Проект «Святой князь Владимир – креститель Руси»
проект (подготовительная группа)

Силонова Евгения Владимировна

Проект по духовно - нравственному воспитанию

Князь Владимир Русь крестил,

Храмы всюду возводил.

Православной веры люди

Подвиг его не забудут.

И с тех пор все каждый год

Прославляют Крестный Ход.

Автор неизвестен

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svyatoy_knyaz_vladimir.docx897.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Проект

«Святой князь Владимир –

креститель Руси»

                                                                                 Руководители:

                                                                                 Силонова Е. В., воспитатель

                                                                                                                           


Россошь

2018 год

Князь Владимир Русь крестил,

Храмы всюду возводил.

Православной веры люди

Подвиг его не забудут.

И с тех пор все каждый год

Прославляют Крестный Ход.

Автор неизвестен

Паспорт проекта

Вид проекта по составу участников: групповой, подгрупповой, с привлечением родителей

Вид проекта по срокам проведения: среднесрочный, 1 месяц, апрель 2018 года

Вид проекта по видам деятельности: информационный, практико -  ориентированный, игровой, творческий

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи главных жизненных установок. У детей старшего дошкольного возраста практически нет знаний о Крещении Руси и значимой роли в этом Святого князя Владимира. Объединение Русской земли под единой княжеской властью и христианское крещение Руси – вот два великих деяния, которые характеризуют этого государственного деятеля.

Важно донести до детей мысль о том, что спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, что историю творят не «видные деятели», а живые люди, со своими надеждами, иллюзиями, страхами, с неожиданными движениями души. Изучение данной темы актуально, т. к. дает возможность познакомиться с историей своего народа, воспитывает интерес и уважение к своей вере. Эта тема особенно актуальна ещё и тем, что в 2018 году весь русский народ будет праздновать 1030 – летие Крещения Руси.

Равноапостольный Владимир – главнейшая фигура Российской истории, братских славянских народов.  Ни один из деятелей национальной истории не смог сделать столько, сколько по Божиему благословению, сколько сделал равноапостольный Владимир, принесший Свет Христов на Русскую землю.

Какую роль в истории сыграло крещение Руси?  Крещение в корне изменило всю русскую жизнь, создав русский народ как целостность, объединенную под покровом Божиим вокруг религиозного христианского начала.

Цель проекта: познакомить детей с личность Святого князя Владимира – крестителя Руси, с его детством, жизнью и деяниями

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Сформировать представление о князе Владимире, как исторической личности, который дал России успешность и процветание

2. Посредством ИКТ дать представление детям о  таком важном историческом событии для нашего государства, как Крещение Руси, о его причинах, значимости и последствиях

3. Обогатить словарный запас детей словами «славяне», «язычники», «крещение»

4. Закреплять представления детей о воинах России в разные времена

5. Создать условия для включения детей в проект через познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность и восприятие художественной литературы и фольклора

Воспитательные:

1. Воспитывать видение духовного за земными делами человека, желание исправить свои ошибки и становиться лучше

2. Привить детям любовь и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа.

3. Воспитывать уважение к православной вере через рассказ о её становлении в нашей стране

4. Воспитывать уважение  к истории родного края, чувство патриотизма и любви к своей Родине

5. Формировать у детей нравственные чувства (веру, ответственность), нравственный облик (терпение, милосердие),  нравственное поведение (послушание, добрую волю), научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность,  доброжелательность, терпимость

Развивающие:

1. Развивать восприятие духовно – нравственных ценностей и патриотические начала через приобщение к православной культуре

2. Способствовать развитию интереса к истории и культуре своей страны

3. Развивать активную гражданскую позицию и любовь к прошлому и настоящему своей страны

4. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки детей

Основное направление реализации проекта: духовно – нравственное

Гипотеза: Князь Владимир крестил Русь, чтобы укрепить и объединить государство.

Объект исследования:  исторические события, связанные с крещением Руси.

Предмет исследования: роль Князя Владимира в крещении Руси.

Ресурсы для реализации проекта:

1. Интеллектуальные (потенциал коллектива авторов проекта; Интернет-ресурсы; анализ методической литературы)

2. Материальные (развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, спортинвентарь, компьютер, проектор)

3. Профессиональные (наличие компетентных квалифицированных  педагогов  высшей категории, владение педагогами личностно-развивающей, игровой технологиями).

