Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Горбовая Татьяна Юрьевна

Актуальность, цель и задачи

В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое,но наиболее благоприятные условия создаются для развития наглядно-образного. Исследователи проблемы формирования наглядно-образного мышления у дошкольников выделяют сюжетно-ролевую игру как основу формирования наглядно-образного мышления.

У большинства детей с ЗПР к старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра имеет следующие особенности:

  • однообразные игровые действия с предметами, состоящие из ряда повторяющихся операций;

  • отсутствие ролевой речи;

  • логика действий легко нарушается;

  • роли фактически есть, но они чаще не называются и определяются характером игровых действий;

  • редко используются предметы-заместители. Однако даже при его использовании, предмету дается одно, строго зафиксированное значение.

У детей с ЗПР снижена потребность в игре и затруднено формирование мотивационно- целевого этапа (создание замысла и пути ее реализации). Затруднен перенос знаний, полученных на занятии в свободную деятельность. Речь в игре не выполняет планирующей и регулирующей функции, речь и действия разорваны, в речи не отражается содержание игровых действий. Все это говорит о несформированности целостного механизма игры и о том, что она не достигла уровня ведущей деятельности и не является школой социальных отношений.

При обучении детей сюжетно-ролевой игре необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ЗПР. Для того, чтобы игровая деятельность таких людей смогла осуществлять функции ведущей деятельности, она должна достичь определенного развития.

Представленная программа обучения сюжетно-ролевой игре детейс ЗПР 5-6 лет разработана с учетом рекомендаций организации сюжетной игры (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_syuzhetnaya_igra.odt35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

"Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Информация об авторе

 Горбовая Т. Ю. , учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №24, г. Воркута

Актуальность, цель и задачи

        В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются  и развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое,но наиболее благоприятные условия создаются для развития наглядно-образного. Исследователи проблемы формирования наглядно-образного мышления у дошкольников выделяют сюжетно-ролевую игру как основу формирования наглядно-образного мышления.

        У большинства детей с ЗПР к старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра имеет следующие особенности:

  • однообразные игровые действия с предметами, состоящие из ряда повторяющихся операций;
  • отсутствие ролевой речи;
  • логика действий легко нарушается;
  • роли фактически есть, но они чаще не называются и определяются характером игровых действий;
  • редко используются предметы-заместители. Однако даже при его использовании, предмету дается одно, строго зафиксированное значение.

        У детей с ЗПР снижена потребность в игре и затруднено формирование мотивационно- целевого этапа (создание замысла и пути ее реализации). Затруднен перенос знаний, полученных на занятии в свободную деятельность. Речь в игре не выполняет планирующей и регулирующей функции, речь и действия разорваны, в речи не отражается содержание игровых действий. Все это говорит о несформированности целостного механизма игры и о том, что она  не достигла уровня ведущей деятельности и не является школой социальных отношений.

        При обучении детей сюжетно-ролевой игре необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ЗПР. Для того, чтобы игровая деятельность таких людей смогла осуществлять функции ведущей деятельности, она должна достичь определенного развития.

        Представленная программа обучения сюжетно-ролевой игре детейс ЗПР 5-6 лет разработана с учетом рекомендаций организации сюжетной игры (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколов)

Цель: формирование наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ЗПР в условиях обучения сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

- расширять знания детей о функциональных особенностях персонажей сюжетно-ролевых игр;

- совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями;

- учить детей логически соединять несколько сюжетов в один, выразительно передавать образ в игре через мимику, жесты, пантомимику;

- воспитывать культуру общения в игре, совершенствовать коммуникативные навыки;

- развивать наглядно-образное мышление и творческое воображение;

- формировать умения детей планировать игровую деятельность применительно к сюжету;

- развивать у дошкольников умение разворачивать действия в воображаемом речевом плане.

