Использование интерактивных дидактических игр в процессе формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Половинкина Светлана Валерьевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_wecompress.com_.doc530.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных дидактических игр в процессе формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 

 Актуальность данной темы

Проблема формирования и расширения словаря является важной в современной речевой работе с детьми, а вопросы о его коррекции и методах развития являются одним из ключевых вопросов.

Словарь - это одна из составляющих развития речи у ребенка. Дошкольный возраст - это чувствительный период в развитии речи ребенка. В это время словарный запас значительно увеличивается, что напрямую зависит от условий жизни и воспитания ребенка.

Как известно, сказуемое является основой любой фразы, любого высказывания. Чтобы полностью овладеть связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у ребёнка довольно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов (глаголов) является доминирующим звеном в выявлении последовательности любого сюжета.

Расширение глагольного словарного запаса - это совершенствование внутренней речи и, следовательно, положительно влияющее на развитие психического развития ребенка и процесс общения.

Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время играет важную роль в лингвистической и логопедической литературе, поскольку именно словарь свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития. Усвоение глагольного словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Организация коррекционно-речевой работы

Эффективным средством в процессе формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного с ОНР являются интерактивные дидактические игры, поскольку внедрение данных игр качественно повышает уровень учебного материала, а, следовательно, учебного процесса в целом.

Интерактивность – это  способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Интерактивные и мультимедийные инструменты предназначены для того, чтобы вдохновлять и побуждать пытаться освоить новую информацию. Интерактивные игры позволяют включить три типа памяти: зрительную, слуховую, моторную, что позволяет установить устойчивую зрительно-кинестетическую, зрительно-слуховую и условно-рефлекторную связь с центральной нервной системой.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми с нарушением речи дает целый ряд преимуществ:

  • предъявление информации на экране несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении проблемных задач является стимулом для детей;
  • предоставление возможности индивидуализации обучения;
  • использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия;
  • решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий).

Мной был подобран комплекс интерактивных дидактических игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей. Некоторые игры были взяты из пособия И. А. Чистяковой. Комплекс упражнений был разделен на три блока:

1. игры, направленные на развитие способности распознавать и объяснять различия в семантических значениях синонимичных глаголов: «Скажи, похоже», «Что как звучит», «Поможем зайке придумать слово», «Зачем нужны?»;

2. игры, направленные на развитие умения правильно употреблять глаголы, в том числе в повелительной форме, глаголы со значением «мы приближаемся к чему-то, отдаляемся от чего-то»: «Все наоборот», «Я начну, а ты закончи», «Я, ты, они», «Кто больше?»;

3. игры, предназначенные для обогащения словарного запаса в целом: «Что происходит в природе?», «Кто как передвигается?», «Кто чем занимается?», «Кто может совершать эти движения?», «Что происходит в природе?».

На ранних стадиях развития у детей развивается умение выявлять и объяснять различия в семантических значениях синонимичных глаголов. С целью развития умений различать смысловые значения глаголов-синонимов предлагаю использовать такие интерактивные игры, как «Скажи похоже» (развивает умение подбирать синонимы с другими значениями для глаголов), игра «Что как звучит» (разработать синоним глаголов).

Игра «Что как звучит» направлена на развитие осознания семантической стороны слов-глаголов. В ходе игры уточняется и дополнялся словарный запас, формируется навык выделения простого неделимого предложения. На экране появляются картинки предметов и действий с аудиозаписями звуков, которые они издают. Дети рассматривают игровое поле, а педагог включает аудиозаписи и предлагает им сказать, что и кто как звучит (Например, Часы что делают? -тикают, идут, стоят; Дождь что делает? -капает, идёт, льёт).

Игра «Поможем зайке придумать слово» проходит следующим образом: на экране изображены два зайчика – близнеца. Педагог называет слово от имени одного зайчика и включает анимацию действия, а дети подбирают синоним (братцу – зайчику). Например: торопиться – спешить и т. д.

В следующей игре «Зачем нужны?» основной целью является развитие осознания смысловой стороны слов-глаголов. В ходе её проведения педагогом задаётся вопрос: «Зачем нужен этот предмет мебели? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу на экране картинки, а вы расскажете, что можно делать с помощью этого» и предоставлялось изображение определённого предмета, относящегося к мебели (стул, кровать, шкаф и т. д.). Данное упражнение можно проводить на разные лексические темы.

