Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций.  Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать родителей и детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ТРУДОВЫХ АКЦИЙ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие

Воркута

2018

Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»

[Текст] / сост. О.Б.Долгих. – Воркута: ГПОУ ВПК, 2018. – 22с.

Научный руководитель: Чудинова Н.Ю.

В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций.  Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать родителей и детей. Практической ценностью обладают материалы сборника, которые включают в себя: планирование трудовых акций на учебный год для детей старшего дошкольного возраста, описание целей и задач работы с детьми, методов и приёмов, а так же конспекты 3 трудовых акций и картотеки дидактических игр, пословиц и поговорок, загадок о труде.

Сборник  будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам  педагогических колледжей, обучающимся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в ходе прохождения практики в группах старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Методические рекомендации по организации трудовых акций

для детей старшего дошкольного возраста……………………………6

Планирование трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста на учебный год ……………………………………………………17

Список использованных источников…………………………………..21

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в образовательной программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит от: конкретных воспитательных задач, которые ставит педагог, организовывающий трудовую деятельность и от содержания труда, возрастных и психофизиологических возможностей детей,  уровня трудового опыта детей.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на изменение его качества, а оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничества между педагогами ДОУ и родителей.

В сотрудничестве и взаимодействии ДОУ и родителей выделяют следующие нетрадиционные формы: семейные клубы, круглые столы, семинары-тренинги, мастер-классы, трудовые акции и другие. Разнообразие нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволяют воспитателям улучшить отношение с семьями, повысить их педагогическую культуру, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Трудовая акция – это одна из форм взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Тематические трудовые  акции направлены на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и трудовоговоспитания ребёнка.

Их основными целями являются:

- формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка;

- разработка технологий реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения трудовых акций создается благоприятная среда для повышения общего развития детей, расширения их интересов, проявления простейших форм сотрудничества, формирования таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В ходе реализации трудовых акций решаются следующие задачи семейного воспитания:

- Физическое развитие;

- Трудовое воспитание;

- Патриотическое воспитание;

- Формирование экологической культуры;

- Формирование основ безопасности и другие.

При проведении трудовых акций педагог через направленную организационную деятельность решает педагогические задачи:

- развитие у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых;

- воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия;

- углубление знаний;

- воспитание качеств личности.

Таким образом, труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительные отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе специально организованных – трудовых акций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ АКЦИЙ ДЛЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа в современных условиях требует от педагогов  поиска более эффективных форм работы совместной трудовой деятельности детей и родителей. Комплексный подход, создание благоприятных условий, система взаимодействия родителей и педагогов благоприятно влияет на воспитание трудолюбия у детей.

Проведение разнообразных трудовых акций  позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизирует родителей и детей. Важным моментом проведения таких акций является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям и детям, повышает инициативность неактивных родителей. Это интересная форма трудовой деятельности развивает творческие способности у всей семьи, формирует культуру межличностных отношений.

Организуя трудовую деятельность детей посредством трудовых акций  мы обеспечиваем всестороннее развитие личности, формируем жизненно необходимые умения и навыки.

К особенностям планирования трудовых акций  относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.

Цель и задачи таких трудовых акций  определяются педагогом  исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.

Трудовые  акции  следует проводить регулярно, но не чаще двух – трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того, чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.

При выполнении трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что трудовая акция  – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, в уборке группового помещения, в стирке кукольного белья, в ремонте книг в книжном уголке, в уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка и т. д.).во время таких трудовых акций  воспитанники учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда – это результат совместной работы всех.

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

Труд  дошкольников создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.

Детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

При планировании трудовых акций  педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

- работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;

- материалы, инструменты для детского труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

- категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.

Трудовые  акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.

Такие мероприятия организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер. Трудовые акции  сочетают в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. От воспитателя такая форма работы  требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещения детей при совместных трудовых действиях. Если работа планируется в цветнике или на огороде, то лучше ее выполнять с подгруппой детей.

Трудовая  акция, как правило, носит плановый характер, но бывают случаи, когда такой «десант» нужно срочно «вызывать на помощь». Например, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки, тогда можно попросить старших детей помочь. Иногда снег необходим для проведения спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то работа будет выполнена быстрее, чем с ней справится снегоуборочная машина.

В таких трудовых акциях  четко прослеживается экологическая направленность. Например, дошкольники под руководством воспитателя могут закопать на участке детского сада органический и неорганический мусор (огрызок яблока, фантик от конфеты, полиэтиленовый пакет и др.), отметить эти места табличками с условными обозначениями, а весной раскопать и сделать определенные выводы.

Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. Детям нужно разъяснять важность труда в природе, например, когда мы насыпаем корм птицам, то помогаем им пережить холода. По окончании трудовой акции необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результаты труда эстетически радуют глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.

Трудовые акции могут быть как общесадовыми, так и групповыми. Их тематику педагог выбирает заранее. В дальнейшем идёт творчески поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической трудовой акции – это возможность стать основным разработчиком и исполнителем ряда действий для достижения цели.

Таким образом, трудовые акции  становятся средством воспитания тогда, когда они  носят систематический характер и в них участвуют все дети. Каждый ребенок может принимать участие в коллективном труде, в процессе которого воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд - это не игра, не развлечение, а серьезное занятие.

Особый интерес у родителей и детей вызывает совместные мероприятия – трудовые акции («Чистый дворик», «Посади дерево», «Красивый участок» и др.).

Совместный труд сближает детей и родителей, укрепляет взаимоотношения взрослых и детей, способствует воспитания у детей трудолюбия.

Успех любой трудовой акции  с родителями и детьми зависит от четкой организации, включающей подготовку, проведение итогов.