Описание методики

        Методика обучения сюжетно-ролевой игре включает такие компоненты:

- демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;

- последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию;

- выполнение детьми игровых действий по подражанию;

- выполнение детьми игровых действий по подражанию;

-  самостоятельное  выполнение детьми игровых действий.

        В работе необходимо учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики: принцип развивающего обучения; принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности.

        Программа состоит из трех взаимосвязанных этапов.

I –  Пропедевтический.

II - Формирование игровых умений.

III- Обучение сюжетно-ролевой игре.

1 Этап — пропедевтический

Задачи:

- обогащение содержания сюжетно-ролевых игр;

- развитие навыков общения со взрослыми через диалогическую речь;

- расширять знания детей о функциональных особенностях персонажей сюжетно-ролевых игр.

Приемы:

- организация экскурсий, прогулок;

- беседы;

- игры, этюды на развитие умений выражать эмоциональное состояние персонажа и передавать его образ.

        Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения; при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику; педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.

        С целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр необходимо организовать: экскурсии, работу с кавролинографом, показ видео и фото презентаций, рассказывание по детским рисункам, беседы. Перед экскурсией ставить понятную и близкую для ребенка цель (например: пойдем к врачу, чтобы врач осмотрел Машу и дал ей лекарство и т.п.). На экскурсиях создаются условия для активной деятельности детей, руководить наблюдением детей за деятельностью взрослых людей, с помощью объяснений и вопросов обращать их внимание на выполняемые людьми действия, их последовательность, используемые предметы, четко фиксировать их в речи и требовать от детей развернутых ответы. Необходимо создавать у детей положительный настрой, что способствует возникновению у них желания отобразить увиденное в своих играх.

        Использовать дидактические игры, которые способствуют закреплению знаний полученных детьми на экскурсии. Например, после экскурсии в магазин предлагаются детям игры: «Овощи-фрукты», «В магазине», «Кому, что нужно для работы» и т.п. Можно использовать такие виды работ как беседа по картинке, рисование на заданную тему. Включать в занятия этюды на развитие умений выражать эмоциональное состояние персонажа и передавать его образ. Например: «Сердитый покупатель», «Грубиян», «Вежливый мальчик» и т.п.

II этап — Формирование игровых умений.

Задачи:

- учить принимать и обозначать игровую роль;

- учить развертывать ролевое взаимодействие, ролевой диалог со взрослым и партнером сверстником, используя название роли, ролевое обращение, краткий диалог;

- учить использовать предметы-заместители в игре;

- учить детей выполнять воображаемые действия;

- обучение играм-имитациям, играм-драматизациям.

Приемы:

- совместные действия ребенка и взрослого;

- действия по подражанию;

- свободные игры в «телефонный разговор» с парами детей;

- стимуляция диалога детей друг с другом используя набор «семейных ролей»;

- игра педагога с небольшой подгруппой детей по мотивам сказок.

На этапе формирования игровых умений широко используются такие приемы как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение ребенком действий по подражанию, демонстрация образца действий Необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами, используя свободные игры в парах, в подгруппах. Стимулировать высказывания детей, задавая наводящие вопросы, развивая диалогическую форму общения. С этой целью использовать игры «Телефонный разговор», «Справочное бюро»; игры по сказкам «Теремок», «Репка» и т.д.

В связи с тем, что у некоторых детей наблюдалось неумение использовать предметы заместители, воображаемые действия, ситуативное замещение в игре, необходимы были специальные игры и упражнения, в которых дети осваивали действия замещения. Например, переименовываю один предмет в другой и предлагаю ребенку совершить действие, характерное для переименованного предмета: «Давай назовем этот кубик мылом. Покажи, что ты будешь делать с мылом».

