Рекомендации по трудовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кочарян Ольга Александровна

«Рекомендации по организации воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»

«Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - В. А. Сухомлинский. Труд – нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Как показывает опыт, привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирование у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки к системе в школе. Поэтому трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносить: «Я сам». Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Рекомендации по организации воспитательно - образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»

Выполнила: воспитатель  

Кочарян Ольга Александровна

«Рекомендации по организации воспитательно - образовательной работы по трудовому воспитанию в старшей группе ДОУ»

Цель:        разработка        новых        подходов        к        проблеме        организации        трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  • тактично и умело ввести детей в круг трудового общения;
  • дать возможность осознать необходимость своего труда;
  • ощутить радость от совместной трудовой деятельности с ровесниками и взрослыми;
  • формировать положительные качества личности, развивать познавательные процессы воспитанников;
  • трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов;
  • появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга;
  • воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
  • формировать ответственное отношение к порученному заданию;
  • стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов;
  • развивать культуру трудовой деятельности.

Актуальность:

«Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - В. А. Сухомлинский. Труд – нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни


следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Как показывает опыт, привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирование у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки к системе в школе. Поэтому трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносить: «Я сам».

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки

– умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Примерное содержание воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемые результаты

Одевание        и раздевание

Учить выворачивать вещи на лицо.

Застегивать        и расстегивать пуговицы.

Шнуровать шнурки, пользоваться различными

застежками.

Снимать и надевать одежду,        обувь        в определенной последовательности.

Замечать непорядок в        одежде        и устранять        его        с небольшой помощью взрослого.

Воспитывать опрятность, бережное

отношение        к вещам, взаимопомощь, самостоятельность.

Приучать соблюдать элементарные

правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не        сорить,

помогать товарищам,        не мешать другим).

Воспитывать чувство

Наблюдение. Совет.

Показ.

Помощь друг другу.

Соревнования на        скорость выполнения задания.

Самостоятельное одевание        и раздевание.


Аккуратно

складывать и вешать одежду, убирать на место обувь.

Наводить порядок в своем шкафу.

Вытирать ноги при входе в помещение.

гуманности        и положительные взаимоотношения.

Самообслуживание в процессе умывания

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Умывание.

Завертывать рукава.

Пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать).

Мыть лицо.

Насухо вытираться своим снятым с крючка        и

развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место.

Пользоваться расческой.

Чистить зубы.

Своевременно пользоваться носовым платком.

Спокойно вести себя, проявлять вежливость.

Бережно относиться                к предметам гигиены (полотенце, зубная паста,        щетка,

носовой        платок, расческа и т.д.).

Проявлять аккуратность        (не мочить одежду, не разбрызгивать воду и т.д.).

Наглядный метод, показ и

объяснение.

Проявление аккуратности в самообслужива нии.

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом в помещении

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Расставлять игрушки.

Расставлять

Знать        где        и        как хранить игрушки.

Знать        где        лежат

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное

Наблюдения. Показ.

Соблюдение порядка после игр.


книжки.

Расставлять        на столах

раздаточный материал        и необходимые принадлежности перед занятиями.

Раскладывать        в музыкальном зале по просьбе музыкального руководителя султанчики,

флажки,        прочие пособия                        на определенное место                для удобства пользования (или в коробки после окончания

занятия).

Убирать мусор в корзину.

Расставлять стулья        (в

музыкальном зале, в групповой комнате).

Раскладывать        в коробки отточенные карандаши.

Протирать клеенки        после занятий.

Убирать                со столов        рабочие принадлежности после занятий.

Убирать обрезки бумаги со столов и пола.

книги.

Учить соблюдать порядок и чистоту в помещении.

Выполнять до конца порученное дело.

Учить трудиться совместно.

Учить аккуратно и компактно

складывать детали строителя в коробку.

Учить трудиться рядом.

Учить тщательно протирать предметы.

Закреплять                знания детей        об        одежде, последовательности снимания                                и одевания, упражнять в        расстегивании        и застегивании пуговиц                и                других застежек.

Учить действовать в соответствии        с заданием.

отношение        к

игрушкам        и предметам,

желание трудиться.

Развивать                волю, желание        помогать взрослым, проявлять активность, старание.

Развивать желание закончить порученное дело.

Учить        детей общаться                в процессе

деятельности.

