методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Поэтапная подача игрового материала по развитимю фонематического восприятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях. Всю логопедическую работу условно можно разделить на шесть этапов.
1 этап - Узнавание неречевых звуков. На этом этапе логопед предлагает детям послушать звуки за окном, в детском саду, определить откуда идет звучание музыкальных инструментов, различать звуки по громкости, звучание предметов, сделанных из разных материалов (дерево, стекло, железо и т.д.), звуками, которые издают разные предметы (крупа в банке, шуршание газеты и др.).
2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе детей учат узнавать детей по голосу, определять далеко или близко источник звука, различать голоса по высоте.
3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу. Детей учат различать правильное и неправильное произношение слов, различению слов квазиомонимов, учить подбирать слова близкие по звучанию.
4 этап - Дифференциация слогов. Детей учат находить лишние слоги среди цепочек слогов, разные по звучанию слоги, похожие по звучанию слоги.
5 этап - Дифференциация фонем. Сначала дети учатся отличать гласные звуки, потом согласные.
6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дошкольников учат определять количество слогов в словах, количество звуков в слогах, словах, анализировать звуки и т. д.
При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в выполнении упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи, затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи. Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и в собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.
Работа по развитию фонематического восприятия через игры.
Сюда входят игры: на восприятие неречевых звуков:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.
Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами ( переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т.д. ) Ребенок должен определить, что он слышит.
Игра «В мире звуков»
Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.
Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.
Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.
Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»
Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.
Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.
Игры на дифференциацию по способу воспроизведения:
Игра «Солнце или дождик»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.
Игра «Что делала Маша?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т.д.)
Игра «Льет или капает»
Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.
Игры на дифференциацию звучания по темпу.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей ( когда логопед быстро стучит в бубен).
Игра «На поляне»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь(ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!»), затем повторяют как дождь идет быстро ( ударяя пальчиком о ладошку: «Кап - как-кап-кап!). Потом меняется темп.
Игры на дифференциацию звучания по ритму.
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.
Игра «Звенит капель»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.
Игра «Капельки»
Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.
Игры на дифференциацию по силе звучания.
Игра «Тихо - громко»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.
Игра «Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игры на дифференциацию голосов по тембру.
Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Дети по голосу узнают своих товарищей.
Игры на дифференциацию по силе голоса.
Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко(звучит громко).
Игра «Бом и Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Два гномика поют песенки (слоговые сочетания): Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.
Игра «Ветер или ветерок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.
Игры на различение голоса по интонации.
Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.
Игры на дифференциацию голоса по высоте.
Игры « Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.
Игры «Малыши», «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.
Игры на развитие речевого внимания.
Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»
Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.
Логопед называет (показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам познавательно - игрового сеанса.
Тема по самообразованию....

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.
Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»
Целевая аудитория: Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста со вторым уровн...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: "Космическая поисковая операция" 22.03.2021 г.
Данный конспект будет полезен учителям - логопедам ДОУ....