А для того, чтобы заинтересовать родителей к той или иной совместной трудовой  деятельности с детьми необходимо использовать нетрадиционные формы: подготовка флаеров, объявлений для родителей в стихотворной форме, размещение объявления на информационном стенде в каждой группе,    подведение итогов: проведение смотра-конкурса, вручение призов и благодарностей самым активным родителям. Например, по итогам трудовой акции сделать отметку  в книге «Наша летопись». Хорошо, чтобы подобные трудовые акции с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Для этого можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, оформить фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

Таким образом, использование трудовых акций в совместной трудовой деятельности - это эффективный, результативный, инновационный метод в работе с дошкольниками, который  способствует воспитанию трудолюбия у детей, и радость трудится вместе с детьми у родителей, а также способствует активному включению их в педагогический процесс.

Примерные темы организации трудовых акций.

- «Трудовой десант - поможем природе проснуться».  

Программное содержание: формирование умения старших дошкольников в процессе коллективного труда уточнять представления о разновидностях цветов.Формирование умение правильно сажать луковицы гладиолусов, тюльпанов.

- «3еленый десант на комнатные растения» (убираем больные листья, подкормка комнатных растений).

Программное содержание: формирование умения  детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

- «Зелёный патруль».

Программное содержание: формирование умения детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закрепление знаний детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитание экологической культуры, желания добиться результата, участвовать в общем деле. Привлечение родителей к совместному труду.

- Акция «Семечко и зёрнышко на запас» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, оформление коробки для сбора семян).

Программное содержание: формирование умения детей  действовать последовательно  при сборе  семян;  соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Развитие трудовых умений и навыков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в ходе совместной работы, желания применять полученные знания на практике.

- Акция«Посади зернышко – получишь урожай».

Программное содержание:  развитие трудовых умений и навыков, аккуратности  при работе с землёй, водой и растениями. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.

- Акция «Каждой птахе по крохе» (подкормка птиц, изготовление кормушек).

Программное содержание: изготовление кормушек для птиц. Вовлечение родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц.

-  Акция «Наш чистый цветущий участок» (организация субботника – уборка своего участка, выращивание рассады для цветника).

Программное содержание: формирование  представлений о значимости труда для себя и окружающих, формирование умения  создавать радостное настроение от результатов выполненной работы. Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство ответственности, старательного отношения к выполнению работы на закрепленном участке.

-  Акция «Сохранив дерево – сохраним жизнь» (посадка саженцев, установка экологических знаков, укрытие снегом деревья).

Программное содержание: расширение представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять. Развитие аккуратности при работе с растениями (саженцами), уверенности в своих действиях, трудовых умений и навыков. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.

-  Акция «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (распространение листовок, подвязывание красной ленточкой ели).

Программное содержание:  привлечение  внимания  детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повышение уровня экологического сознания через активизацию трудовой деятельности.

-  Акция «Гололёд, гололёд, гололедица» (помощь в посыпание песком дорожек).

Программное содержание:  развитие активности, самостоятельности, умения планировать, работать в коллективе.Воспитание интереса к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым.

-  Акция «В городе снегопад» (снежные постройки, поможем малышам очистить дорожки, подготовим спортивную площадку для соревнования).

Программное содержание: организация  совместной трудовой деятельности взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки,  воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Воспитание бережного отношения к результатам труда.

- Акция «Превратим участок в сказку» (зарисовки схем построек, сооружение, украшение их).

Программное содержание: создание своего образа участка на территории ДОУчерез благоустройство территории, сооружения построек, и украшение участка из  бросового материала.

- Акция «Поможем малышам навести порядок в группе».

Цель: развитие трудовых умений и навыков. Воспитание эстетического вкуса, желания трудиться для блага других.

- Акция «Книжная мастерская» (ремонт книг в книжном уголке).

Программное содержание:  формирование умения  детей выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитание бережного отношения к книгам, стремления трудиться, поддерживать порядок, умения работать коллективно.

- Акция «Самая чистая группа».

Программное содержание: формирование у детей осознанного стремления к порядку, привычки убирать игрушки после игры. Совершенствование умения составлять план работы,  отбирать необходимые  материалы для предстоящей деятельности. Совместное  с воспитателем планирование работы.  Организация  совместного труда. Формирование ответственности за выполнение поручений.

- Акция «Мастерская «Добрых дел» (где родители, на глазах у детей ремонтируют, мастерят, строят).

Программное содержание: развитие у детей интереса к труду взрослых.Способствование  воспитанию трудолюбия у детей, и радости трудится вместе с детьми у родителей.

- Акция «Постирай одежду для кукол».

Программное содержание: формирование умения детей готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развитие  трудовых умений и навыков, умения соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитание желания трудиться для блага других.

- Акция «Наведем порядок в шкафу раздевальной комнаты».

Программное содержание: закрепление навыка детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

- Акция «Мы, Вас помним, ветераны!»

Программное содержание: оказание помощи ветеранам в уборке дворовой территории. Воспитание и формирование  у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Воспитание желания трудиться для блага других.

- Акция «День Победы»

Программное содержание: изготовление открыток и поделок  своими руками ветеранам,  воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам. Развивать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту. Способствовать развитию творческих способностей детей.

- Акция « Пасхальный сувенир» (мастер – класс: родители вместе с детьми  создают пасхальный сувенир с оформлением выставки в групповой комнате)

Программное содержание: оказание практической помощи в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома,воспитание уважения к народным традициям. Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца.

и многие другие.

Все трудовые акции можно разделить на блоки:

 - «Труд в природе»;

- «Ручной и художественный труд»;

- «Самообслуживание»;

- «Хозяйственно - бытовой труд».

Приучая детей к труду необходимо использовать в работе такие методы и приемы, как «художественное слово», дидактические игры (Приложение 1), народные пословицы и поговорки (Приложение 2), народные приметы, сказки, загадки (Приложение 3), песни, заклички.