4. Духовно-ценностные (ценностно-ориентационное единство в отношении проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей)

Ожидаемый результат: 

1. У дошкольников сформированы и закреплены представления о князе Владимире – крестители Руси, а также жизни людей на Руси

2. Обогащение словарного запаса детей новыми словами

3. Закреплено понятия «Крещение Руси»

4. Вызвать у детей познавательный интерес к истории нашей Родины.

5. Обогащены знания детей об истории России, что ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

План мероприятий

(деятельности в рамках проекта)

Этапы реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта

1.

Организационно-подготовительный

Выбор темы исследования, определение цели и задач, составление предварительного плана работы. Подведение детей к идее проекта.

Подбор литературы по теме  (каталог литературы,  включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге русских богатырей;  русские  былины, доступные детям старшего дошкольного возраста).

Разработка сценариев образовательных ситуаций по теме проекта.

Информирование родителей, создание презентации для привлечения в реализацию проекта.

Подготовка методического и  демонстрационного материала, оборудования (картотека иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих исторические факты и события из жизни древней Руси).

Создание развивающей среды, книжного уголка, фотовыставки.

2.

Основной

НОД:

«Как наши предки защищали Русь от врагов»,   «Былинные богатыри - славные защитники родной земли», «Князь Владимир – креститель Руси. Крещения Господне»,  «Таинство Крещения».

Чтение  и обсуждение  былин:

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром», «Садко»,  «Святогор  - Богатырь». Чтение отрывков из книги «Князь Владимир» (серия «защитники Земли Русской).

Беседы: 

 «Князь Владимир и крещение Руси»; «Святой Владимир – Креститель Руси», «Русские богатыри», «Заповеди христианства», «Игрушки детей в Древней Руси времен правления князя Владимира»

Нравственно-этическая беседа о добре и зле.

Подвижные игры:

Разучивание народных подвижных игр «Петушиный бой», «Слепой козел»,

«Поймай хвост» (ловишки с ленточками), «Змейка» (с веревкой), «Перетягивание каната», «Защити крепость», «Стрелок»,  «Вытолкни из круга».

Дидактические игры:

«Собери богатыря в дорогу», «Покажи путь богатырю», «В гости к былинам», «Почини  картинку»,  «Богатыри  земли  русской», «Что нужно для крещения».

Заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках

Конструирование     

«Древний город»,  «Возводим крепость»

Лепка  

«Змей Горыныч», «Богатырский конь»

Рисование   

«Дорога к Храму», «Владимир – красно солнышко», «Богатыри земли русской».

Слушание

П. И. Чайковский   «Марш деревянных солдатиков»,  Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце». Вступление к опере Римского-Корсакова «Садко». П. И. Чайковский   «Марш деревянных солдатиков», произведение  А. Пахмутовой «Богатырская сила»,  

Разучивание песен

 «Ты моя Россия» Г. Струве, «Россия жива» муз. и сл. Л. Николаевой,  русские  народные хороводные.

Рассматривание  картин 

В. М. Васнецова « Богатыри»,  «Крещение князя Владимира», «Крещение Руси», фрагмент репродукции картины М. Шанькова «Крещение Руси», К. Лебедев «Крещение киевлян», обсуждение,  составление рассказов.   Рассматривание репродукций, иллюстраций, икон.

Игры-пазлы

«Храм», «Дружина»

Ручной труд

 «Шлем князя Владимира»,  «Щит князя Владимира»; работа над созданием панно «Владимир - Креститель Руси»

Использование  ИКТ    

«Постройки Древней Руси:  изба, терем, палаты», «Крещение Руси», просмотр мультфильма «Князь Владимир» (2006г); просмотр художественного фильма «Легенда о княгине Ольге» (о юности маленького Владимира);  мультимедийная презентация «Путешествие по русской избе».

Конкурс - викторина  «Колесо истории»

Физическая культура

Спортивное развлечение   «Богатырские состязания».

Составление творческих рассказов  на тему: «Если бы я был богатырём».

