Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Шляева Наталья Сергеевна

 

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние памяти у детей с общим недоразвитием речи

Понятие общего нарушения речи является сборным, объединяющим разные группы детей, в основе особенностей, развития которых лежат различные этиология и патогенез. Разным вариантам ОНР соответствуют разные по нейропсихологической симптоматике варианты несформированности памяти, обусловленные дефицитарностью в созревании определенных мозговых               структур.

Поэтому можно предполагать, что нарушения мнестических функций у них будут неоднородными, что не исключает возможности общих закономерностей.

В детском возрасте недостаточность высших психических функций возникает не на фоне локальной мозговой патологии, как это происходит у взрослых больных, а является следствием функциональной незрелости и ранних резидуальных мозговых нарушений диффузного характера (В.К. Лебединский, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, И.С. Фишман, и др.). Вариативность во времени возникновения, объеме и локализации таких нарушений, вероятно, и порождает разнообразие в проявлениях дефицитарности высших психических функций.

Недостаток знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности высших психических функций снижает эффективность коррекционной работы из-за ее малой целенаправленности и ориентированности, главным образом, на устранение речевой симптоматики при ОНР и коррекцию недостатков без учета системного характера этих проявлений.
Необходимо целостное комплексное сопоставительное исследование особенностей как вербальных, так и невербальных функций с учетом их динамики при таких вариантах отклоняющегося развития как ОНР.

По данным Р.И. Мартынова и Л.В. Мелехова (1997), при нарушениях звукопроизношения страдает модально-специфическая зрительная и слуховая память. Отмечается сужение объема запоминания, ошибки при воспроизведении. Такие особенности обусловлены состоянием внимания, а также фонематического слуха.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается своеобразие развития психических процессов, познавательной деятельности и межличностных отношений.

 Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. 

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

В этом аспекте можно отметить и недостаточность двигательной памяти.

Сформированность памяти у детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме. Отставание в формировании различных видов памяти у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте обуславливает неподготовленность базы для смены иерархии в межфункциональном взаимодействии на следующем этапе возрастного развития (младший школьный возраст), в частности, взаимодействии систем памяти и вербального мышления. У детей с ОНР межсистемная взаимосвязь памяти и речи носит отличный от нормы характер.

Это можно увидеть на примере данных исследования Иншаковой О.Б. и Бугиотопулу В., проводимого с детьми старшего дошкольного возраста. В исследование было включено 2 группы детей по 15 человек одного возраста. Одна группа испытуемых имела отклоняющееся речевое развитие (в том числе ОНР), контрольную же группу составили дети без признаков речевых нарушений.

Целью исследования явилось определение особенностей речеслуховой, зрительной и двигательной памяти. Для изучения различных видов памяти использовалась адаптированная нейропсихологическая методика «Экспресс диагностика Лурия-90» разработанная Э.Г. Симерницкой в 1991 году. [44]

Сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал, что у подавляющего большинства детей экспериментальной группы имелись выраженные нарушения мнестической деятельности. У 77,7% детей были выявлены нарушения слухоречевой памяти. Нарушения зрительной памяти были у 34,3% , а двигательной - у 31,4%.

Причем у 40% испытуемых экспериментальной группы нарушения памяти носили  полимодальный  характер:   22,9%  детей имели нарушения    памяти    во    всех    3-х    модальностях    (слухоречевой, зрительной,   двигательной),   у    11,4% были   нарушения слухоречевой   и   зрительной   памяти,   сочетание   слухоречевой моторной памяти у 5,7% испытуемых. Наряду с этим были выявлены и изолированные нарушения памяти. Преобладающее их количество было обнаружено в слухоречевой модальности – 37,4%. Изолированные   нарушения   зрительной памяти обнаружено только у 2,8% дошкольников.

Таким   образом, проведенное  Иншаковой О.Б. и Бугиотопулу В. исследование   показало, что большинство детей с речевыми нарушениями имеют нарушения памяти    различных    модальностей,    среди    которых    преобладает слухоречевая.

У детей, страдающих ОНР, нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, восприятия речевой информации, что связано с неврологической симптоматикой: с поражением центральной нервной системы, несформированностью динамических стереотипов.