Данные методы и приемы помогут воспитателю организовать трудовые акции и руководить трудовой деятельностью детей таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию посредством трудовых акций к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

• повысится интерес дошкольников к труду;

• сформируются навыки совместной деятельности;

• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

• расширятся представления детей об окружающем;

• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

• ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

• возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

• сформируется чувство общественного долга;

• труд станет для детей потребностью.

Планирование трудовых акций

для детей старшего дошкольного возраста на учебный год

Месяц

Тема

трудовой акции

Цель

Оборудование

Методы  и приемы

Сентябрь

«Наш чистый цветущий участок»

Формирование   представлений о значимости труда для себя и окружающих, формирование умения  создавать радостное настроение от результатов выполненной работы. Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство ответственности, старательного отношения к выполнению работы на закрепленном участке.

Перчатки, ведра, грабли, лопаты и метлы, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные: наблюдение,

 демонстрация (рассматривание) наглядных пособий (иллюстрации, фотографии труда взрослых и детей), показ способа действий (работа на участке), показ образца (клумба, чистый участок).

Практические: упражнение.

Игровые:  дидактическая игра, сюрпризный момент, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка.

«Семечко и зёрнышко на запас»

Формирование  умения детей  действовать последовательно  при сборе  семян;  соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Развитие трудовых умений и навыков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в ходе совместной работы, желания применять полученные знания на практике.

Баночки, коробки, фломастер, бумага, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные:  наблюдение,

 демонстрация фотографий, рассматривание иллюстраций, гербария, показ способа действий.

Практические: моделирование (алгоритм действий по сбору семян), моделирование процесса роста растений.

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, чтение худ.литературы, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка.

Октябрь

«Сохранив дерево – сохраним жизнь»

Расширение  представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять. Развитие аккуратности при работе с растениями(саженцами), уверенности в своих действиях, трудовых умений и навыков. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней.

Лопаты, грабли, ленточки, перчатки, папка- передвижка для родителей, буклеты, эмблема.

Наглядные:  наблюдение,

 демонстрация (рассматривание) наглядных пособий, показ способа действий,  показ образца.

Практические: упражнение, моделирование.

Игровые: дидактическая игра, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок, соревнование.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, чтение худ.литературы, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Поможем малышам навести порядок в группе».

Развитие  трудовых умений и навыков. Воспитание эстетического вкуса, желания трудиться для блага других.

Тазы, мыло, фартуки, косынки, тряпочки, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Ноябрь

«Каждой птахе по крохе»

Изготовление  кормушек для птиц. Вовлечение родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц.

Материал для изготовления кормушек, шнур, корм для птиц, объявление, буклеты, эмблема.

Наглядные:  рассматривание кормушек, иллюстраций птиц, показ способа действий (изготовление кормушек).

Практические: упражнение, моделирование (алгоритм действий при изготовлении кормушки).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание, отгадывание и составление  загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы, чтение художественной литературы, пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«3еленый десант на комнатные растения»

Формирование  умения  детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Фартуки, косынки, лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления, тряпочки, тазики объявление, листовки, эмблема..

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Декабрь

«Превратим участок в сказку»

Создание  своего образа участка на территории ДОУ через благоустройство территории, сооружения построек, и украшение участка из  бросового материала.

Украшения для участка из бросового материала, лопаты, лейки, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные:  рассматривание, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самооценка, рефлексия.

Январь

«Книжная мастерская»

(Приложение 4)

Закрепление и совершенствование умений, приобретённых ранее в трудовой деятельности (выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитание бережного отношения к книгам, стремления трудиться, поддерживать порядок, умения работать коллективно.

Книги для ремонта, клеенка, клей, ножницы, бумага, салфетки, эмблема, галстуки или повязки.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Январь

«Наведем порядок в шкафу раздевальной комнаты».

Закрепление  навыка детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Фартуки, косынки, тряпочки, тазики, эмблема, галстуки или повязки.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Февраль

«В городе снегопад»

Организация   совместной трудовой деятельности взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки,  воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы. Воспитание бережного отношения к результатам труда.

Лопаты, метлы, санки, объявление, листовки, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, проблемная ситуация, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка, самоанализ деятельности.

«Самая чистая группа».

Формирование  у детей осознанного стремления к порядку, привычки убирать игрушки после игры. Совершенствование умения составлять план работы,  отбирать необходимые  материалы для предстоящей деятельности. Совместное  с воспитателем планирование работы.  Организация  совместного труда. Формирование ответственности за выполнение поручений.

Фартуки, косынки, тряпочки, тазики, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Март

«Гололёд, гололёд, гололедица»

Развитие  активности, самостоятельности, умения планировать, работать в коллективе. Воспитание интереса к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым.

Лопатки, песок, ведра, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Мастерская «Добрых дел»

Развитие  у детей интереса к труду взрослых. Способствование  воспитанию трудолюбия у детей, и радости трудится вместе с детьми у родителей.

Флаеры, объявление, галстуки или повязки.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Апрель

«Пасхальный сувенир»

Оказание  практической помощи в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома, воспитание уважения к народным традициям. Формирование умения и желания доводить начатое дело до конца.

Белый  и цветной картон, самоклеящаяся пленка, простой карандаш, ножницы, шаблон с изображением яйца, подносы, образцы сувениров, «дерево» из веток, мультимедиа оборудование, объявление, флаеры, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Постирай одежду для кукол».

Приложение 5

Формирование  трудовых умений и навыков детей, необходимых при стирке кукольного белья.

Воспитание желания трудиться для блага других.

Клеенчатые фартуки, мыло, тазы, веревка для сушки белья, галстуки или повязки, эмблема.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

Май

«День Победы»

Приложение 6

Изготовление открыток для ветеранов приемом аппликации в технике торцевания,  воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам. Развивать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту. Способствовать развитию творческих способностей детей.  

Шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

«Мы, Вас помним, ветераны!»

Оказание  помощи ветеранам в уборке дворовой территории. Воспитание и формирование  у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Воспитание желания трудиться для блага других.

Лопатки, метелки, грабли, перчатки,ведра, галстуки или повязки, эмблема, листовки.

Наглядные:  рассматривание схем – алгоритмов действий, показ способа действий.

Практические: упражнение, моделирование (алгоритмы действий).

Игровые: дидактическая игра, сюрпризный  момент, загадывание и отгадывание   загадок.

Словесные:  рассказ педагога, беседа, вопросы,

пояснение, указание, объяснение, педагогическая  оценка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. – С. 34

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

3. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

4. Безруких, М. Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников/ М.Н. Безруких. - М.: «Ювента», 2001. – с.67

5. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского :Дис. ... канд. пед. Наук/ Ю. А. Бороздин. - Курск, 2001 - 134 c.

6.  Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2- 7 лет/ Н. Ф. Губанова - М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.

7.  Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

8. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии/ С.Д. Махлышева. – М.: «Окей-книга», 2009. – 128 с.

9.  Ожегов, С.И. Толковый словарь/ С.И. Ожегов. – М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК». – 1989.

10.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]// Электронная версия газеты «Российская газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html.

11. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

Приложение 1

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Угадай профессию»

Цель: расширение  у детей представления о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Например:

• Сад – садовод

• Цветы – цветовод

• Пчела – пчеловод

• Гаечный ключ – слесарь

• Ведро и швабра – уборщица

• Билет – кондуктор

• Касса – кассир

• Рубанок – столяр

• Краска и кисть – маляр

• Мастерок – штукатур

• Кульман – инженер

• Компьютер – программист

• Шприц – медсестра

• Огнетушитель – пожарный

«Кто где работает?»

Цель: уточнение  представлений детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточки с изображением людей разных профессий и просит детей назвать, кто, где работает.

Например:

  • Воспитатель – в детском саду;
  • Учитель – в школе;
  • Врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
  • Повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширение представлений детей о том, какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Воспитатель начинает перечислять действия, а дети должны назвать, кто это делает.

Ход игры:

  • Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
  • Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
  • Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: формирование умения детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

Ход игры:

  • Учитель…. …объясняет, пишет мелом на доске.
  • Строитель…….строит дом, кладет кирпичи.
  • Дворник …. …подметает, посыпает песком, чистит снег.
  • Медсестра…… лечит, ставит укол    и т.д.

«Продолжи предложение»

Цель: закрепление умения детей заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Ход игры:

  • Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду)
  • Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты).
  • Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия).
  • Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закрепление представлений детей о работе сотрудников детского сада.

Ход игры:

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширение у детей представлений о трудовых действиях. Развитие внимания.

Ход игры:

Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:

«Что ты делаешь – мы знаем, поглядим и угадаем».

Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.

Например:

• Чистит пылесосом пол.

• Забивает гвоздь.

• Пилит.

• Едет на машине.

• Стирает.

• Несет ведро с водой.

• Протирает зеркало.

• Трет на терке.

«Назови профессию»

Цель: формирование умения детей  правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Например:

• Трактор – тракторист.

• Машина «Такси» – шофер (таксист).

• Экскаватор – экскаваторщик.

• Комбайн – комбайнер.

• Подъемный кран – крановщик.

• Поезд – машинист.

• Корабль – капитан.

• Самолет – летчик (пилот).

• Космический корабль – космонавт

• Пожарная машина – пожарный.

• Бульдозер – бульдозерист.

Приложение 2

Картотека «Пословицы, поговорки о труде»

для детей старшего дошкольного возраста

• Человек рожден для труда.

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

• Что потрудился, то и поел.

• Воля и труд  дивные всходы дают.

• Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Наше счастье в общем труде.

• Кто трудиться, тот и пользуется.

• Без труда нет добра.

• Без труда меду не едят.

• Трудовая денежка — мозольная.

• Труд кормит и одевает.

• Не замочив рук, не умоешься.

• Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

• Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.

• Встанешь пораньше — шагнешь подальше.

• Без хорошего труда нет плода.

• Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

• Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

• Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

• Зажиточно жить — надо труд любить.

• Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

• Дитя любит ласку, а станок — смазку.

• Не следи за гудком, а следи за станком.

• Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

• Труда много, а добычи мало.

• Трудовая денежка до веку живет.

• Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.

• В труде победить — мир укрепить.

• В труде рождаются герои.

• Где труд, там и счастье.

• Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.

• От бессонницы трудом лечатся.

• Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

• Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

• Тот ничего не боится, кто честно трудится.

• Труда не терпев, и чести не будет.

• Чести без труда не сыскать.

• Без труда в саду нет плода.

• Без труда и отдых несладок.

• Без труда и палку не выстругаешь.

• Без труда не проживешь.

• Без трудностей труд немыслим.

• Без успеха в учебе нет успеха в труде.

• Без учебы и труда не придет на стол еда.

• Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

• Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.

• Благо жизни — в труде.

• Бог труды любит.

• Старание и труд свое возьмут.

• Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

• Трудовая копейка впрок идет.

• Трудолюбив как муравей.

• Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.

• У нас самый счастливый — человек трудолюбивый.

• Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.

• Трудовая денежка всегда крепка.

• Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет.

• Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная — ребром торчит.

• Трудовая копейка велика.

• Здоров в еде, да хил в труде.

• Без труда жить — только небо коптить.

• Где успехи трудовые, там и горы зерновые.

• Земля труд любит.

• Кто первый в труде, тому слава везде.

Приложение 3

Картотека загадок по трудовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Загадки

О труде

Благодаря им дети узнают как можно больше про помощь окружающим. Ребята должны уметь отказываться от лени с раннего детства. Ведь чем старше ребёнок становится, тем сложнее его приучить к трудолюбию. Прочитайте детям загадки о труде. Пусть они задумаются, чем помогают своим близким и окружающим.

