методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Поэтапная подача игрового материала по развитимю фонематического  восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях. Всю логопедическую работу условно можно разделить на шесть этапов.

1 этап - Узнавание неречевых звуков. На этом этапе логопед предлагает детям послушать звуки за окном, в детском саду, определить откуда идет звучание музыкальных инструментов, различать звуки по громкости, звучание предметов, сделанных из разных материалов (дерево, стекло, железо и т.д.), звуками, которые издают разные предметы (крупа в банке, шуршание газеты и др.).

 2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе детей учат узнавать детей по голосу, определять далеко или близко источник звука, различать голоса по высоте.

3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу. Детей учат различать правильное и неправильное произношение слов, различению слов квазиомонимов, учить подбирать слова близкие по звучанию.

4 этап - Дифференциация слогов. Детей учат находить лишние слоги среди цепочек слогов, разные по звучанию слоги, похожие по звучанию слоги.

5 этап - Дифференциация фонем. Сначала дети учатся отличать гласные звуки, потом согласные.

6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дошкольников учат определять количество слогов в словах, количество звуков в слогах, словах, анализировать звуки и т. д.

При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в выполнении упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи, затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи. Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и в собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

Работа по развитию фонематического восприятия через игры.

Сюда входят игры: на восприятие неречевых звуков:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами ( переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т.д. ) Ребенок должен определить, что он слышит.

Игра «В мире звуков»

Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.

Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»

Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.

Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т.д.)

Игра «Льет или капает»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.

Игры на дифференциацию звучания по темпу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей ( когда логопед быстро стучит в бубен).

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь(ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!»), затем повторяют как дождь идет быстро ( ударяя пальчиком о ладошку: «Кап - как-кап-кап!). Потом меняется темп.

Игры на дифференциацию звучания по ритму.

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.

Игра «Капельки»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.

Игры на дифференциацию по силе звучания.

Игра «Тихо - громко»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игры на дифференциацию голосов по тембру.

Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Дети по голосу узнают своих товарищей.

Игры на дифференциацию по силе голоса.

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко(звучит громко).

Игра «Бом и Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Два гномика поют песенки (слоговые сочетания): Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.

Игра «Ветер или ветерок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.

Игры на различение голоса по интонации.

Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.

Игры на дифференциацию голоса по высоте.

Игры « Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.

Игры «Малыши», «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.

Игры на развитие речевого внимания.

Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»

Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.

Логопед называет (показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...