Реализация проекта «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»
проект

Ю.В.Васильева

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Последние два года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_r_n_kulytura.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  проекта

 «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Последние два года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Выбранная мною тема очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.

В нашем Учреждении с 2018 года реализуется один большой проект «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры». Подпроектами, из которых состоит общий проект являются:

  •  Русский народный костюм;
  • История родного края;
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
  • Народное творчество;
  • Знакомство с русскими народными играми.

Мною разработана программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей.

Реализация проекта происходит в различной форме:

- занятия;

- беседы;

- экскурсии к историческим местам и памятникам города;

- фольклорные праздники и развлечения;

- встречи с интересными людьми;

- показ спектаклей и сказок;

- продуктивная деятельность детей;

- выставка творческих работ детей и родителей.

Я разработала и провела ряд экскурсий по историческим местам нашего города, познакомила с названиями улиц и их происхождением. В группе родители, совместно с детьми составляли свои родословные древа. На совместном вечере родителей и детей «Русские посиделки» рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика. Так в группе прошли: посиделки «Золотые руки мастеров», «Осеняя ярмарка», ежегодные Крещенские благотворительные ярмарки, тематический вечер «Березы России», день матери с показом русской народной сказки «Маша и медведь», праздник «А ну-ка девочки» с показом костюмов из подручного материала.

В моей группе сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо, чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группе раннего возраста я знакомлю детей с русской народной игрушкой – матрешкой, дети с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам и русским народным сказкам.

В своей работе широко использую все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Мои воспитанники знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру я, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Куклы изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Нам рассказали, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, я привлекала родителей к их изготовлению. В ноябре 2017 года провела мастер – класс «Изготовление куклы – оберега».

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.

Для приобщения детей к истокам народной культуры в моей группе была создана развивающая предметно - пространственная среда:

 На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: Знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более года, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы. В своей работе делаю акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, культуре малой родины. Знакомлю детей с родным краем с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями, что формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Такая организация образовательной деятельности позволяет осуществлять дифференцированный подход и привлекать детей к проектной деятельности. Именно интересы детей подталкивают нас к созданию новых проектов.

- Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.

- «Золотые руки мастеров. Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации: - «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами» - Городское открытое занятие «Знакомство с блюдами русской кухни». Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным, праздничным традициям на информационных стендах.

Активно размещаю свои публикации на различных образовательных сайтах.

Принимаю участие в интернет – конкурсах.

Все это помогает мне строить педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями и на более высоком профессиональном уровне.

В процессе реализации проекта  были отобраны следующие приоритеты:

  1. Широкое использование фольклора во всех его проявлениях с самого раннего возраста (песенки, потешки, сказки, частушки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные  черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках  кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются человеческие качества. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

 Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

  1. Ознакомление детей с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту, однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, я считаю очень важным знакомить с ним наших воспитанников.

  1. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в  организацию двигательной активности детей.

  1. Создание атмосферы народного быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского быта.

Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры. В рамках реализации проекта  предусмотрено сотрудничество с родителями. Взаимодействие позволит педагогу и родителям объединить свои знания, накопить опыт  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и широко  использовать его на практике.

 

План реализации проекта

«Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»

2019-2020 уч. год

Работа с детьми

Тема

Содержание

Сроки проведения

 «Ходит сон    близ окон»

Знакомство с колыбельными песнями

Ноябрь

 «Чудесный сундучек»

Знакомство    с    сундучком,    в    котором    живут загадки

 «Как   у   нашего кота»

Заучивание   потешки  

 «Водичка, водичка, умой мое личико»

Разучивание потешки 

«Волк  и семеро козлят»

Знакомство со сказкой

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то гореча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой

«Оденем куклу на прогулку»

Дидактическая игра

Развлечение

«Пришла коляда открывай ворота»

Знакомство детей с Рождеством

 Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим –куклу чаем»

Январь

 

 

 

 «Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой

«Хозяйкины помощники»

Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской

Февраль

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки  «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Заюшкина избушка»

Знакомство со  сказкой  «Заюшкина избушка»

«Колобок»

Знакомство со сказкой

 Развлечение

«Масленица дорогая -   наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

Март

 

 

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Этическая  беседа  «Моя любимая мама»

«Весна, весна красная!»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

 «Трень-брень, гусельки»

Знакомство   с   русским   народным   инструмен¬том — гуслями

«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

Апрель

 «Петушок с семьей»

Знакомство   с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»

«Здравствуй солнышко колоколнышко!»

Разучивание  потешки     «Здравствуй солнышко колоколнышко!»