  • Девочка встаёт рано утром на рассвете, сестричке заплетает две косички, помогает одеться. Девочка мамочку свою разбудила и вкусным завтраком её покормила. Теперь пора повеселиться, хватит доченьке...

                                                                                              (трудиться)

  • Пылесос сынок возьмёт, свою комнату он уберёт. Застелет кровать, вытрет пыль, вещи сложит. Игрушки на комод положит. В комнате красиво и очень аккуратно. Сыночек убирает здесь неоднократно. Просто не ленится, а хочет измениться и станет много он...                             (трудиться)

  • Мне убрать совсем не лень, я хожу за мамой, словно тень. Что мне делать? Как же так? Я хочу ей помогать. Но мама меня словно не слышит, разве очень плохо не лениться, а по-взрослому...           (трудиться)

О лени

Кто трудолюбив, тот понимает, что лениться плохо. Однако иногда так не хочется ничего делать - вот бы просто полежать и побездельничать. Чтобы дети не привыкали к безделью, предложите им поиграть в загадки. После этого ребёнок поймёт многое про лень.

  • Я лежу и вставать не собираюсь. Очень кушать я хочу, но на кухню не пойду. За мной ходит, словно тень, моя красивая и любимая матушка...                                                                                                      (лень)
  • Я с мамой пошла в магазин. Купили картошку, сметану и сало. Мама несёт, ей тяжело. Ой, как хорошо, что я не устала. Не помогала маме я целый день. Кто знает почему? Правильно, меня посетила...                  (лень)

 

  • Мама спит, она устала, но я играть не перестала. Разбросала я игрушки, вдруг порвала я подушку, словно мягкую ватрушку. Мама встала убирать, я продолжила играть. Не хочу маме помогать, не люблю стелить кровать, зашивать подушку, складывать игрушки. Видишь, девочка какая? Как ты думаешь, что это с ней? Правильно, просто...                             (лень)

О  профессиях 

Каждый ребёнок должен знать, что любая профессия очень важна. Не важно, кого приведёте в пример. Это может быть дворник, маляр, прораб или директор. У всех людей своё направление в жизни. Загадки помогут детям узнать лучше о разных профессиях и разобраться, для чего они нужны.

  • Очень рано они встают, не ленятся, а на работу идут. Ведь это их забота - развозить людей по работам.                                               (Водитель.) 

  • Он вкусно приготовит любое блюдо, какое это чудо. Борщ, салат, сок и компот. У него на работе очень много хлопот.                            (Повар.)

  • Они пришли на свою работу, с огнём бороться - их забота. Эти смелые работники не боятся ничего. Они над огнём начальники - вмиг потушат его.                                                                                      (Пожарные.) 

  • Эта профессия очень полезна. Кто лечит людей от разных болезней?                                                                                               (Доктор.) 

  • С кирпичами ладит он и по окраске окон - чемпион. Уже построил детский сад и большую школу для ребят. Всю жизнь он строит всё подряд - кирпичи кладет в ряд.                                                       (Строитель.) 

  • За порядком он следит и с поста на всё глядит. Если кто-то к нему подойдёт, быстро поможет и вора найдёт.                         (Полицейский.)

Про орудия труда

Они рассказывают о том, что ещё нужно для работы человеку, кроме профессии. Ведь портниха без иголки не сможет шить, маляр без кисточки – красить, парикмахер без ножниц – стричь. Загадки про орудия труда нужны детям для общего развития.

  • У меня всего одно ухо, бегаю по полотну я тихо. Нитка длинная из меня торчит, она мной руководит.                                 (Иголка для шитья.)
  • Сам худой и небольшой, а голова его тяжёлая. Он выходит на охоту, слышат все его работу.                                                           (Молоток.) 

  • У нашего огородника нос изогнутый и длинный. Помощник он солидный. Голову наклонить захочет - вода сразу потечёт.                  (Лейка.) 

  • У них большие и длинные зубы. Они никогда не ноют и не болят, а на огороде помогают.                                                                           (Грабли.) 

  • Она копает, снег разгребает, не устаёт и горя не знает.   (Лопата.) 

Про сельский труд

В деревнях работы очень много. Там люди просыпаются на рассвете и ложатся поздно вечером. Чтобы лучше узнать про труд людей в селе, поиграйте с детьми в загадки, которые научат их с уважением относиться к работе земледельцев.

  • Большой парикмахер очень необычный. Гладко выстригает колосья пшеничные.                                                                            (Комбайн.) 

  • Не ходит он на водопой, есть не просит, так и знай. Пашет с самого утра - не боится ни ветра, ни дождя. Это сельский администратор, называют его...                                                                                    (Трактор). 

  • Большой и красивый великан ходит-бродит по полям. Как по полю он пройдёт, так урожай и соберёт.                                            (Комбайн.) 

  • Не человек, но волнуется, не море, а колышется.                (Нива.)

  • По полям, по лугам бродит он из края в край. Режет быстро и красиво наш чёрный каравай.                                                                       (Плуг.)

Приложение 4

Конспект  совместной образовательной деятельности

        с детьми старшего дошкольного возраста

«Трудовая акция «Книжная мастерская»

Цель: закрепление и совершенствование умений, приобретённых ранее в трудовой деятельности (выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать умение ремонтировать книги. Закреплять умения сгибать полоску пополам, резать бумагу по сгибу полоски ножницами. Закреплять умения правильно пользоваться клеем и ножницами.

Развивающие: Развивать умение правильно обращаться с книгой. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Развивать трудовые умения и навыки, необходимые для работы в книжной мастерской. Развивать самостоятельность и аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книгам. Воспитывать в детях чувство доброты. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать стремление помогать младшим.