Характер заданий постепенно усложнялся: вначале переименовывает педагог, далее переименовывали сами дети и воспроизводили действия с новыми предметами. При этом осуществлялся постепенный переход от сходных по форме предметов к более различающимся. Далее переходили к заданиям, требующим совершения действий замещения в рамках игрового повествования. Знакомыми детям изображениями обозначались предметы и персонажи, участвующие в игре (например, картинка с изображением плиты, обозначает, что надо готовить обед и т.п.). Выбирая картинки вместе с детьми, можно рассказывать историю, а в конце дети по символической записи развертывали деятельность. Для того чтобы снять свойственную детям с ЗПР тенденцию закреплять за каждым предметом только один присущий заместитель, сделать их обобщение более широким, гибким, изменялся дальнейший ход обучающей игры таким образом, чтобы возникла необходимость введения новых предметов. Так как все имеющиеся предметы были задействованы в игре, детям приходилось уже переименованные и выполнявшие другие функции предметы переименовывать заново. Таким образом, один и тот же предмет переименовывался и замещал разные предметы с непохожим набором действий (например: кубик - это мыло, а также пачка печенья, палочка - отвертка, градусник и т.д.)

Следующим направлением было обучение детей ситуативному замещению (замена реальной ситуации на воображаемую). Для этого создаются небольшие проблемные ситуации в обучающих играх, типа: «А где будем мыть руки?» «А мы забыли положить сахар в компот» и т.д.

Используя прием имитации, показывали детям как будто моют руки, как будто кладут сахар в компот и т.д.

Одним из видов работы было обучение детей перевоплощаться в другой образ (например, дети перевоплощались в птичек, бабочек, жучков, котят, зайцев) и действовать в соответствии их линии поведения. В дальнейшем на основе игр-имитаций дети переходили к несложным играм - драматизациям. В них учили детей сочетать свои поступки в игре с ролевой речью. Этот вид игры не требует разработки самостоятельного замысла, а способы совмещения деятельности заданы в сюжете. Игры-импровизации и игры-драматизации необходимы для того, чтобы научить детей позиционному ролевому замещению.

III этап — Обучение сюжетно-ролевой игре

1. Раздел.

Задачи:

- учить детей развертывать совместный сюжет игры под руководством взрослого, исполняющего основную роль;

- учить ребенка брать на себя основную роль и разворачивать сюжет с помощью дополнительной роли взрослого.

Приемы:

- образец речи и действий педагога в игре;

- стимуляция диалогической речи детей;

- ролевое участие взрослого в игре;

- развернутое объяснение, оказание дозированной помощи;

- обесценивание неудачи.

Игры:

«Утро семьи», «Семья на кухне», «Семья на прогулке», «Магазин», «Выбери подарки для друзей», «Аптека», «Дочка заболела», «Автобус», «Моряки», «Скорая помощь» и т. д.

2. Раздел.

Задачи:

- учить изменять ролевое поведение всоответствии с разными ролями партнеров в игре;

- учить выстраивать новые последствия событий ориентируясь на партнеров и взрослого.

Приемы:

- стимуляция взрослым последовательной смены ребенком первоначально взятой на себя роли;

- руководство взрослого играми детей для закрепления последовательной смены ролей с изменением ролевого поведения;

- обсуждение правил реализации роли до начала игры;

- поочередное выполнение детьми разных ролей в одной и той же игре;

- создание проблемных ситуаций.

Игры:

«Семья дома в выходные дни», «У мамы день рожденья», «Семья в магазине», «Торговый центр», «Семья в поликлинике», «Скорая помощь увозит больного», «Самолет», «Поликлиника. Аптека».

3. Раздел.

Задачи:

- учить детей комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете игры, совместно со взрослым.

Приемы:

- распределение ролей взрослым с удовлетворением игровых потребностей всех детей;

- ставить детей в позиции, требующие различной степени активности исходя из  индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- поощрение детей при проявлении творчества и построении ролевых диалогов, при изменении событийных звеньев сюжета;

- проговаривание и обсуждение, совместно со взрослым, новых событий, действий и характеров героев;

- авансирование личности и прием персональной исключительности.

