Методическая рекомендация для педагогов на тему "Психогимнастика для детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Методическая рекомендация, направленная на освоение знаний материала по психогимнастике, а также приложение большой картотеки занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya_psihogimnastika.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №132

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Психогимнастика в детском саду с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель средней группы

Артамонова А.О.

Ростов-на-Дону

 2022 г.

Пояснительная записка

Представленные методические рекомендации подготовлены в помощь воспитателям ДОУ.

В этой работе освещены вопросы основных достоинств психогимнастики, структура, цели, а также картотека психогимнастических игр, направленных на разные сферы развития детей. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

Цель: 

  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
  • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя)

  Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.

Структура психогимнастики

  • Структура психогимнастики включает в себя непрерывный курс активных занятий и упражнений, прохождение которого разбито на 4 основные этапа.
  • 1 этапом психогимнастического развития личности ребенка и взрослого человека является создание пантомимических и мимических этюдов. Основная цель выполнения данных действий — это самостоятельное изображение эмоциональных состояний, связанных с недовольством или чувством глубокого удовлетворения. Дети дошкольного возраста знакомятся с первыми способами выражения своего настроения с помощью жестов, мимики лица, походки, отдельных движений. Это начальный этап познания своего внутреннего мира, способности к самовыражению.
  • 2 этап психогимнастики включает в себя участие в интерактивных играх, направленное на моделирование поведения конкретных персонажей. Все выразительные действия и жесты ребенка направлены на воспроизведение черт характера отдельной личности. В большинстве случаев это добрые персонажи сказок, мультфильмов, которые имеют исключительно положительные личностные качества.
  • На 3 этапе психогимнастики используются специальные упражнения, которые уже имеют терапевтическую направленность. Данная методика применяется в отношении конкретного ребенка, психика которого требует щадящей коррекции. В процессе организации психогимнастики используют этюды и интерактивные игры. При участии педагога или детского психолога происходит моделирование определенных ситуаций, в которых ребенок развивает конкретные черты своего характера, показывает смелость, упорство, вежливость, целеустремленность, доброту к окружающим его людям.
  •  4 этап выполнения упражнений психогимнастики заключается в организации эффективной психо-мышечной тренировки. Основной целью, которая преследуется в данном случае, является устранение эмоционального перенапряжения, достижение эффекта внушения ребенку нужной модели поведения и определенного психоэмоционального состояния. Для этого используются специальные упражнения, этюды, а также воспроизведение конкретных жизненных ситуаций. При условии успешного проведения психогимнастических упражнений ребенок приобретает сформированную поведенческую модель, проявляет устойчивость к влиянию негативных факторов окружающей среды.

Актуальность использования психогимнастики в работе педагога ДОУ велика и значительна, так как она помогает детям быстрее развивать умственные навыки, способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также помогает снять психическое напряжение ребенка, что не мало важно в современном мире, где на ребенка с детства давит множество информации со внешнего мира.

Понятие психогимнастики

 Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

«Психогимнастика» включает в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики; этюды и игры для выражения различных эмоциональных состояний; этюды и игры с отображением отдельных черт характера. Они могут быть использованы для специальной коррекции нежелательных личностных особенностей того или иного ребенка.

Этюды и игры коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Они сгруппированы в зависимости от их предполагаемого воздействия на те или иные стороны психики ребенка дошкольного возраста

Основная цель этой программы — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Также целью программы является преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям.

В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Методичка по использованию психогимнастики

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактив-ностыо, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.

Что слышно?

Цель   игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 5—6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и. запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (для детей 7—8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Будь внимателен!  (для детей 4—5 лет)

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять па одной ноге.

Слушай звуки!  {для детей 7—8 лет)

Цель   игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть нг   кончики пальцев рук).

Слушай хлопки!  (для детей 5—6 лет)

Цель   и г р ы. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Канон  (для детей 7—8 лет)

Цель   игры. Развивать волевое внимание.

Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Кавалькада» (отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

Канон для малышей  (для детей 4—5 лет)

Цель   и г р ы. Та же.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селе-зенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д,

Зеваки  (для детей 6—7 лет)

Цель   и г р ы. Та же.

Играющие идут но кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

«Пишущая машинка» (для детей 8—9 лет) Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Четыре стихии (для детей 6—7 лет)

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки  вперед, слово «воздух» —

поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеннческим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение

памяти.

Повтори за мной (для детей 6—7 лет) Цель   игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом  ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

П. Запомни движения (для детей 5—6 лет)

Цель   игр ы. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

        Запомни свое место (для детей 4—5 лет)

Цель  и г р ы. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

   Запомни свою позу (для детей 4—5 лет)

Цель   игр ы. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

  Слушай и исполняй!  (для детей 7—8 лет)
Цель   игр ы. Развивать внимание и память.

Ведущий называет и повторяет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Вот так позы!  (для детей 5—6 лет) Цель   игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий,, посмотрев на

них,   должен   запомнить   и   воспроизвести   их,   когда   все  дети вернутся в исходное положение.

Запомни порядок!  (для детей 5—6 лет) Цель   игры. Та же.

4—5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Кто что делал? (для детей 5—6 лет)

Цель  и г р ы. Та же.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить  их движения.

Художник (для детей 5—6 лет)

Цель   и г р ы. Та же.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его' словесный портрет.

Тень (для детей 5—6 лет)

Цель   и г р ы. Та же.

Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

В магазине зеркал (для детей 5—6 лет)

Цель   игры. Та же.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, п стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли се движения.

 Разведчики

Цель   игры. Та же.

1-й в а р и а н т (для детей 6—7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет

через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант (для детей 6—7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО АВТОМАТИЗМА

Игры рекомендуются гипер- и гипоактивнъш детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

Флажок (для детей 4—5 лет)

Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» (обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Запретный номер  (для детей 6—7 лет)

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. д.

                 Противоположные движения  (для детей 5—6 лет)

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.

Стоп!  (для детей 5—6 лет)

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет; «Стоп!»

Замри!  (для детей 6—7 лет)

Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается — играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка

в музыке. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.

Пожалуйста!  (для детей 7—8 лет)

1-й в а р и а н т. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

Запрещенное движение (для детей 5—6 лет)

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПОКОЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

Игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает, а с другой—тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.

Слушай команду!  (для детей 5—6 лет)

Дети идут под музыку (В. Витлин. «Пионерский марш») в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

 Расставить посты!  (для детей 6—7 лет)

Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт. «Марш») Друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

 Смотри на руки! (для детей 5—6 лет) Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша (Р. Паулс. «Красные цветы») по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

Кто за кем?  (для детей 5—6 лет)

По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка.

Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти к выходу из зала (или на прежнее место). Идти к выходу они должны в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий. Не спеша

Идем за Синей птицей (для детей 5—6 лет) Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки и произнося многократно под музыку (И. С а ц. «Шествие») слова:

Мы длинной вереницей Идем за Синей птицей, Идем за Синей птицей, Идем за Синей птицей.

Список литературы

  1.  Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду /  Л.Н.Башлакова. – Мн.: Технопринт, 2005.
  2.  Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.:»Генезис», 1999.
  3.  Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В.М.Минаева. – М.:Аркти, 1999.
  4.  Семенкова, С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С.И.Семенкова. – М.: АРКТИ, 2002.
  5.  Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В.Хухлаева. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

В данной статье предложены методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Методические рекомендации для педагогов по экспериментированию с детьми дошкольного возраста

Начинайте экспериментирование энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.Увл...