Предварительная работа:

Обучение на занятиях простейшим умениям и навыкам: нарезание бумаги заданного размера, аккуратной работе с клеем и ножницами; в результате поручений овладевали навыками поддержания порядка в книжном уголке; воспитывали общественно-направленные мотивы коллективного труда; во время этических бесед, подчеркивали значимость общественного труда, необходимость трудиться не только для себя, но и для всех; чтение стихотворение С.Я. Маршака «Как печатали нашу книгу», «Книжка про книжки». В совместной деятельности дети придумывают и изготавливают эмблему акции.

Оборудование: книги, которые нужно «полечить»; ножницы, клей,  подкладочные листы, салфетки бумажные,  полоски белой бумаги - на каждого ребенка, чемоданчик для книг, вывеска «Книжная мастерская», запись фонограммы физкультминутки.

Ход деятельности:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические  приемы и указания

Вводная часть

Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы её послушайте и попробуйте отгадать:

За окном гуляет вьюга, чертит на окне узор,

А мы в тепле с любимым другом

Вели весь вечер разговор.

Показывал он мне картинки, ребячий лагерь, лес, костёр.

Взял я чернильную резинку и с друга пятнышки все стёр.

Потом закладкой голубою листы до завтра заложил.

Взял друга бережно рукою и в шкаф на полку положил.

- Ребята, вы догадались, как зовут друга?

Стук в дверь.

Входит воспитатель младшей группы, руках у неё чемоданчик:

- Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнали?

Дети слушают.

Ответы детей:

- Книга.

- Здравствуйте!

- Да! Светлана Ивановна.

Орг.момент.

Худ. слово. Загадка.

Сюрпризный   момент.

Основная часть

- Правильно, я воспитатель младшей группы и зовут меня Светлана Ивановна.

Посмотрите, что я принесла - это книги (достаёт из чемоданчика). 

Дети  младшей группы очень расстроены, у них порвались книги, но они детки маленькие и не могут «полечить» эти книжки. И тогда я подумала, может ребята старшей группы смогут нам помочь?

Поможете, ребята?

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему эти книги «заболели»?

Воспитатель: «Очень много людей трудятся над созданием одной книги. Большой путь проходит книга до того, как попадёт к нам в руки. Поэтому беречь книги - это значит уважать труд этих людей.

Светлана Ивановна: - Я учу своих малышей аккуратно обращаться с книгами, но, к сожалению, это у них ещё плохо получается!

А вы знаете, как нужно обращаться с книгой, чтобы она всегда была в порядке?

Какие вы молодцы! Всё знаете.

Воспитатель: - Дети, а для чего нам нужны книги?

Воспитатель: Правильно. Книга – это наш лучший друг, из неё мы черпаем знания.

Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки мы знаем о книге

(кто называет пословицу, звонит в колокольчик)

Светлана Ивановна: - Ребята, вы, молодцы. Вы так много знаете пословиц и поговорок о книгах.

А вы мне поможете «вылечить» эти книги?

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, что нам понадобится для их ремонта?

- Тогда я попрошу вас подготовить своё рабочее место.  

Воспитатель: - Нам предстоит работа по ремонту книг, нужно набраться сил. Встанем все из-за своих мест и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

«Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель: - Теперь можно открывать нашу книжную мастерскую (вывешиваю на доску вывеску «КНИЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ»)

- Что вы приготовили для ремонта книг?

- Еще нам нужно вспомнить правила безопасной работы с ножницами.

Воспитатель: - Прежде чем приступить к ремонту книг, нужно вспомнить, как мы будем делать новый корешок у книги?

- Кто может рассказать об этом? Приглашаю желающего ребёнка для рассказа.

Остальные дети помогают и дополняют.

- Не забываем главное правило - сделал сам – помоги товарищу!

Воспитатель  работает вместе с детьми, помогает советом, практическим действием по мере необходимости или просьбе ребёнка.

Ответы детей.

- Да, поможем.

-Их не берегли, с ними неправильно обращались.

Дети внимательно слушают.

Ответы детей:

- Да!

 1. Не рисовать, не писать ничего в книгах.

2. Не вырывать листы, не вырезать картинки;

3. Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

4.Смотреть книгу чистыми руками;

5.Не читать книгу во время еды;

6.Рассматривать книгу за чистым столом;

7.Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок.

8.Пользоваться закладкой.

- Чтобы читать, рассматривать картинки, узнавать что-то новое, интересное, полезное, учить буквы и т.д.

Дети вспоминают пословицы и поговорки. Называют их:

1. «Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно».

2. «Книга – лучший подарок»

3. «Одна книга тысячу людей учит»

4. «Кто много читает, тот много знает»

5. «Испокон века книга растит человека»

6. «Книга книгой, да своим умом двигай»

7. «С книгой поведешься - ума наберешься»

8. «Всю жизнь живи, всю жизнь читай, всю жизнь учись».

- Да.

- Ножницы, клей, бумага.

Дети рассматривают книги, которые надо «лечить» и сами берут всё необходимое для работы.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Белая бумага, ножницы, клей.

Ответы детей:

1. Работать с ножницами нужно только на своем рабочем месте.

2. Следи за движением лезвий во время работы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4.Подавай ножницы кольцами вперед.

5. Не оставляй ножницы открытыми, храни их в чехле.

6. Не играй с ножницами.

7. Не подноси ножницы к лицу.

Ответы детей:

Сначала берём полоску бумаги, сгибаем её вдоль волокон, проглаживаем сгиб, затем кладём на стол, разглаживаем, потом разворачиваем и разрезаем пополам по линии сгиба, прикладываем полоску к книге и отрезаем нужной длины. Затем берем клей, смазываем полоску и наклеиваем на корешок у книги.

Трудовая деятельность детей.

Вопросы.

Рассказ.

Вопросы.

Ответы с опорой на опыт детей.

