ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ (СТАТЬЯ).
статья по окружающему миру
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form.tol_.kach_.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
М.В. Лазутина, воспитатель
Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения, в частности у детей старшего дошкольного возраста, толерантных качеств.
В исследованиях A.M. Виноградовой, В.Г. Нечаевой, Я.Л. Коломинского, Т.А. Марковой, Р.Б. Стеркиной, Л.В. Крайневой, B.C. Мухиной, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящей, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцовой доказана идея о необходимости и возможности формирования в старшем дошкольном возрасте умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе сотрудничества и взаимопонимания как основы толерантности.
Вслед за ФИО толерантность мы рассматриваем как общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения людей, в том числе детей дошкольного возраста, в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
В структуре толерантности принято выделять следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный, обеспечивающий принятие толерантности как основы взаимодействия с другими людьми;
- когнитивный, выражающийся в совокупности знаний о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях;
- эмоционально-волевой, определяющий развитие самообладания,
выдержки в спорах и конфликтах;
- поведенческий, предполагающий проявление терпимости, доброжелательности, милосердия по отношению к людям разных национальностей и культур.
Исходя из этого к толерантным качествам, доступным детям дошкольного возраста, следует отнести такие, как: доброжелательность, доверие, способность к сопереживанию, умение адекватно оценивать свои и чужие поступки на основе корректной критики, умение слушать и не перебивать, любознательность. Данные качества наиболее легко формируются в процессе приобщения дошкольников к национальной и мировой культуре.
Современная система дошкольного образования имеет богатый арсенал вариативных программ, направленных на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Примером может служить программа «Азбука мира», разработанная В. Ашиковой, С. Ашиковым, целью которой является воспитание толерантности и основ культуры мира; донесение в доступной форме до осознания детей общих для всех народов и стран ценностей.
Формируя толерантные качества у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной и мировой культуре, необходимо решать следующие задачи:
- продолжать знакомство детей с культурой и традициями своего народа и других народов (народные праздники, народные игры, народная музыка, фольклор, народные промыслы и пр.);
- закреплять социальные нормы и правила поведения;
- формировать способы конструктивного реагирования в различных ситуациях (выслушивание иной точки зрения, критики, провоцирующих вопросов, столкновение с конфликтом);
- упражнять в проявлении сострадания, заботы, внимательности к взрослым и сверстникам в различных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и пр.).
Накопленный опыт работы с детьми позволяет утверждать об эффективности технологии формирования у дошкольников целостной картины мира (P.M. Чумичева) и игровой технологии коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер).
Важным условием приобщения старших дошкольников к национальной и мировой культуре стало обогащение предметно-пространственной среды предметами культуры. Данное условие нашло отражение в виде музея «Русская изба», функционирующего на территории нашего ДОУ, а также в оформлении тематических экспозиций в группе, посвященных культуре разных народов. Так, в группе на протяжении года были оформлены экспозиции на темы «Наши друзья - белорусы», «Наши соседи – украинцы», «Тайны казахского народа» и пр. Каждая экспозиция содержала фотографию народного костюма и его деталей (ручник, фартук и пр.), типичную народную утварь (посуда), варианты народных игрушек. В оформлении непременно участвовали родители.
В музее «Русская изба» регулярно проходят народные праздники «Капустные посиделки» (праздник урожая), «Рождественские вечера», «Масленичные гулянья».
В течение года с детьми были разучены не только русские народные игры («Золотые ворота», «Бирюльки», «Горячее место», «Горелки», «Гуси-лебеди» и пр.), но и игры других народов: Ванюша и лебеди (белорусская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Водяной» (удмуртская народная игра), «Жмурки-носильщики» (кавказская народная игра), «Ловля оленей» (игра народов севера).
По вечерам организуются вечера сказок, на которых дошкольникам читались народные сказки: белорусская сказка «Лёгкий хлеб», болгарская сказка «Сливы за сор», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка» и др.
В свободное время во второй половине дня в группе организуются музыкальные сеансы, в рамках которых дошкольникам представляется возможность прослушать песни разных народов, включая русские народные: «Во саду ли в огороде», «Я с комариком плясала» (русские народные песни), «Петушок» (латышская народная песня), «Бульба», «Лявониха» (белорусские народные песни), «Дивлюсь я на небо», «Ой, при лужку» (украинские народные песни), «Андижанская полька» и др.
Большую роль в формировании толерантных качеств играют тренинговые игры и упражнения: «Волшебники», «Дерево добрых дел», «Синие листья», «Веселая ссора», «Чашка доброты» и пр.
Выстроенная подобным образом система работы способствует формированию толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной и мировой культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...
Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ
Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...
«Формирование толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»
«Формирование толерантных качеств у детей старшегодошкольного возраста в подвижных играх» Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка...
Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур
Данная статья предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Мы с...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, ...