статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "
статья по логопедии

Костылева Оксана Николаевна

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kostyleva.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

О.Н. Костылева ,учитель-логопед

МАДОУ «ДС  №5 «Крепыш» г. Мегион,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей

 

Проблема преодоления общего недоразвития речи (ОНР) у старших дошкольников с дизартрией относятся к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Хорошо известно, что у детей с данной патологией наблюдаются нарушения в развитии всех сторон речи: лексико-грамматической и фонетико-фонематической. В своей работе мы касаемся только словарного аспекта, как самостоятельного направления в развитии речи.

В последнее время значительно активизировалась разработка теоретических и практических вопросов методики словарной работы. Но большинство разработок касается номинативной лексики. А вопрос об особенностях семантики глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи изучен недостаточно, как и нет четкой системы коррекции, расширения и активизации глагольной лексики у детей с данной речевой патологией,  хотя именно глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, и у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.

В связи с вышеизложенным целью нашей работы было спланировать содержание логопедической работы по формированию предикативной лексики дошкольников с ОНР 3 уровня и дизартрией и доказать ее эффективность.

В качестве научной и методической основы были использованы разработки о формировании в онтогенезе семантических полей. В основе теории семантических полей лежит представление о существовании в языке некоторых семантических групп и о возможности вхождения языковых единиц в одну или несколько таких групп. В частности, словарный состав языка (лексика) может быть представлен как набор отдельных групп слов, объединенных различными отношениями: синонимическими (хвастать - похваляться), антонимическими (говорить - молчать) и т. п.  Наличие семантического поля позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. Слова в норме группируются по каким-то определенным типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно. У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС КВ №5 «Крепыш» г. Мегиона.  В эксперименте  принимало участие 12 детей старшего дошкольного  возраста с ОНР и дизартрией. Для диагностики  сформированности у них семантических полей использовался ассоциативный эксперимент. Задачами ассоциативного эксперимента является  изучение объема словаря детей и способа отбора  слов из долговременной памяти ребенка.  Для проведения ассоциативного эксперимента испытуемым предлагался набор слов-стимулов  состоящих из 8 существительных, 8 прилагательных, 4 наречий и 2 числительных.  Ребенку давалась инструкция: «Будем играть в слова. Я тебе назову слово, а ты на мое назовешь любые слова, которые придут голову». Во время эксперимента составлялся протокол обследования  на каждого ребенка.  Педагог заносил в протокол слова-реакции, которые ребенок произносит на слова-стимулы. Затем после  проведения эксперимента проводится анализ полученных ассоциаций.

Сначала проводился количественный анализ полученных результатов. Он заключался  в подсчете названных ребенком существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных. Суть количественного анализа в том, что на основе полученных данных, можно  судить о том, какая функция речи страдает у ребенка на данный период времени: номинативная, предикативная или адъективная.

Качественный анализ результатов в том, что все слова, названные ребенком, делились на 2 группы.

1. Синтагматические ассоциации. В этом случае ребенок в ответ на слово- стимул дает  слово-реакцию, и в результате получается словосочетание, чаще всего согласованное. Эти асоциаты при анализе не подсчитиваваются.

2. Парадигматические ассоциации. Тематические, словообразовательные, ассоциации грамматических форм одного и того же слова, фанатические ассоциации и случайные связи  подсчитываются, анализируются, сопоставляются. 

Кроме того, парадигматические ассоциаты разделялись на смысловые и несмысловые. К несмысловым ассоциатам относят: случайные и звуковые, они составляют периферию семантического поля  ребенка. Все остальные ассоциации  относятся к смысловым. Они составляют ядро семантического поля. При нормальном речевом развитии ядро должно быть наиболее объемной частью семантическою поля и включать не менее 20 слов.

Результаты диагностики показали, что практически у всех обследованных детей достаточно низкий словарный запас (см. таблицу). У 10 детей (84 %) страдают вес функции речи: предикативная, номинативная и адъективная.

Качественный анализ и анализ парадигматических ассоциат показал, что у исследованных детей имеются нарушения в формировании лексической системности, организации семантических полей, в качественном своеобразии этих процессов: парадигматические ассоциации составляли лишь 37 % от общего количества полученных реакций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у исследованных детей, еще не сформирован.

Таблица

Результаты количественного анализа ассоциативного эксперимента

до и после формирующего эксперимента

Фамилия, имя ребенка

                                         

                                         Дано 30 ассоциат

        8

 существи-

тельных

       8

глаголов

        8

прилага-

тельных

       4

наречия

       2

 Числи-

тельных

                                         Получено реакций

до (обычный шрифт) и после (полужирный шрифт) эксперимента

Контрольная группа

1

Маша К.