Закрепление правил обращения с книгой.

Пословицы и поговорки.

Организация рабочего места.

Физ.минутка

Закрепление правил безопасной работы с ножницами.

 

Повторение последовательности ремонта книг.  

Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, заканчиваем работу.

Отремонтированные вами книги возьмите, пожалуйста, в руки.

Давайте наведём порядок на своих рабочих местах и отнесём книги в младшую группу.

Светлана Ивановна: - Ребятки, посмотрите к нам пришли дети из старшей группы. Они «вылечили» наши книжки. Давайте поблагодарим их и пообещаем, что будем аккуратно обращаться с книгами, беречь их.

Малыши благодарят детей старшей группы, ребята  отдают им книги.

Светлана Ивановна: «А за ваше старание я вам подарю новые книги, которые в ваших руках будут чистыми, аккуратными и здоровыми. Из этих книг вы узнаете много нового и интересного.

Вернувшись в свою группу, во время анализа проведенной работы предлагаю ребятам принести из дома все книги, требующие ремонта и «вылечить» книги в группе вместе с родителями.

Дети заканчивают работу.

Убирают свои рабочие места, относят книги в младшую группу.

Благодарят за подаренные книги.

Ребята соглашаются.

Подведение итогов.

Похвала.

Сюрпризный момент.

Приложение 5

Конспект  совместной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Трудовая акция «Стирка кукольного белья»

Цель: формирование  трудовых умений и навыков детей, необходимых при стирке кукольного белья.

Задачи:

Образовательные: Формировать трудовые навыки при стирке кукольного белья: стирать бельё в мыльной воде (тереть кулачок о кулачок); полоскать бельё; отжимать, расправлять и развешивать на верёвку. Формировать умение планировать предстоящую деятельность (цель, способы её достижения, организация рабочего места). Активизировать в речи детей слова: мыльная, тёплая, пенная, полоскать, прищепка.

Развивающие: Развивать интерес к хозяйственно-бытовому труду.

Воспитательные: Воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Оборудование: клеёнка, 2 стола, 2 таза, клеёнчатые фартуки для каждого ребёнка, верёвка на стойках, прищепки.

Предварительная работа: рассматривание репродукции «Большая стирка» (демонстрационный материал по развитию речи). В совместной деятельности дети придумывают и изготавливают эмблему акции.

Ход деятельности:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические  приемы и указания

Вводная часть

Доброе утро, ребята!

- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же наши куклы.

У них испачкалась одежда.

Что же делать, как им помочь?

- Правильно, надо переодеть кукол в чистую одежду, а грязную одежду постирать.

Постираю кукле платье,
Выглажу, надену.
Я меняю ей наряд
Каждую неделю.

- Где же у нас сундучок с чистым бельём?

- Здравствуйте!

Ответы детей:

- Надо постирать одежду.

Дети достают из сундучка чистую одежду и переодевают кукол, грязную одежду складывают в тазик для грязного белья.

Приветствие Проблемная игровая ситуация.

Вопросы.

Худ.слово.

Основная часть

- Посмотрите, ребята, какие куклы довольные! У них чистое бельё, а грязное бельё мы сейчас будем стирать.

Предлагаю детям надеть фартуки и подойти к столам, на которых стоят два тазика, один с мыльной водой. Спрашиваю: для чего нужны приготовленные предметы, в чём их необходимость.

Предлагаю  детям посмотреть, как я буду стирать.

- Намочу платье в мыльной воде и буду тереть кулачок о кулачок, вот так (показываю).

Затем отжимаю платье.

- А как вы думаете, для чего я приготовила ещё один тазик?

- Верно, в чистой воде я буду полоскать. Опускаю платье в чистую воду, держу за кончик и двигаю рукой вот так (показываю).

- А теперь, что я должна сделать?

- Посмотрите, как я это сделаю. Положу платье на ладошки, вот так (показываю), сожму в кулачки и буду поворачивать кулачки навстречу друг другу (показываю).

- А теперь, что я должна сделать? – Правильно - повесить сушить.

- А для чего мне нужны прищепки? - Да, закрепить платье на верёвке, чтобы не упало.

- В какой воде мы будем стирать?

- А полоскать?

- Что надо сделать перед стиркой? (Закатать рукава, чтобы не намочить).

Воспитатель делит детей на подгруппы по 2 человека.

Одна подгруппа будет стирать бельё, другая – полоскать, третья – вешать на верёвку.

Даёт детям указание, как удобнее встать у тазиков, чтобы не мешать друг другу.

Следит за работой подгрупп, по мере необходимости напоминает способы и последовательность действий, помогает детям.

Дети одевают фартуки, подходят к столам.

Отвечают на вопросы:

- Клеёнка - не мочить столы;

- Фартуки - не намочить одежду;

- Тазик с мыльной водой - стирать бельё.

Дети внимательно наблюдают за воспитателем.

Ответы детей:

- Чтобы полоскать белье.

- Отжать платье.

-  Высушить платье.

- Чтобы не упало.

- В мыльной.

- В чистой.

- Закатать рукава, чтобы не намочить.

Дети становятся парами: одна пара стирает в мыльной воде кукольное белье, другая – будет полоскать, третья – вешать на верёвку.

Организация рабочего места.

Вопросы.

Ответы с опорой на опыт.

Показ.

Объяснение.

Вопросы.

Закрепление правил.

Указания.

Оказание помощи затрудняющимся детям.

Заключительная часть

Какие вы молодцы, ребята!

- Что мы с вами сделали?

Ай, да хозяюшки, ай, да молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали!

Вся веревка бельём завешана!

И куклы довольны, ведь у них будут чистые наряды на смену.

А теперь давайте наведём порядок на своих рабочих местах и пойдём играть.

Умничка, Вика!

А давайте, ребята, вы все дома на выходных с родителями постираете кукольное белье и сфотографируете всю вашу работу.