«Курочка  Ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка  Ряба»

Май

 

 

«Сорока - белобока кашу варила»

Знакомство  с  предметом обихода  -  глиняным горшком

 «Чудесный сундучок». 

Дидактическая  игра «Чудесный сундучок». 

 Взаимодействие  с родителями

Тема

Мероприятия

Сроки проведения

«Фольклор в жизни малышей»

Оформление папки-передвижки 

Ноябрь

«Русский народный костюм»

Пошив костюмов для детей

Ноябрь - январь

 «Значение потешек в жизни детей»

Консультация

Декабрь

«Пришла коляда открывай ворота»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Январь

 «Моя любимая сказка»

Оформление выставки семейного творчества

Февраль

 «Масленица дорогая -   наша гостьюшка годовая»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Март

«Колыбельная в подарок»

Консультация

Май

 

 2020-2021 уч.год

Работа с детьми  

Тема

Содержание деятельности

Сроки проведения

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая    игра    «Что    растет    в   саду    и огороде».   Загадывание   загадок  об   овощах   и   о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел»

Сентябрь

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животы коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

«Приглашаем  в гости к  нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари»

«Сошью  Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари»

Октябрь

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки-потешки «Наш козел», дидактическая  игра  «Чудесный мешочек»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра    «Кто спрятался?» Отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек  и  попевок о домашних животных.

«Здравствуй, зимушка-зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Ноябрь

«Зимовьё зверей»

Знакомство      со      сказкой      «Зимовьё зверей». Повторение  песенки  «Как  на  тоненький ледок»

 

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел»

 

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками. Загадывание загадок о животных

Декабрь

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

 

«Сею, сею, посеваю,  с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием  Нового года. Разучивание  колядки  «Щедровочка»

 

 

«Кто же в гости к нам пришел?»

 Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

Январь

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке

 

«Небылица-небывальшина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

 

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода  - прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Февраль

«Волшебные

спицы»

Знакомство   со   спицами    и    вязанием на них. Беседа   о   шерстяных  изделиях   и о том, откуда берется  шерсть  (козья,  овечья)

 

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство   с   предметом   обихода – скалкой.  Знакомство  со  сказкой   «Лисичка со скалочкой».

 

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

 

«Масленица дорогая  — наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Март

«При  солнышке  -тепло, при матушке - добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме

 

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Хаврошечка»

 

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне

 

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна»

Апрель

«Шутку шутить - людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором — дразнилками, скороговорками

 

Русская свистулька

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек

 

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

 

Времена года

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года

Май

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам

 

Игра с  Колобком

Самостоятельное творческое развитие сюжета  сказки «Колобок»

 

 Взаимодействие  с родителями

Тема

Мероприятия

Сроки проведения

«Моя семья»

Оформление фотоальбома

Сентябрь

«Посеешь привычку-пожнешь характер»

Консультация

Октябрь

«Приметы, праздники»

Оформление народного календаря

Ноябрь

«Эти звонкие частушки»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Декабрь

«Весна»

Оформление народного календаря

Январь

«Пасхальное яичко»

Оформление выставки семейного творчества

Апрель

«История праздника Пасхи»

Оформление народного календаря

Апрель

В гостях у русской березки»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Май

 

 

 

 

 

2021-2022 уч.год

Работа с детьми  

Тема

Содержание деятельности

Сроки проведения

«Что летом родится, -  зимой пригодится»

Беседа   о   лете.   Народные   приметы, поговорки,  песенки  о  лете.  Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая   игра   «С   какого дерева детки?» (плоды,    листья).    Разучивание песенке – попевки «Восенушка-осень»

«Вершки да корешки»

Знакомство    со    сказкой    «Мужик и медведь». Дидактическая     игра    «Вершки и корешки. Загадывание детьми загадок.

«Хлеб  -  всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришёл?» Знакомство  со  старинными  орудиями труда – цепом и  серпом.  Пословицы  и поговорки о хлебе.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода - деревянным   корытцем, тяпкой.  Повторение  попевки  «Восенушка-осень»

 

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со  сказкой  «Заяц-хваста». Разучивание  потешки  «Зайчишка-трусишка».