    17  20

      9    9 

    10  7

    3  4

    3  3 

2

Дима Д.

    18  22

      8   10

    4  6

    2  3

     3  3

3

Аркадий З.

    10  11

     7  8

    4  6

    4  3

     2  1

4

Алия М.

    25  27

    6  9

    2  5

    3  4

    1  2 

5

Саша С.

    10  14

    4  7

    5  8

    3  4

    4  4 

6

Дима К.

    17  22

   9  10

    10  7

    5  4

    3  4

              Среднее

    14  23

    7  9

    6  7

    3  4

    3  3 

Экспериментальная группа

1

Влад Р.

   34  52

    5  14

    2  9

     1  6

     2  4

2

Кирилл К.

   16  49

    6  13

    3  11

    3  7

     2  4

3

Влад П.

   18  59

    4  16

    4  12

     1  6

     3  2

4

Полина Т.

   13  61

    3  15

    3  13

     3  5

     1  4

5

Иман Г.

   19  64

     4  17

    4  12

    2  6

     3  3

6

Максим К.

   21  57

    6  14

    4  13

    3  8

    3  4

               Среднее

   20  57

    5  15

    3  12

    2  8

     2  3

Анализ подученных парадигматических ассоциаций показал, что в большинстве случаев они носят характер аналогии, сходства, лишь некоторые из них возникают на основе значений противопоставления и на основе родовидовых отношений, т. е. у детей с ОНР и дизартрией отмечалась задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой, где преобладающими являются отношения противопоставления.

Ограниченность словарного запаса наиболее сильно проявлялась при употреблении глаголов. В глагольном словаре дошкольников с ОНР и дизартрией преобладали слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

В ходе формирующего эксперимента в контрольной группе обучение проводилось по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, X. С. Комаровой. В экспериментальной группе дополнительно применялась комплексная коррекционная технология, при составлении которой были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные А. И. Ильиным, И. Н. Колобовой, С. Н. Корковой. Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, A. M. Шахнаровичем. Основной особенностью логопедического воздействия являлась целенаправленная работа по расширению объема глагольного словаря, которая включала уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами с учетом программы развития и воспитания детей в детском саду. Meтодика включала в себя задания и упражнения на расширение объема глагольного словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, организацию системы продуктивных словообразовательных моделей, формирование словоизменения.

Повторный ассоциативный эксперимент (см. таблицу) показал к концу учебного года увеличение словарного запаса у всех исследованных детей. При этом прирост семантического поля у детей экспериментальной группы оказался намного выше, чем у детей контрольной группы: примерно в 3 и 1.5 раза соответственно. Логопедическая работа велась нами по формированию глагольной лексики, но увеличение словарного запаса наблюдалось для всех частей речи, кроме числительных.

Качественный анализ ассоциаций показал, что у детей экспериментальной группы используемые глаголы стали более разнообразными: на один и тот же стимул в качестве ассоциат дети называли различные глаголы, что свидетельствует об увеличении не только их числа, но и валентности. Также изменился и словарь прилагательных: теперь он не ограничивался небольшим набором определенных, свойств и качеств предметов, доступных восприятию с помощью органов чувств. В словаре ребенка появилось много абстрактных понятий. Появилась способность к спонтанному развитию словаря. Парадигматические ассоциации стали преобладать над синтагматическими, противопоставления - над аналогиями.

У детей контрольной группы применяемые глаголы были более однообразны: часто в качестве ассоциат на один и тот же стимул разные дети называли одинаковые глаголы или просто изменяли форму глагола-стимула. Прилагательные чаще всего обозначали цветовую гамму. Почти у всех детей в семантическом поле преобладали существительные с конкретным значением. Абстрактные существительные дети на предъявление слов-стимулов практически называли.

По результатам наблюдений за детьми логопедом и воспитателями в процессе проводимой коррекционной работы, бесед с родителям было также отмечено, что, кроме развития предикативной лексики, у детей экспериментальной группы отмечалось создание благоприятных условий  для структурирования словосочетаний, предложений, распространения простых предложений до сложных, программирование связного высказывания и укорочение сроков работы по введению звука в самостоятельную речь ребенка.

Таким образом, предложенная нами методика формирования предикативной лексики с помощью семантических полей может быть использована для коррекции речевых нарушений у детей ОНР 3-го уровня и дизартрией.

Список литературы

  1.  Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983 год.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка  к  школе  детей  с  общим  недоразвитием  речи  в  условиях  специального  детского  сада. М., 1991 год.
  3. Черемухина Г.А.,  Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. – М., 1969 год.
  4. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982 год.
  5. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л., 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

Формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статья о формировании лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....