А в группе мы сделаем с вами фотоотчет о проделанной работе.  

- Постирали грязную одежду у кукол.

Дети наводят порядок на своих рабочих местах.

Один из детей предлагает постирать дома белье у куклы.

- Давайте.

Подведение итогов.

Похвала.

Приложение 6

Конспект  совместной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Трудовая акция «День Победы. Вечный огонь»

Цель: обучение детей изготовлению  открыток для ветеранов приемом аппликации в технике торцевания.  

Задачи:

Образовательные: Закрепить приемы аппликации в технике торцевания.  Продолжать знакомить детей с историей родной страны. Рассказать детям о Дне Победы, расширить представления о героическом прошлом нашего народа. Способствовать развитию творческих способностей детей.  

Развивающие: Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, воображение. Развивать терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать патриотическое чувство к Родине, уважительное чувство к людям, защищавшим нашу Родину.

Словарная работа: 

Активизация словаря:  защитники, война, ветераны, День Победы.

Обогащение словаря: «памятник», «монумент», «вечный огонь».

Демонстрационный материал: фотографии памятников «Неизвестный солдат», «Вечный огонь», игрушка Незнайка.

Раздаточный материал: шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.

Техника: прием  аппликации в технике торцевания.

Предварительная работа: беседа о Дне победы 9 Мая, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о войне, НОД по рисованию «Салют», с.р.и., дидактические игры  на военную тематику.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические  приемы и указания

Вводная часть

Здравствуйте, ребята!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Незнайку, который был очень расстроен. Незнайка мне рассказал, что скоро праздник День Победы, а он ничего не знает про этот праздник?

Давайте, ребята,  мы ему расскажем.

Мы уже с вами много говорили о праздновании Дня Победы. Когда празднуют это день?

Что было в этот день много лет назад?

Все верно, много лет назад была война.

Давайте еще раз вспомним про это.

Много лет назад так же мирно как мы с вами сейчас жили люди. Они работали, дети играли и учились. Однажды  началась Великая Отечественная Война, которая принесла всем людям очень много горя. Весь народ встал на защиту Родины, победа в войне досталась очень  дорогой  ценой: погибло много людей, но память о них будет вечна.  

- Здравствуйте!

- Давайте.

- 9 мая.

- Война.

Орг. момент.

Приветствие Проблемная ситуация.

Вопросы.

Повторение пройденного материала.

Основная часть

(На мольберте  демострирую иллюстрацию «Вечный огонь»).

Вечный огонь – это памятник павшим в Великой Отечественной Войне воинам.

Он горит и днем и ночью, и в лютый мороз, и в летнюю жару. Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о наших погибших солдатах. К Вечному огню люди приносят цветы.

- Кого мы поздравляем  9 мая?

Что проходит в Москве на главной площади в этот день?

И в этот день возлагают цветы к «Вечному огню», памятнику «Неизвестному солдату».

Послушайте стихотворение «Вечный огонь» 

(Ю. Шмидт).

Вечный огонь. Александровский сад.

Памятник тысячам жизней.

Вечный огонь, это память солдат,

Честно служивших отчизне.

Мы немножко с вами засиделись нужно нам размяться.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо встать.

А  теперь ребята, давайте с помощью аппликации изобразим Вечный огонь! А наши  открытки  подарим ветеранам.

И Незнайка вместе с нами поучится.

Сегодня  мы с вами будем делать аппликацию в технике «торцевание». Давайте вспомним, как это делать.

Посмотрите образец выполненной мной   работы.

Напоминаю детям этапы работы:

1.На шаблон Вечного огня наносится клей.

2.Тупой конец карандаша надо поставить на квадратик гофрированной бумаги.

3.Сомкните квадрат и прижмите к карандашу – получится цветная трубочка – торцовочка.

4.Трубочку втыкаем в подготовленную основу, после этого вынимаем карандаш.

5.Каждую следующую торцовочку ставим рядом с предыдущей..

Стараемся, чтобы торцовочки плотно прилегали друг к другу, чтобы не оставалось пустых мест.

Слежу  за выполнением, оказываю детям индивидуальную помощь.

Дети рассматривают иллюстрацию вечного огня.

- Ветеранов.

- Парад Победы.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Давайте!

Дети наблюдают за воспитателем.

Дети приступают к заданию.

Показ.

Худ.слово.

Стихотворение «Вечный огонь»

Ю. Шмидт.

Физ.минутка.

Рассматривание образца.

Показ.

Закрепление техники торцевания.

Выполнение работы в технике торцевания.

Оказание инд. помощи детям

Заключительная часть

В конце занятия благодарю детей за выполненные работы.

- Молодцы, ребята!

У вас получились отличные работы.

Незнайка, а тебе понравились работы ребят?

Незнайка: - Да, ребята, очень старались, молодцы!

Вы не забыли, для кого мы сделали открытки?

– Что мы с вами изобразили на открытках?

– Что вам понравилось больше всего?

- Что показалось вам самым сложным?

В завершении занятия - работы детей оцениваются, и совместно с детьми оформляется выставка работ.

- Для наших ветеранов.

- Вечный огонь.

Ребята помогают выставить свои работы на  выставке.

Рефлексия.

Анализ детских работ, похвала детей.

Выставка работ.

В  день  Победы  - 9 мая совместно с родителями и детьми идем на парад  и  у памятника «Клятва» на Комсомольской площади дарим открытки Вечный огонь» ветеранам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"

Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....

Трудовая акция для детей старшего дошкольного возраста "Самая чистая группа"

Трудовая акция «Самая чистая группа» (далее – Акция) проводится в МБДОУ с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного стремления поддерживать порядок в групп...

Сборник методических материалов «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?Согласно последним исследованиям в области образовательногоконсалтинга современный конкурентно способный ребенок – этосубъект образовательно...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...