На следующем этапе следует организовывать игры с целью развития умения правильно употреблять глаголы, в том числе в повелительной форме, глаголы, означающие приближаться к чему-то, удаляться от чего-то. Так в игре «Все наоборот» дети учатся образовывать глаголы-антонимы, используя приставки. Педагог использует  изображение двух зайчат. Детей просят поиграть в послушного и непослушного ребенка. Чтобы заинтересовать детей, зачитывают короткий рассказ – знакомство: «У мамы зайчихи были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот: Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их.

Если сестра закроет дверь (показывает слайд), Упрямица..... (интонацией незавершенности педагог стимулирует детей к ответу и переключает слайд): откроет и т. д.»

В игре «Я начинаю, а ты заканчиваешь» дети учатся составлять предложения, используя глаголы с приставкой, противоположной по значению. Педагог произносит начало предложения, и дети заканчивают его, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения:

- Мальчик сначала, что сделал? подошел к дому, а потом, что сделал? (отошел).

Утром ребята, что сделали? пришли в детский сад, а вечером, что сделали? (ушли).

В игре «Я, ты, они» улучшается способности детей изменять глагол в соответствии с лицом и изменять личные окончания глаголов. На экране компьютера появляются анимации со следующими изображениями: цветок, рыба, птица, вода, малыш. Затем педагог просит детей помочь сочинить стихотворение. Используется следующая техника: педагог начинает предложение, а дети должны закончить его. Глаголы добавляют сами дети. В конце игры детей просят вспомнить, какие слова-глаголы они выучили сегодня. В данной игре дети учатся менять лица глаголов, менять их личные окончания (Я пою, ты поешь, Я играю, он играет, они играют, Я стучу, он стучит, они стучат и т.д.). 

В игре «Кто больше» дети совершенствуют свои навыки глаголообразования от существительного, сопоставления существительного с глаголом. Педагог последовательно показывает на экране изображение предметов, детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображенный на ней.

Например: Береза растет, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д.

В следующем блоке представлено несколько игр с целью развития объема словарного запаса дошкольников. Данные игры способствуют обогащению глагольного словаря, активному использованию различных глаголов в собственной речи дошкольников, развитию способности образовывать различные глагольные формы.

Игра «Что происходит в природе?» направлена на развитие и обогащение словарного запаса. Дети смотрят на анимации природных явлений и говорят: что делает солнце, что делают ручьи, что делает снег? и т.д. Данную игру можно разделить на 4 варианта проведения в соответствии с временами года.

Игровое содержание «Кто как передвигается?», также направлено на развитие, обогащение словарного запаса, а также совершенствование умения называть действие. В качестве оборудования используется  изображение на экране леса, реки, животных. Каждого ребенка просят выбрать конкретное животное и описать, как оно двигается. На другом этапе игры предлагается с помощью мыши убрать картинки всех скачущих животных (затем тех, которые летают, бегают и т.д.).

Для выполнения игры «Кто чем занимается?» используются изображения людей разных профессий. Детям необходимо на основе анимации назвать, чем занимается человек той или иной профессии. Чтобы обеспечить более понятное понимание неизвестного слова детьми,  необходимо образец речи всегда сопровождать объяснением, интерпретацией смысла.

Игра «Кто может совершать эти движения?». Дети изучают экран с изображёнными на нём предметами. Педагог называет глагол, совершаемый транспортом, а ребенок должен называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый: Едет.

Дети: - поезд, машина, велосипед и т. д.

Игра «Кто как голос подает?». Педагог демонстрирует детям картину животного и включает аудиозапись голоса данного животного. Дети пытаются повторить звуки, издаваемые животными, и дать название их голосоподачи.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, как инновационного подхода, дает принципиально новые возможности совершенствования логопедической деятельности. Совместная организованная деятельность логопеда с детьми имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстрационного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это могут обеспечить средства ИКТ и их мультимедийными возможностями.  Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет объединять традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к исследуемому материалу и качеству коррекционной работы, что значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны &nda...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...

статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....

Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Якушева В.В., Новикова М.И. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого разв...