Кроссворд «Снаряжение воина-дружинника»

3.

Заключительный

Итоговое мероприятие

Музыкально – литературный праздник «Святой князь Владимир и Крещение Руси»

Презентация проекта

Работа с родителями:

Совместные мероприятия («Дети - родители – педагоги») способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.

Организация совместных дел по проекту «Святой князь Владимир –

креститель Руси»  предполагает:

•Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;

•Оснащение с помощью родителей предметно-развивающей среды группы;

•Организация фоторепортажа на тему «Путешествуем по Древней Руси»;

•Игры-викторины по типу «Что? Где? Когда?», «Колесо истории», «Поле чудес»;

•Папка-передвижка на тему: «Крещение Руси»;

•Организация и участие в спортивном развлечении «Богатырские состязания»

Анализ результатов проекта:

В ходе работы над проектом «Святой князь Владимир – креститель Руси» у детей  сформировано представление о князе Владимире, как исторической личности; выявлены причины и последствиях крещения Руси. Созданы условия для более глубокого понимания истории и православной культуры нашей Родины.  Детям стало понятно, что Крещение  может очень сильно изменить человека - на примере Князя Владимира. После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. Он строил новые города, создавал систему пограничных крепостей, переселял племена с севера на юг. Ему удалось повысить международный авторитет Руси, укрепить связи с Византией, объединить народ единой религией, отменить жестокие языческие обычаи. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком. После смерти Владимира Святославовича народ долго оплакивал тяжелую утрату...

        Даже спустя более 1000 лет о князе Владимире помнят в нашем государстве потому, что он сделал очень важное: объединил людей одной верой. Церковь прививала народу новые правила отношений людей друг к другу, в том числе и такие заповеди христианства, как: «Не укради», «Не убий» и другие.  

       Проект способствовал развитию интереса к культуре и истории своей страны; прививались духовно-нравственные ценности через приобщение к православной культуре, создан иллюстративный и презентационный материал по данной теме.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы:

Мы решили продолжить изучение личности людей, причисленных к лику святых, их роли для  нашего народа.

Используемые материалы и ресурсы:

1. Репродукции картин известных художников и икон «Крещение Князя Владимира», «Равноапостольный Владимир» и другие

2. Программа О. Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –  Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010

3. Программа О.А. Соломенниковой «Радость творчества». Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5 – 7 лет. – М.: «Мозаика – СИНТЕЗ», 2012

4. Бойчук И.А. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством». –  Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2018

5. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст]: методическое пособие». –  Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2012

6. Т. Я. Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество». – М.: «Владос», 2011

7. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет» авторы-составители Т.М. Пименова, В.В. Архипова. – Волгоград «Учитель», 2017

8. Э. О. Бондаренко «Праздники христианской Руси: русский народный православный календарь». –  Калининград, 1993

9. Суленко И. А., Иванищина О. Н. «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России» Методическая разработка. – Волгоград «Учитель», 2013  

10. «Добрый Мир», методическое пособие (православная культура для малышей – духовно-нравственное образование в детском саду, авт. Л. Л. Шевченко. – Подмосковье «Полезная Библиотека», 2012.

11. http://www.maam.ru

12. https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию «Князь Владимир — креститель Руси. Крещения Господня».

Познакомить детей с новым православным праздником Крещения, с князем Владимиром - крестителем Руси....

Презентация «Князь Владимир — креститель Руси. ».

Познакомить детей  князем Владимиром - крестителем Руси....

Миссия святого князя Владимира и его сына князя Ярослава Мудрого в развитии культурной жизни на Руси.

Программное содержание:1.     Расширение знаний детей об истории книги, о князе Владимире и его сыне князе Ярославе Мудром.2.     Воспитание бережного отношения...

Презентация " Князь Владимир- Креститель Руси"

Презентация , посвящена 1000-летию памяти святого князя Владимира....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ на тему «Князь Владимир - креститель Руси»

Цель: познакомить детей  с князем Владимиром - крестителем Руси....

Конспект ООД «Князь Владимир — Креститель Руси»

Цель: формировать представления детей о православной культуре русского народа, храмах родного города и иконах почитаемых в них, правилах поведения в храме.Задачи:1. закрепить знания детей полученные п...