Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
проект по логопедии (старшая группа) по теме

ЛАЗУРЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Актуальность опыта работы
Речь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но задержка или нарушение их отражаются на деятельности и поведении детей. Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Актуальностью этой проблемы является то, что сформированность лексического строя речи – это необходимая ступень в дальнейшем развитии детей.
Л.С.Выготский отмечал, что первой ступенью функцией речи является установление контакта с окружающим миром. В настоящее время в современной литературе говорится, что предпосылками развития речи определяется: неречевая предметная деятельность (расширение связей с окружающим миром) и обогащение словаря (речевая деятельность взрослых с детьми).
По степени тяжести речевого дефекта условно выделяются четыре уровня общего недоразвития речи.
Работа проводилась по данной проблеме с детьми, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня. У детей данной категории в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, владение развернутой фразовой речью, но наблюдаются неточные употребления многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают лишь существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Часто заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети не знают многих слов: названий фруктов, овощей, ягод, насекомых, диких животных, частей тела и предметов. У таких детей нарушен предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Трудно усваиваются слова обобщенного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки. Иногда дети используют слово в определенной ситуации, а в контексте его нет. Понимание и использование слова носит ситуативный характер. Нарушение актуализации словаря у детей с ОНР проявляется в искажении звуковой структуры слова.
Приложение №1
Примерное содержание  логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)  (логопед-воспитатель-родители)
 
Приложение №2
Примерное планирование логопедической работы по созданию Лэпбука
 
Приложение №3
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений  по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
 
Приложение №4
Консультация  для родителей  «Особенности развития лексического строя у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...