Октябрь

 

 

«У страха  глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться  - ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная     викторина    по сказке «Заяц - хваста»,   «У   страха   глаза   велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

Гончарные мастеровые

Дидактическая  игра «Что как  называется?» Рассказ    о    гончарном    промысле. Знакомство со сказкой  «Лиса и кувшин»

Ноябрь

 

 

 

 

Дикие животные

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Декабрь

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пришла коляда — отворяй  ворота»

Рассказ  о  рождественских  праздниках и  колядовании.  Разучивание колядки

«С  Новым годом со  всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок

«Гуляй, а присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

Январь

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Февраль

Письмо  Нафане

Составление детьми письма Нафане другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме

«Мудреному и счастье  к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

Март

 

 

 

 

«Гуляй, да присматривайся»

Беседы о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение  «Какие  краски и для чего нужны весне»

«Шутку шутить — людей насмешить»

Знакомство с  потешным фольклором. Составление детьми    потешного   рассказа. х

«Небылица в лицах, небывальщина»

Загадывание загадок о  весенних   явления. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Апрель

Красная горка

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание    загадки.    Знакомство со сказкой Н.  Павловой «Под кустом».

Городецкая роспись

Продолжение   рассказа   о   городецкой   росписи. Составление  узоров  из  готовых  форм.  Повторение  пословиц и поговорок о мастерстве

Май

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

 Взаимодействие  с родителями 

Тема

Содержание деятельности

Сроки проведения

«Воспитание сказкой»

Консультация

Сентябрь

«Какие сказки нужны дошкольнику»

Консультация

Октябрь

«Какие сказки нужны детям»

Викторина с участием родителей

Ноябрь

К нам пришло Рождество»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Январь

«Масленица»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Февраль

«Пасха светлый праздник»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Апрель

«Это звонкие частушки»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Март

Консультация

«Каким может быть домашний кукольный спектакль»

Май

 

 

2022-2023 уч.год

Работа с детьми  

Тема

Содержание деятельности

Сроки проведения

«Что летом родится, — зимой пригодится»

Беседа  о  лете.  Повторение  пословиц, поговорок и  песенок о лете

Сентябрь

«Восенушка - осень — сноп последний  косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички  «Восенушка-осень»

«Хлеб  — всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

«К худой голове своего ума не  приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

«Октябрь-грязик - ни  колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове

Октябрь

«Дивный зверь-защитник Томска »

Продолжать знакомить детей с легендами родного города, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, развивать творческое  воображение.

«Путешествие в прошлое.  Прялка»

 Формировать представление о деревенском быте, традициях русского народа, развивать интерес к истории Родины; продолжать знакомить детей с русским устным народным творчеством, обогащать словарный запас; воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям.   

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Ноябрь

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью.

«Чудо - чудное, диво -дивное - Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.)

«Зима -  не лето, —  в  шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Декабрь

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра

«Пришел мороз  — береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Снегурочка - внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи)

Январь

 

 

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

«Зимние узоры»

Знакомство  с творчеством  вологодских кружевниц.               

Февраль

«Гжель  прекрасная»

Знакомство с  гжельским художественным                     промыслом.

«Гжель  прекрасная»

Самостоятельное   рисование  детьми  гжельских узоров

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов»                     Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».                       Повторение пословиц о труде  и  мастерстве.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне.  Знакомство с                  пословицами и  поговорками о  песне. Разучивание                        русской   народной   песни   «Ой, вставала я   ранёшенько».

Март

«На героя  и слава  бежит»

Рассказ о русских богатырях

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа  о     Масленице.  Пение  песен, частушек.                

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая  беседа о маме с включением народных                    пословиц и поговорок.

Русская матрешка

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

Апрель

«Грач  на горе  -весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны.        Пение закличек о весне.

«Шутку шутить  — людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

Красная  горка

Рассказ    о    Пасхе.    Словесные    народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом  коня в русском народном декоративно-прикладном  творчестве (городецкая, палехская, хохломская  роспись). Рассказ о мастерах  Палеха. Прослушивание  народных     песен,     воспевающих     русскую тройку   (аудиозапись).

Май

Поэзия  народного костюма

Рассказ   о   народном   костюме.                        Прослушивание русских народных  песен  (аудиозапись)

 

«Русская изба»

Экскурсия в мини-музей

 

 Взаимодействие  с родителями

Тема

Мероприятия

Сроки проведения

Консультация

« Как сохранить самобытность языка сказки при ее пересказе ребенку»

Сентябрь

«Изготовление театра ложек»

Мастер - класс

Ноябрь

К нам пришло Рождество»

 Участие родителей в развлечениях и праздниках

Январь

«Масленица»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Февраль

«Пасха светлый праздник»

Участие родителей в развлечениях и праздниках

Апрель

«Изготовление русской народной игрушки»

Мастер-класс

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Конспект НОД "«Приобщение к истокам русской народной культуры воспитанников второй младшей группы»"

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .Задачи:-активизировать в речи детей названия п...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...