Воспитывать стремление        к чистоте и порядку в окружающей обстановке, приучать

соблюдать порядок.

Развивать общительность.

Воспитывать стремление

оказывать помощь, проявлять

гуманные чувства к товарищам.

Учить контактировать

друг        с        другом, развивать стремление                к общению.

Объяснение.


Убирать строительный материал.

Протирать игрушки,                столы, полки        влажной тряпочкой.

Переодевать кукол.

Отбирать определенные игрушки,

предметы        для игр,        труда                по просьбе воспитателя.

Помогать сверстникам

убирать игрушки, строительный материал.

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом на участке.

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Мыть игрушки.

Собирать игрушки перед уходом        с прогулки.

Поливать песок из леек.

Подметать        на веранде.

Собирать мусор        на участке.

Сгребать листву, сносить        ее        в ведрах в кучу,

Учить        мыть игрушки                в

мыльной                воде губкой, ополаскивать        в чистой        воде, вытирать тряпочкой.

Выполнять задания воспитателя, помощника воспитателя.

Пользоваться лейкой, работать аккуратно,        не мочить обувь.

Воспитывать бережное

отношение        к игрушкам.

Воспитывать интерес        к

повседневному труду,        желание трудиться.

Воспитывать

желание трудиться самостоятельно, активно.

Учить доводить начатое дело до конца.

Объяснение.

Индивидуальный труд.

Длительные        и систематические поручения.

Радость        от

труда        и

осознание своих

достижений.


отвозить на тележках.

Сметать  снег со скамеек, построек.

Собирать снег в        кучу,

нагружать

ящики, свозить к        месту

построек.

Расчищать

дорожки        от снега

(небольшой отрезок).

Учить пользоваться веником, выметать сор из углов,        мести        в сторону выхода.

Формировать навыки        работы метлой.

Формировать навыки        работы граблями, совками.

Учить        работать лопатами.

Воспитывать стремление добиваться

результатов                в труде, имеющих значение        для окружающих.

Поручения, связанные с трудом в природе.

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Под руководством воспитателя:

Полив растений.

Протирание крупных листьев.

Посадка        лука (декабрь), крупных семян овощей                и декоративных растений

(март). Кормить рыбку. Кормить птицу.

Дать детям понятия о        том,                        что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно                ухаживать (поливать, протирать                        листья). Учить                выполнять данные                действия. Знать                                названия растений.

Дать        детям представление                о

том,        что                                из посаженных луковиц                        (семян) развивается зеленый побег.                                        Учить правилам                посадки (делать                                лунку, правильно                сажать, поливать).

Знать        название

рыбки.        Дать

Воспитывать

желание        ухаживать за растениями

Развивать        у        детей любознательность, познавательный интерес,                желание помогать взрослым.

Воспитывать

желание        заботиться о живой природе.

Объяснение. Беседа.

Дежурство в уголке природы.

Поощрение за старание.

Умение заниматься совместным трудом        со взрослым.


представление об уходе за рыбкой, научить кормить ее.

Дать представление об уходе за птицей.

Учить насыпать зерно в кормушку.

Знать        название птицы.

Поручения, связанные с трудом в природе (на участке).

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Под руководством воспитателя:

Сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов.

Поливать клумбы, грядки.

Собирать срезанную траву.

Собирать урожай        лука, редиса, фасоли.

Собирать        с

клумбы        или грядки высохшие растения,

складывать        в тележку, отвозить        в определенное место.

Утеплять корни

Учить правилам посадки.

Закреплять представления об        уходе        за растениями.

Учить пользоваться лейкой.        Знать, что воду надо лить                под листья.

Дать понятие о необходимости зеленого корма для животных, птиц, учить кормить их.

Убирать урожай, осторожно выдергивать растения,

бережно класть в корзину.

Учить пользоваться тележкой.

Развивать интерес к природе.

Воспитывать стремление

заботиться        о растениях, развивать

наблюдательность.

Воспитывать желание трудиться.

Развивать дружеские

взаимоотношения, воспитывать        силу воли.

Вызвать у детей радость в связи со сбором урожая, желание трудиться в коллективе.

Проявлять        в работе аккуратность, развивать желание работать сообща.

Воспитывать бережное

Наглядный. Показ.

Беседа.

Коллективная работа.

Обсуждение результатов.

Стремление

соблюдать        круг обязанностей.

Знание

последовательности трудовых действий.

