ситуация.

Оборудование и материалы: дидактическая игра на магнитах «Составь семью».

Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказывание сказки, решение проблемной ситуации); наглядные (дидактическая игра); игровые; практические (выполнение упражнения согласно словесной инструкции).

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- А вот какая семья была у девочки Маши, я вам сейчас расскажу

Педагог рассказывает сказку

   Сегодня Маша осталась дома одна и чтобы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки.

   Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.  «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

Давайте вспомним, кому помогала Маша?

Выполнить  дидактическую игру на магнитах «Составь семью»: на доске фигурки: дедушка, бабушка, папа, мама, Маша).

Педагог просит расставить родственников Маши в следующей последовательности: первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой – Маша. (Дети расставляют фигурки согласно инструкции).

-Как можно назвать этих людей одним словом? (семья). Воспитатель подчеркивает, что у Маши большая  семья.

-У каждого из вас есть своя семья. Ребята, а вы знаете, какая должна быть настоящая семья? (Дети высказывают свои предположения (любящая, дружная, что все должны заботиться друг о друге и др.)

3-4 мин.

Сказка

Дид. игра

II.

Основная часть:

   Оборудование и материалы: мяч, презентация, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, прабабушкин сарафан и платок).

 Методы и приёмы: словесные (беседа, словесные упражнения, составление коротких рассказов о семье, о семейных традициях); наглядные; игровые (игра с мячом); практические.

Педагогом подводится итог всему сказанному детьми, дается определение семьи.

-Семья – это люди,        которые живут под одной крышей, которые любят друг друга, заботятся, помогают друг другу.

-А какие семьи бывают, мы узнаем, поиграв в игру «Вопрос – ответ» (игра с мячом).

-Если в семье все дружат, какая это семья? (Дружная семья)

-Если в семье много детей?

 ( Многодетная семья)

-Если в семье любят сочинять песни, слушать музыку?

 ( Музыкальная семья)

-Если в семье любят заниматься спортом? ( Спортивная семья)

-В семье очень много работают, любят трудиться ( Трудолюбивая семья)

-А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

-А кто для вас семья?

(Ребята взаимодействуют с воспитателем. 2-3 ребёнка отвечают, рассказывают о членах своей семьи).

-У каждого из вас есть семья. У кого- то она большая, а у кого- то маленькая. И в каждой семье есть свои правила и обязанности.

 

Выполнение обязанностей по дому, семейный отдых, праздники с семьей – это семейные традиции, так как они отмечаются всей семьей с мамами, папами, сёстрами, бабушками и дедушками. Семейные традиции каждой семьи свои (педагог рассказывает о традициях, которые есть в её семье: украшении ёлки и встречи Нового года и Рождества; хождение в гости на Масленицу; покраски яиц и изготовление куличей на Пасху и говорит, что такие традиции продолжается из года в год, их соблюдали ещё бабушки и дедушки).

- У кого то традицией является делать всей семьёй зарядку по утрам…и я вам тоже предлагаю сейчас сделать зарядку.

(Дети выполняют физкультминутку)

Физминутка:

«Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

Вместе мы бежим трусцой

И качаем головой.

6-8 мин.

Беседа

Игра с мячом «Вопрос- ответ»

Физкультминутка

2.1

Решение развивающих задач

Методы и приёмы: словесные (беседа, составление коротких рассказов о старинных вещах, о семейных традициях); наглядные (картинки на слайде)

   А вот у семьи Саши Л.,  ребята, есть еще  очень хорошая спортивная семейная традиция. Всей семьей они в свободное время отправляются на каток, где занимаются фигурным катанием и хоккеем.

   Предлагаю вам познакомиться с их замечательной семейной традицией!

Просмотр презентации

«Моя спортивная семья»

- А какие есть в вашей семье семейные традиции? (несколько рассказов детей).

Упражнение «Ассоциации» (картинки на слайде)

Воспитатель предлагает участникам тренинга закончить занятие на позитивной ноте.

Давайте попробуем сравнить каждого из членов семьи с каким-нибудь предметом: маму сравним с цветком (слайд ); папа похож на спортивный снаряд или машину (слайд ); дедушка – на строительный инструмент или книгу (слайд ); бабушка – на посуду, выпечку, сладости, сестренка или братишка на игрушку

5-7 мин.

Беседа

Просмотр презентации «Моя спортивная семья»

Упражнение «Ассоциации»

III

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Оборудование и материалы: рисунок «Эмоции», фломастеры: красный, чёрный, ромашка с вопросами.

   Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам.

   Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(Ребята по очереди подходят к ромашке, на лепестках которой записаны вопросы, отрывают лепесток, отвечают на вопрос, который зачитывает педагог. Вопросы:

  1. Что такое семья?
  2. Кто такие родственники?
  3. Как люди должны жить в семье?
  4. Сможет ли человек жить один, без семьи?
  5. Какие вы знаете семейные традиции?

- Ответы детей

3 мин.

Рисунок «Эмоции»

Ромашка с вопросами.

III.1

Заключительная часть.            Ритуал прощания.

- Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...

Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...