Игры:

«День рождения в кафе», «Супермаркет», «Аэропорт», «Едем на автобусе в аэропорт», «В зоопарк на корабле», «Путешествие в тундру», «Фотосессия в студии», «Строим магазин игрушек» и т.д.

Далее при обучении сюжетной игре используют методику обучения сюжетной игре:

  • демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;
  • последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию;
  • выполнение детьми игровых действий по подражанию;
  • самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Сначала педагог выполняет главные роли (врач, продавец, мама и т.п.), дает детям указания в разных формах. Используя прямые указания говорим ребенку: «Идите в кассу. Оплатите покупку и принесите, пожалуйста чек» и т.п. Также использовала указания в форме конкретных или общих вопросов. Например: «Твоя дочка хочет спать?», «Почему твой сын плачет?» и т.п.

Затем педагог берет на себя второстепенные роли (покупателя, больного, дочки и т.п.) и, являясь участником игры, имеет возможность показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы, т.е. косвенно руководила игрой. Детям, которым было необходимо, создают ситуацию успеха, например: «Арина, ты будешь хорошим парикмахером, ты очень красиво умеешь заплетать косички».

В дальнейшем педагог не принимает ролевого участия в игре, а использует при необходимости следующие приемы руководства: создание игровой обстановки, помощь в распределении ролей, совет по ходу игры. Учит детей вступать друг с другом в речевое взаимодействие, придумывать для изображаемого персонажа свои особенности, соблюдать игровые правила.

На данном этапе педагог формирует у детей умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров в игре, выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров и взрослого. С этой целью педагог стимулирует последовательную смену ребенком первоначально взятой на себя роли, организовывает обсуждение правил реализации роли до начала игры, создавала проблемные ситуации. Например, в игре по теме «Семья» маме нужно сварить борщ, но нет для этого продуктов, взяв на себя второстепенную роль, я спрашиваю у детей «Что будем делать?». В создавшейся проблемной ситуации дети предлагают разные пути решения. Обсудив все предложения, выбираем наиболее приемлемое.

Далее учим детей комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете игры, совместно с взрослым. Распределяя роли между детьми, педагог учитывает индивидуальные особенности и игровые потребности каждого. Постоянно поощряет детей при проявлении творчества, при качественном изменении звеньев сюжета.

В обучении детей сюжетно-ролевой игре особое внимание уделяется формированию обобщенных действий, обучению вербализации цепочек и действий, последовательности их выполнения. На специальных занятиях по подготовке к игре проводятся беседы с детьми, учим отвечать на вопросы, объяснять, во что они хотят играть, что им будет необходимо в игре, какие игрушки, атрибуты, обучала игровому диалогу. Немаловажное значение уделяется развитию замысла в игре.

Выводы

В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у детей повысился не только уровень развития сюжетно-ролевой игры, но и уровень развития наглядно-образного мышления. Это стало возможно благодаря тому, что в сюжетно-ролевой игре у дошкольников активизируется план представлений. У большинства детей появилась способность оперировать имеющимися представлениями об окружающем. Работая над ролью, дети анализировали и синтезировали образы-представления, моделировали игровой образ, что возможно лишь при достаточной сформированности наглядно-образного мышления. Практически у всех детей появилась ролевая речь. В играх стали преобладать ролевые действия, в которых дети используют воображаемые предметы, жесты, слова и действия. Дети стремятся к игре с другими детьми, могут взаимодействовать в паре.

Список литературы

1. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.

2. Н.В.  Краснощекова,  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» . Феникс, 2016.

3. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005

4. Алябьева Е.А., «Психогимнастика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2003 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Методическая разработка по теме: "Формирование вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Проблемой формирования вокально-певческих навыков занимались многие педагоги и учёные, такая проблема остаётся и по сей день открытой. В данной методической разработке я представляю вам свой опыт рабо...

Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В   методической разработке раскрыты  новые подходы  к организации  математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО...

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...