Умение правильно пользоваться инвентарем.


деревьев.

Подкармливать птиц.

Собирать природный материал.

Учить пользоваться граблями, насыпать

листву        в

тележку,                в ведра, засыпать листвой корни деревьев, чтобы        не замерзли зимой.

Готовить корм.

Отбирать материал, раскладывать в коробки        по видам.

отношение        к природе, стремление        к труду.

Проявлять        заботу о птицах.

Совместный труд детей и взрослых.

Содержание деятельности

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Помогать накрывать на стол.

Помогать        убирать посуду после еды.

Помогать развешивать полотенца        в

умывальной комнате.

Относить и приносить какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместной трудовой деятельности.

Помогать в стирке кукольного        белья, мытье игрушек.

Оказывать помощь в процессе        ремонта атрибутов для игр, коробок, книг, при изготовлении пособий.

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Воспитывать уважение к труду взрослых, желание трудиться вместе с ними.

Проявлять        бережное отношение к пособиям, желание их починить. Воспитывать уважение к труду воспитателя.

Развивать стремление к чистоте, желание помогать.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать        чувство удовлетворения                от совместного труда.

Проявлять заботу о живых существах, стремление ухаживать за ними.

Объяснение. Показ.

Дежурство        по столовой.

Распределение обязанностей.

Проявление интереса        к наблюдаемому труду взрослых.

Желание принять в нем участие.


Помогать        в        уборке участка.

Помогать распаковывать                        и расставлять                новые игрушки        в        игровом уголке.

Помогать        мыть

камушки,        ракушки,

кормушки        из аквариума.

Помогать        мыть комнатные растения.

Помогать        поливать цветник, огород.

Оказывать помощь в подготовке корма на зиму для птиц и животных.

Помогать посыпать дорожки песком.

Проявлять        в        труде любознательность, инициативность.

Воспитывать самостоятельность,

желание        трудиться        для общей пользы.

Ознакомление детей с трудом взрослых.

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

Методы Формы

Ожидаемый результат

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Наблюдение за трудом повара.

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском

кабинете.

Наблюдение        за трудом шофера.

Наблюдение        за трудом прачки.

Наблюдение        за

Развивать интерес        к трудовой

деятельности взрослых.

Дать

представления о        труде

взрослых конкретных профессий,        об общественной значимости        их труда.

Закреплять представления

Воспитывать

уважение        к        труду взрослых,                        к

результатам        их труда.

Развивать

наблюдательность.

Развивать у детей желание        отражать полученные впечатления        и

представления        о трудовой

деятельности взрослых        в сюжетно-ролевых

Наблюдения. Поручения.

Имеют

представление о        сложности труда        и        с уважением относятся        к труду взрослых.


трудом дворника.

Наблюдение за трудом взрослых на огороде,        в

цветнике,        по благоустройству помещения                и участка.

Наблюдение        за трудом продавца.

Рассматривание иллюстраций        с изображением

работающих людей.

Сюжетно-ролевые игры:        «Семья»,

«Магазин»,

«Парикмахерская»,

«Автобус»,

«Больница».

o        трудовых действиях, совершаемых взрослыми,                о результатах        их труда,                        о

названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых

для работы.

играх.

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию положительного отношения к труду.

Просветительская

Консультативная

Информационная

Родительский лекторий

Консультации по трудовому воспитанию, по вопросам, возникающим у родителей

Устная и письменная информация

Конкурсы,        викторины, экскурсии

Консультации (индивидуальные, подгрупповые)

Положение        о конкурсах

Родительские собрания

Выступления, консультации

Папки-раскладушки

Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом трудового воспитания

Советы родителям

Подбор вопросов для анкетирования

Фотовыставка «Моя семья»

Подбор фотографий

Организация выставки

Совместное        творчество родителей и детей, как стимул единения семьи

Привлечение        родителей        к совместному творчеству

Оформление выставки в групповой комнате

Таким образом, овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат


основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Цель трудового воспитания :-формирование положительного отношения ребенка к труду Задачи:- развитие трудовой деятельности;- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других люд...

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».К.Д. Ушинский....

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста

Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребенок удовлетворя...

Перспективный план работы по трудовому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группе на годМесяцНеделяСодержание трудаЦельОборудованиеСентябрь1 неделя       Игра «Мы пришли ...

Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»

В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций.  Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепи...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...