Подобное исследование, направленное на выявление уровня сформированности психических процессов и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ОНР, проводилось и под руководством логопеда Ю.И. Кормаковой; использовались апробированные и адаптированные задания (Р.С. Немов, И. Ф. Марковская, В.Д. Шадриков, Л. Житникова). [3]

                     

          Гистограмма 1

Уровень сформированности психических процессов и слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ОНР.

                   Дети с ОНР                      Дети с нормальным речевым развитием

На оси ординат отображен процент выполнения заданий по среднему баллу; на оси абсцисс - исследуемые психические функции:

1  Процесс произвольного и непроизвольного запоминания;

2. Слуховой гнозис;

3. Произвольное внимание;

4. Слухоречевая память;

5. Слухоречевая память (непосредственное воспроизведение 10 слов);

6. Слухоречевая память (отсроченное воспроизведение 10 слов). [3]

Из таблицы видно, что у дошкольников с ОНР, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, все психические функции, за исключением слухового гнозиса, находятся на более низком уровне.

Незначительное различие в состоянии слухового гнозиса и произвольного внимания испытуемых (0,2 балла) может свидетельствовать о том, что данные процессы не влияют на слухоречевую память. Только 30% дошкольников показывают низкие результаты: это дети, у которых в анамнезе имеются неблагоприятные факторы, влияющие на развитие всех познавательных способностей и психического становления ребенка (травмы головного мозга, внутриутробные болезни матери, патологии родов и т.д.)

Значительная разница выявлена при исследовании процесса эффективности произвольного и непроизвольного запоминания (1,3 балла).

Несформированность этих процессов может быть причиной нарушения слухоречевой памяти. Дети с ОНР неправильно дифференцируют большинство предлагаемых предметов по группам и по смысловому соотнесению, хотя и верно называют их. Они легко находят нужные предметы, но в некоторых случаях затрудняются в правильном отнесении их к определенной категории. Дети с нормальным речевым развитием четко дифференцируют предметы по их смысловому содержанию, безошибочно называют их по просьбе экспериментатора. [3, 44]

В наибольшей степени у дошкольников с ОНР страдают процессы произвольного и непроизвольного запоминания, отсроченного воспроизведения предложенного им материала. Это нарушение затрудняет процесс обучения ребенка.

Результаты исследования показали, что непосредственная память детей с ОНР достаточно продуктивна и устойчива. Особенности слухоречевой памяти выявляются с помощью методики «10 слов». При непосредственном воспроизведении ряда слов, правильность и устойчивость повторения зависит от ранее изученного материала и от ассоциативности данных слов. Если ряды слов связаны определенной темой, дети воспроизводят их с легкостью, то несвязанные по смыслу слова с трудом. Особенности в воспроизведении слов детьми с ОНР состоят в том, что почти все слова дети воспроизводят неверно, заменяя необходимое слово другим близким по значению и смыслу с одним из предъявляемых слов. Например, вместо слова «выбросить» - «выкинуть». У детей с ОНР, имеющих нарушения слухоречевой памяти, выявлена недостаточность внимания, восприятия, у них страдает процесс отсроченного воспроизведения предложенного для запоминания материала.

Таким образом, нарушения мнестических функций у детей с общим недоразвитием речи неоднородны, но имеют общие закономерности. Нарушена модально-специфическая зрительная и слуховая память; при относительно сохранной логической памяти существенно страдает вербальная. Также зафиксировано нарушение двигательной памяти. Следовательно, дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения памяти различной модальности, среди которых преобладает слухоречевая. Отмечается недостаточный объём запоминания и ошибки при воспроизведении: могут не соблюдать последовательность, опускать составные части, особенно страдает процесс отсроченного воспроизведения материала. Эти нарушения мнестических процессов часто затрудняют процесс обучения.

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Направления коррекционной работы

На основе результатов экспериментальной работы и полученных выводов, мы разработали  психолого-педагогические рекомендации к проведению упражнений и заданий на развитие мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  1. Логопед должен иметь картотеки игр, заданий и упражнений на развитие мнестических процессов у детей дошкольного возраста.
  2. Задания, упражнения и игры на развитие мнестических процессов эффективнее включать в разные виды деятельности детей.
  3. Игры и упражнения целесообразнее проводить индивидуально или с малыми подгруппами детей.
  4. Подбирать и систематизировать упражнения необходимо в зависимости от состояния психических процессов и возможностей детей.
  5. Задания должны иметь постепенное усложнение по мере усвоения ребёнком способов выполнения упражнений.
  6. Картотеки игр и упражнений должны быть представлены и в доступе родителей, так как работа не будет эффективной, если не закреплять материал, отработанный с логопедом.
  7. В своей работе над развитием мнестических процессов у детей, логопед должен осуществить взаимодействие с родителями ребёнка и педагогами группы. Сопровождение ребенка с речевыми нарушениями реализуется через сотрудничество «Логопед - Педагог - Родитель - Психолог». Поэтому логопеду необходимо  активно заниматься консультированием и просвещением родителей ребёнка  и педагогов (индивидуальное консультирование, собрания, тренинги).
  8. Параллельно с развитием мнестических процессов ведётся работа над другими психическими процессами (такими как восприятие, внимание, мышление, воображение) и всеми сторонами речи.
  9. На занятиях по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи должны быть созданы условия для обеспечения максимальной речевой активности каждого ребёнка.
  10. Только профессиональное синхронное развитие психических функций даст ощутимый результат за достаточно короткое время. Поэтому, как правило,  психолог учреждения занимается коррекционно-развивающей работой с детьми логопедических групп, имеющих наиболее серьезные нарушения в познавательной сфере, а наиболее «легкие варианты» развития вторичных дефектов корректируются логопедом и педагогами.
  11. Частота развивающих занятий, направленных на развитие собственно мнестических процессов, обычно составляет 2-4 раза в неделю в зависимости от степени нарушения мнестических процессов. Длительность такого занятия будет составлять 10-15 минут – не более, так как дети с нарушениями речи быстро утомляемы, а тонус психических процессов имее тенденцию к истощению.
  12. Необходимо установить эмоциональный контакт с детьми, привлечь их к совместной деятельности.
  13. В работе над развитием памяти очень полезно давать зрительную опору вместе со слуховой информацией, когда это возможно. Очень эффективно использование рисунков, графиков, алгоритмов, иллюстрирующих тексты.
  14.  По  возможности давать ребенку столько времени на выполнение задания, сколько ему необходимо.
  15. Оценивать ответы и выполнение заданий работы, основываясь только на положительной динамике ученика.
  16. По мере проведения занятий на развитие мнестических процессов постепенно увеличивать индивидуальный уровень сложности заданий и дифференцировать объем помощи.
  17. Активно развивать и тренировать произвольные процессы памяти, так как в преддверии школьного обучения детям данного возраста это необходимо. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к произвольному владению психическими процессами.
  18. Необходимо развивать у детей наблюдательность, что также приведет к увеличению количества и качества сложных ассоциаций.
  19.  Предлагать ребёнку использовать несколько органов чувств для запоминания. Информация, которая идет по нескольким каналам одновременно, не только позитивно дублируется, но и лучше запоминается, так как на память осуществляется системное воздействие. Вербальные комментарии к запоминаемому материалу необходимы для детей с нарушениями речи.
  20. Активно использовать разнообразные мнемотехники - упорядочивание информации для более удобного запоминания и последующего припоминания.  
  21. Для детей 6-7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными заданиями, желательно использовать игровые приемы,  включать их в сюжетные игры.

     22.   При  запоминании материала очень распространено использование мнемотехники, которая к тому же воспринимается детьми с большим интересом. Они легче и быстрее, а главное – с удовольствием  запоминают сроки стихотворений, а в последующем и сами придумывают и создают мнемотаблицы к стихам. Так как у детей с общим недоразвитием речи в первую очередь страдает слухоречевая память, то в этом случае компенсаторными будут зрительные образы.  И это может быть помощью не только в заучивании стихотворений.

Таким образом, существует необходимость включения работы по развитию различных видов памяти  в цикл занятий по преодолению системного нарушения компонентов речи. Систематически и целенаправленно развивать, упражнять и совершенствовать мнестические возможности детей с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...

Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1.         Основное у...